Мировоззрение Ф.М. Достоевского: идейная эволюция от социалистических воззрений к христианской этике

Федор Михайлович Достоевский родился 30 октября 1821 г. в семье военного врача.

Подобно другим рус­ским мыслителям XIX в., Достоевский чувствовал глубокую неудовлетворенность тем мировоззрением, которое было связано с русским церковным пра­вославием XVII—XIX вв. Не отрекаясь от него явно, он пытался найти в нем то содержание, которое было утрачено в прежние века. В связи с этим чаще всего трагедия неверия у Достоевского органически допол­няется парадоксальной трагедией веры, именно искренняя вера, не признающая компромиссов, или ее искание становятся источником страданий и даже гибели героя, как это происходит.

Для Достоевского вера приносит с собой тревожные искания по­длинного смысла жизни. Обретение веры не столько разрешает самые важные жизненные проблемы, сколько помогает правильно поставить их, именно в этом ее значение.

Достоевский выводит на первый план проблему неразрешимой антиномичности человеческого бытия. Основой и источником этой антиномичности является про­тиворечие между всеобщностью, благостью, вневременностью Бога и эмпирической конкретностью, ущербностью, смертностью человека. Он хо­чет оправдать перед лицом Бога саму конкретную, неповторимую и ограниченную личность, во всем богатстве ее благих и злых проявлений. Человек для него — это уникальное и иррациональное в своей сущности создание, совмещающее в себе самые радикальные противоречия мироздания.

И несмотря на такую противоречивость, человек представляет со­бой цельность, которую почти невозможно разложить на составляющие и признать вторичной по отношению к какой-то более фундамен­тальной сущности — даже по отношению к Богу! Это и порождает проблему взаимосвязи Бога и человека, их отношение в определенном смысле становится отношением равноправных сторон

Для Достоевского ирра­ционально-мистическое единство людей, реализованное в земной жиз­ни, отличается от того единства, которое должно осуществиться в Бо­ге. Он не очень верит в окончательную достижимость идеального состояния человека, челове­чества, всего мирового бытия.

Как и Герцен, Достоевский утверждает абсолютность личности; одна­ко при этом он настаивает на том, что ценность и независимость каж­дого из нас имеют основой мистические взаимосвязи с другими людь­ми. Как только человек обрывает эти взаимосвязи, он теряет себя.

Достоевский не признает господства мира, природы, неживого бы­тия над человеком; человеческая личность есть своего рода динамиче­ский центр бытия. Человек — это и есть тот творческий центр реальности. Достоевского интересуют не психологиче­ские нюансы душевной жизни человека, а те «динамические» составляющие личностного бытия, в кото­рых выражается волевая энергия личности. При этом творческим актом может стать даже преступление. Фактически Достоевский принимает личность за Абсолют.

Из такого понимания абсолютности личности вытекает, что те усилия, которые личность должна осуществлять в каждое мгновение своей жизни ради преображения своего земного бытия, и составляют суть веры; вера —это реальная сила, заключенная в человеке и способная преобразить его.

Таким образом отказываясь от классической формы наукообразного философского трактата и превращая свои романы в адекватную форму философство­вания, Достоевский как раз и осуществил такое радикальное измене­ние «объекта» и «метода» философии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: