Федор Михайлович Достоевский родился 30 октября 1821 г. в семье военного врача.
Подобно другим русским мыслителям XIX в., Достоевский чувствовал глубокую неудовлетворенность тем мировоззрением, которое было связано с русским церковным православием XVII—XIX вв. Не отрекаясь от него явно, он пытался найти в нем то содержание, которое было утрачено в прежние века. В связи с этим чаще всего трагедия неверия у Достоевского органически дополняется парадоксальной трагедией веры, именно искренняя вера, не признающая компромиссов, или ее искание становятся источником страданий и даже гибели героя, как это происходит.
Для Достоевского вера приносит с собой тревожные искания подлинного смысла жизни. Обретение веры не столько разрешает самые важные жизненные проблемы, сколько помогает правильно поставить их, именно в этом ее значение.
Достоевский выводит на первый план проблему неразрешимой антиномичности человеческого бытия. Основой и источником этой антиномичности является противоречие между всеобщностью, благостью, вневременностью Бога и эмпирической конкретностью, ущербностью, смертностью человека. Он хочет оправдать перед лицом Бога саму конкретную, неповторимую и ограниченную личность, во всем богатстве ее благих и злых проявлений. Человек для него — это уникальное и иррациональное в своей сущности создание, совмещающее в себе самые радикальные противоречия мироздания.
И несмотря на такую противоречивость, человек представляет собой цельность, которую почти невозможно разложить на составляющие и признать вторичной по отношению к какой-то более фундаментальной сущности — даже по отношению к Богу! Это и порождает проблему взаимосвязи Бога и человека, их отношение в определенном смысле становится отношением равноправных сторон
Для Достоевского иррационально-мистическое единство людей, реализованное в земной жизни, отличается от того единства, которое должно осуществиться в Боге. Он не очень верит в окончательную достижимость идеального состояния человека, человечества, всего мирового бытия.
Как и Герцен, Достоевский утверждает абсолютность личности; однако при этом он настаивает на том, что ценность и независимость каждого из нас имеют основой мистические взаимосвязи с другими людьми. Как только человек обрывает эти взаимосвязи, он теряет себя.
Достоевский не признает господства мира, природы, неживого бытия над человеком; человеческая личность есть своего рода динамический центр бытия. Человек — это и есть тот творческий центр реальности. Достоевского интересуют не психологические нюансы душевной жизни человека, а те «динамические» составляющие личностного бытия, в которых выражается волевая энергия личности. При этом творческим актом может стать даже преступление. Фактически Достоевский принимает личность за Абсолют.
Из такого понимания абсолютности личности вытекает, что те усилия, которые личность должна осуществлять в каждое мгновение своей жизни ради преображения своего земного бытия, и составляют суть веры; вера —это реальная сила, заключенная в человеке и способная преобразить его.
Таким образом отказываясь от классической формы наукообразного философского трактата и превращая свои романы в адекватную форму философствования, Достоевский как раз и осуществил такое радикальное изменение «объекта» и «метода» философии.






