Экономические показатели энергохозяйства предприятий

Поскольку энергохозяйство предприятий не является самостоятельным хозяйственным объектом, у него нет собственных экономических показателей, таких, как реализация, прибыль, рентабельность и т.п., они относятся к предприятию в целом. В то же время здесь полноправно присутствуют понятия «цена производства», «годовые эксплуатационные расходы», «себестоимость продукции» и т.д. Порядок расчета этих показателей практически тот же, что в промышленности и в энергетике.

Основные экономические показатели — прибыль, реализация и др. — могут возникнуть в энергохозяйстве:

а) при работе энергетиков на сторону, при обслуживании сторонних потребителей;

б) при выделении энергохозяйству части общей прибыли предприятия;

в) в порядке внутрипроизводственного коммерческого расчета, когда потребители расплачиваются с энергетиками — в действительности или условно — за предоставленные энергию, работы и услуги.

Если энергетическая продукция предприятия продается на сторону, она просто является одним из видов промышленных изделий, и расчеты по ее реализации такие же, как и для любой другой продукции.

Как и любое подразделение предприятия, энергохозяйство вправе рассчитывать на свою долю прибыли, которая ему и выделяется по результатам производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Распределение прибыли между производственными подразделениями представляет собой довольно сложную хозяйственную задачу.

Правомерным является подход к распределению общей прибыли исходя из того, что на предприятии рентабельность всех производственных фондов как основного производства, так и энергохозяйства должна быть одинаковой:

rф =mоф(о) = mэф(э) (тенге/год/тенге), (27)

где mо и mэ — общая прибыль предприятия (о) и та ее часть, которая приходится на энергетику (э), тенге/год;

Пф(о) и Пф(э)— производственные фон­ды всего предприятия и фонды, относящиеся к энергохозяйству, тенге.

Из выражения (27) следует, что прибыль энергетикам на предприятии должна выделяться пропорционально обслуживаемым производственным фондам. Однако, поскольку энергетика является фондоемким производством, такая пропорциональность была бы не оправдана. Поэтому очевидны целесообразность и справедливость распределения прибыли по долям, образующимся как некое среднее между пропорциями производственных фондов и численности персонала. Причем для энергохозяйства численность надо брать не фактическую, а плановую, поскольку недобор людей в энергослужбе, как правило, компенсируется интенсификацией труда штатного персонала энергохозяйства.

Грамотный внутрипроизводственный коммерческий расчет энергохозяйства, при котором сохраняется организационное единство предприятия, должен быть выгоден всем:

а) энергетикам, которые по результатам успешной работы могут получить реальные доходы на собственный банковский счет или субсчет;

б) основному и вспомогательному производствам предприятия, которые надежно и качественно будут обеспечиваться всеми видами энергии, энергоносителей и энергетических услуг;

в) предприятию в целом, поскольку хорошая и экономная работа энергетиков, особенно при проведении на предприятии эффективной энергосберегающей политики, будет способствовать снижению энергетической составляющей себестоимости и тем самым повышению прибыльности предприятия.

Однако такие результаты внутренних коммерческих отношений могут быть достигнуты только при правильном, экономически грамотном ведении дел.

Контрольные вопросы:

1) Какие плановые показатели специфичны для энергохозяйства?

2) В каких случаях энергохозяйство предприятия планирует основные экономические показатели?

3) Какие показатели являются расчетными, и какие вспомогательными?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: