Ассоциации. Ассоциацией (Association) называется структурное отношение, показывающее, что объекты одной сущности связаны с объектами другой (см

Ассоциацией (Association) называется структурное отношение, показывающее, что объекты одной сущности связаны с объектами другой (см. главу 5). Так, класс Библиотека может быть связан ассоциацией "один ко многим" с классом Книга, показывая, что все экземпляры второго принадлежат одному экземпляру первого. Если имеется объект класса Книга, можно всегда найти содержащую его Библиотеку, а зная Библиотеку, в ней можно осуществить навигацию ко всем Книгам. Графически ассоциация изображается в виде линии, связывающей класс сам с собой или с другими классами. Используйте ассоциации, если хотите показать структурные отношения.

К ассоциациям применимы четыре базовых дополнения: имя, роль и кратность на каждом конце и агрегирование. В распоряжении опытных пользователей имеется ряд других свойств для моделирования тонких деталей, например навигация, квалификация и различные виды агрегирования.

Навигация. С помощью простой, не содержащей дополнений ассоциации между двумя классами (скажем, Книга и Библиотека) можно осуществлять навигацию между их объектами. Если явно не оговорено противное, то навигация по ассоциации может осуществляться в обоих направлениях. Но бывают случаи, когда необходимо ограничить ее только одним направлением. Например, как показано на рис. 10.3, при моделировании сервисов операционной системы можно столкнуться с ассоциацией между объектами User (пользователь) и Password (пароль). Если дан объект класса User, то нужно уметь находить соответствующие объекты класса Password, но обратное недопустимо, то есть не должно быть возможности по паролю определить пользователя. Направление ассоциации можно выразить явно, дополнив ее стрелкой, указывающей на допустимое направление движения.


Рис. 10.3 Навигация

Примечание: Если задано направление движения, это не обязательно означает, что вы никогда не сможете добраться от объектов на одном конце ассоциации к объектам на другом ее конце. Навигация описывает, скорее, эффективность перемещения. Так, в приведенном выше примере все-таки можно найти пользователя, зная его пароль, с помощью других ассоциаций, не показанных на этом рисунке. Возможность осуществлять навигацию в данном случае означает толькото, что до объектов на другом конце ассоциации можно добраться легко и быстро (как правило, потому, что в объекте-источнике хранятся ссылки на объекты-цели).

Видимость. При наличии ассоциации между классами объекты одного класса могут "видеть" объекты другого и осуществлять навигацию к ним, если это не запрещено явным указанием односторонней навигации. Но иногда бывает необходимо ограничить видимость объектов, связанных ассоциацией, для объектов, внешних по отношению к ней (открытый, защищенный и закрытый уровни видимости определены в главе 9). Например, как показано на рис. 10.4, между объектами UserGroup (группа пользователей) и User существует одна ассоциация, а другая - между объектами User и Password. Зная пользователя, можно найти его пароль, но эта информация принадлежит пользователю и не должна быть доступна извне (если, конечно, объект User явно не даст доступ к объекту Password, возможно посредством открытой операции). Поэтому, как явствует из рисунка, можно осуществлять навигацию от объекта UserGroup к входящим в нее объектам User и обратно, но из объекта UserGroup нельзя видеть объекты Password, принадлежащие отдельным объектам User.


Рис. 10.4 Видимость

В языке UML можно описать три уровня видимости для концевой точки ассоциации, подобно тому как это делается для классов. Для этого достаточно добавить символ видимости к ролевому имени. Если явно не оговорено противное, видимость роли устанавливается открытой. Закрытая видимость означает, что объекты на соответствующем конце недоступны для внешних по отношению к ассоциации объектов. Защищенная видимость показывает, что объекты на соответствующем конце недоступны внешним объектам, за исключением тех, что являются потомками объектов на противоположном конце ассоциации.

Квалификаторы. Одной из наиболее распространенных идиом в контексте ассоциаций является задача поиска. Как, зная объект на одном конце ассоциации, можно определить объект или группу объектов на другом ее конце? Рассмотрим для примера моделирование рабочего стола в мастерской, на котором сортируются возвращенные изделия, подлежащие ремонту. Как видно из рис. 10.5, для этого нужно смоделировать ассоциацию между классами РабочийСтол и Возвращен-ноеИзделие. Применительно к РабочемуСтолу определен jobID - идентификатор задания, связанный с каждым конкретным ВозвращеннымИзделием. В этом смысле jobID - атрибут ассоциации (см. главы 4 и 9). Он не является свойством объекта ВозвращенноеИзделие, поскольку изделия ничего не знают ни о ремонте, ни о заданиях. Если известен объект РабочийСтол и значение jobID, то можно осуществить навигацию к нулю или одному объекту ВозвращенноеИзделие. В языке UML эта идиома моделируется с помощью квалификатора, являющегося атрибутом ассоциации, значения которого разбивают множество объектов на подмножества, связанные с объектом на другом конце ассоциации. Квалифика-тор изображается в виде маленького прямоугольника, присоединенного к одной из концевых точек ассоциации, внутри которого располагаются атрибуты квалификатора (см. рис. 10.5). Объект-источник вместе со значениями атрибутов квалификатора порождает один целевой объект (если кратность цели не больше единицы) или множество таких объектов (если кратность больше единицы).


Рис. 10.5 Квалификатор

Примечание: Семантика квалификаторов нетривиальна, и существует ряд сложных примеров их использования. Однако чаще всего ситуации, в которых нужны квалификаторы, довольно просты. Если на одном конце ассоциации вы можете поместить поисковую структуру данных (например, хэш-таблииу или В-дерево), то объявите индекс, по которому производится поиск, как Квалификатор. Обычно кратность на исходном конце будет "много", а на целевом - 0..1.

Спецификатор интерфейса. Интерфейсом называется набор операций, которые используются для спецификации услуг, предоставляемых классом или компонентом, причем один класс может реализовывать несколько интерфейсов (см. главу 11). Перечень всех реализуемых классом интерфейсов образует полную спецификацию поведения класса. Однако в контексте ассоциации с другим целевым классом исходный класс может не раскрывать все свои возможности. Так, в словаре системы управления человеческими ресурсами класс Person (Сотрудник) способен реализовывать несколько интерфейсов: IManager (Управляющий), lEmployee (Работник), IOfficer (Служащий) и т.д. Как видно из рис. 10.6, отношения между начальником и подчиненными можно моделировать с помощью ассоциации типа "один ко многим", явно пометив роли в ней (см. главу 4) как supervisor (контролер) и worker (рабочий). В контексте этой ассоциации объект класса Person в роли supervisor предоставляет объектам worker только интерфейс Imanager; он же в роли worker предоставляет объекту supervisor лишь интерфейс IEmployee. На рисунке показано, что можно явно описать тип роли с помощью синтаксиса rolename: iname, где iname - некоторый интерфейс другого классификатора (см. главу 9).


Рис. 10.6 Указание типов интерфейсов

Композиция. Агрегирование является простой концепцией с достаточно глубокой семантикой. Простое агрегирование - чисто концептуальное отношение, оно лишь позволяет отличить "целое" от "части" (см. главу 5), но не изменяет смысла навигации по ассоциации между целым и его частями и не накладывает никаких ограничений на соотношение времен жизни целого и частей.

Однако существует вариация простого агрегирования - композиция, которая добавляет к семантике агрегирования новые важные особенности (для моделирования композиции используются атрибуты, см. главы 4 и 9). Композицией называется форма агрегирования с четко выраженным отношением владения, причем время жизни частей и целого совпадают. Части с нефиксированной кратностью могут быть созданы уже после самого композита, но, будучи созданы, живут и умирают вместе с ним. Впрочем, части могут быть удалены явным образом еще до уничтожения композита.

Это означает, что в случае композитного агрегирования объект в любой момент времени может быть частью только одного композита. Например, в оконной системе класс Frame (Рама) принадлежит только одному классу Window (Окно), тогда как при простом агрегировании "часть" может принадлежать одновременно нескольким "целым". Скажем, в модели дома объект Стена может принадлежать нескольким объектам Комната.

Кроме того, в композитном агрегировании целое отвечает за диспозицию своих частей, то есть композит должен управлять их созданием и уничтожением. Например, создав объект Frame в системе окон, вы должны присоединить его к объемлющему окну. Когда объект Window удаляется, он в свою очередь должен уничтожить принадлежащие ему объекты Frame.

Как показано на рис. 10.7, композиция является просто частным случаем ассоциации и обозначается путем дополнения ассоциации закрашенным ромбом на конце со стороны "целого".


Рис. 10.7 Композиция

Примечание: Композицию можно обозначить по-другому, включив символы частей внутрь символа композита. Эта форма особенно полезна, если вы хотите подчеркнуть отношения между частями, действительные только в контексте целого.

Классы-ассоциации. В ассоциации между двумя классами сама ассоциация также может иметь свойства. Например, в отношениях типа "работодатель/работник" между классами Компания и Человек имеется объект Работа, который описывает свойства отношения, применимые только к одной паре объектов Компания и Человек. Моделирование данной ситуации с помощью пары ассоциаций от Компании к Работе и от Работы к Человеку было бы неправильно, поскольку таким образом нельзя передать связь конкретного экземпляра объекта Работа с конкретной парой классов Компания и Человек.

На языке UML такая ситуация моделируется с помощью класса-ассоциации (Association class) - элемента, сочетающего в себе свойства как ассоциации, так и класса. Это означает, что класс-ассоциацию можно считать или ассоциацией, имеющей свойства класса, или классом со свойствами ассоциации. Изображают его в виде класса, соединенного пунктирной линией с ассоциацией, как показано на рис. 10.8.


Рис. 10.8 Классы-ассоциации

Примечание: Иногда возникает необходимость определить одинаковые свойства у нескольких классов-ассоциаций. Однако непосредственно присоединить один такой класс-ассоциацию к нескольким различным ассоциациям нельзя, поскольку он сам является ассоциацией. Чтобы достичь желаемого результата, определите обычный класс (например, С), а затем сделайте каждый класс-ассоциацию, которому нужны определенные свойства, наследником С, или используйте С как тип атрибута.

Ограничения. Рассмотренных выше простых и более развитых свойств отношений ассоциации, как правило, бывает вполне достаточно. Однако на тот случай, если вы хотите специфицировать смысловые нюансы, в языке UML предусмотрено пять ограничений, применимых к отношениям ассоциации (механизмы расширения UML обсуждаются в главе 6, а определенные в UML стереотипы и ограничения - в "Приложении В").

Прежде всего, можно указать, является ассоциация реальной или концептуальной:

  • Q implicit (неявный) - говорит о том, что данное отношение не показано явно (сделать вывод о его наличии можно только логическим путем), то есть является исключительно концептуальным. Например, если имеется ассоциация между двумя базовыми классами, то вы можете определить ту же самую ассоциацию и между их потомками (так как они наследуют отношения родительских классов). При этом данное отношение будет помечено словом implicit, поскольку оно не задано отдельно, а неявно вытекает из отношения, которое существует между родительскими классами.

Во-вторых, можно указать, упорядочены ли объекты на одном конце ассоциации (если ее кратность больше единицы):

  • ordered (упорядоченный) - определяет, что объекты на одном конце ассоциации явным образом упорядочены. Например, в ассоциации User/Password связанные с пользователем (User) пароли (Password) могут храниться в порядке их использования; в этом случае они должны быть помечены ключевым словом ordered.

Наконец, три последних ограничения связаны с изменяемостью экземпляров ассоциации (перечисленные ниже характеристики изменяемости применимы также к атрибутам, см. главу 9):

  • changeable (изменяемый) - показывает, что можно добавлять, удалять и изменять связи между объектами;
  • addOnly (только добавляемый) - говорит, что от объекта на противоположном конце ассоциации можно добавлять новые связи (см. главу 15);
  • frozen (замороженный) - означает, что связь, добавленная от объекта на противоположном конце ассоциации, не может быть впоследствии изменена или удалена.

Примечание: Строго говоря, ordered, changeable, frozen и addOnly - это свойства концевой точки ассоциации. Однако изображаются они с помощью нотации ограничений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: