Истоки философии: мифология, религия. Специфика философского мировоззрения. Предмет философии

Само слово «философия» возникло на базе двух древнегреческих слов: «любовь» и «мудрость». В буквальном переводе «философия» означает «любовь к мудрости». По преданию, первым слова «философия» и «философ» («любящий мудрость») употребил Пифагор. Зародилась философия в середине I тыс. до н.э. в трех древних ци­вилизациях: Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае, причем произошло это в данных странах независимо друг от друга. Во всех регионах философия возникла на базе мифологии. Попытки рацио­нального осмысления мира и человека привели к формированию сна­чала предфилософии, а затем и самой философии. То есть мифология – это ранняя форма общественного сознания, которая опирается на субъективно-эмоциональные образы. Потребности в осмыслении на этом уровне нет, мифология не нуждается в интеллекте.

Религия – это форма общественного сознания, которая опирается на представление о сверхъестественном. Особенностью религии является ВЕРА в сверхъестественное, религия не нуждается в интеллекте.

Философия – это форма общественного сознания, которая направлена на предельно-общую постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов. Это уже интеллектуальный уровень. С помощью сознания человек начинает рассуждать о проблемах, поставленных ещё мифологией и религией.

Философия возникла в эпоху перехода от патриархальных обществ, регулируемым мифологическим сознанием, к первым земледельческим и городским цивилизациям древности. Важную роль в возникновении философии сыграла борьба классов. Философия возникает как мировоззрение новых слоев городского населения, борющихся с теми, кто обосновывал свое право на власть и привилегии, исходя из мифологического мировоззрения. У новых слоев появляется социальная потребность в новом мировоззрении, которое отодвигало бы мифологическое мировоззрение на задний план и соответствовало бы уровню знаний этих слоев.

Философия отличается от иных форм мировоззрения тем, что относится, прежде всего, к научной сфере общественного сознания (и не только к ней), а внутри нее имеет специфический категориальный аппарат, опирающийся в своем развитии не на одну какую-либо научную дисциплину, а на весь единый совокупный опыт развития человека.

Сущность философии и одновременно предмет – это размышления над всеобщими проблемами в системе «мир-человек».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: