Особенности богослужения

Накануне (в Среду вечером) совершается малое повечерие с трипеснцем св. Андрея Критского.

На утрени, после "Аллилуиа" и стихов обычных постовых поется (трижды) особым напевом тропарь: "Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию, предает. Виждь имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия. Иже о всех благий, Господи, слава Тебе".

Кафизмы на утрени нет. Тотчас после тропаря - возглас диакона: "И о сподобитися нам...", и читается Евангелие от Луки, зач. 108 от полу: "Приближашеся праздник опреснок..." По прочтении Евангелия и 50-го псалма поется полный канон: "Сеченое сечется море Чермное..." (Молитва "Спаси, Боже, люди Твоя..." перед каноном не читается). К тропарям канона припев: "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе". На 9-й песни канона "Честнейшую" не поем, но поем ирмос 9-й песни. Диакон запевает перед образом Божией Матери "Странствия Владычня...". Хор: "И бессмертныя трапезы...".

По 9-й песни - екзапостиларий (трижды): "Чертог Твой...".

Начало утрени такое же, как и в первые три дня, но конец следующий: "Благо есть..." - единожды. По Трисвятом - тропарь "Егда славнии ученицы...", после которого сугубая ектения. Далее диакон произносит: "Премудрость". Хор:

"Благослови". Священник: "Сый благословен...". Хор: "Утверди, Боже...", и читается 1-й час.


Особенность 1-го часа та, что на нем после Богородична часа читается паремия из книги пророка Иеремии, в которой изображается кротость Божественного Страдальца и злоба Его врагов. Чтение паремии предваряется и заключается пением прокимнов.

На утрени, после 1- го часа, а также после изобразительных отпуст совершается тот же, который произносился в первые три дня, т.е. "Грядый Господь на вольную страсть..."

Часы 3-й, 6- й и 9-й и изобразительные со слов: "Во Царствии Твоем..." совершаются вместе, "поскору", без пения. Лишь в конце изобразительных после возгласа диакона "Премудрость", поется "Достойно есть..." и прочее. Литургия совершается по чину св. Василия Великого в соединении с вечерней (без кафизмы). Она совершается после вечерни по той причине, что и Сам Господь установил Евхаристию вечером.

После стихир на "Господи, воззвах" и входа с Евангелием читаются три паремии (из книг: Исход, Иова и пророка Исаии), причем перед 1-й и 2-й паремиями поются особые прокимны.

После третьей паремии произносится малая ектения, поется Трисвятое и далее - обычный порядок литургии святого Василия Великого.

На литургии читается Апостол (Коринф., зач. 149) и Евангелие - избранные места в благовествовании трех евангелистов (Матфея, зач., 107, Луки, зач. 109 и Иоанна, зач. 44).

Вместо Херувимской песни, причастного стиха и стиха: "Тело Христово приимите..." (при причащении народа), а также вместо: "Да исполнятся уста наша..." поется песнь: "Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими...", в которой содержится обличение Иуды и исповедание благоразумного разбойника.

Вместо "Достойно есть" поется ирмос 9-й песни канона, в котором верующие приглашаются насладиться "странствия (гостеприимства) Владычня и безсмертныя трапезы".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: