Федор Михайлович Достоевский родился 30 октября 1821 г. в семье военного врача.
Подобно другим русским мыслителям XIX в., Достоевский чувствовал глубокую неудовлетворенность тем мировоззрением, которое было связано с русским церковным православием XVII—XIX вв. Не отрекаясь от него явно, он пытался найти в нем то содержание, которое было утрачено в прежние века. В связи с этим чаще всего трагедия неверия у Достоевского органически дополняется парадоксальной трагедией веры, именно искренняя вера, не признающая компромиссов, или ее искание становятся источником страданий и даже гибели героя, как это происходит.
Для Достоевского вера приносит с собой тревожные искания подлинного смысла жизни. Обретение веры не столько разрешает самые важные жизненные проблемы, сколько помогает правильно поставить их, именно в этом ее значение.
Достоевский выводит на первый план проблему неразрешимой антиномичности человеческого бытия. Основой и источником этой антиномичности является противоречие между всеобщностью, благостью, вневременностью Бога и эмпирической конкретностью, ущербностью, смертностью человека. Он хочет оправдать перед лицом Бога саму конкретную, неповторимую и ограниченную личность, во всем богатстве ее благих и злых проявлений. Человек для него — это уникальное и иррациональное в своей сущности создание, совмещающее в себе самые радикальные противоречия мироздания.
|
|
И несмотря на такую противоречивость, человек представляет собой цельность, которую почти невозможно разложить на составляющие и признать вторичной по отношению к какой-то более фундаментальной сущности — даже по отношению к Богу! Это и порождает проблему взаимосвязи Бога и человека, их отношение в определенном смысле становится отношением равноправных сторон
Для Достоевского иррационально-мистическое единство людей, реализованное в земной жизни, отличается от того единства, которое должно осуществиться в Боге. Он не очень верит в окончательную достижимость идеального состояния человека, человечества, всего мирового бытия.
Как и Герцен, Достоевский утверждает абсолютность личности; однако при этом он настаивает на том, что ценность и независимость каждого из нас имеют основой мистические взаимосвязи с другими людьми. Как только человек обрывает эти взаимосвязи, он теряет себя.
Достоевский не признает господства мира, природы, неживого бытия над человеком; человеческая личность есть своего рода динамический центр бытия. Человек — это и есть тот творческий центр реальности. Достоевского интересуют не психологические нюансы душевной жизни человека, а те «динамические» составляющие личностного бытия, в которых выражается волевая энергия личности. При этом творческим актом может стать даже преступление. Фактически Достоевский принимает личность за Абсолют.
|
|
Из такого понимания абсолютности личности вытекает, что те усилия, которые личность должна осуществлять в каждое мгновение своей жизни ради преображения своего земного бытия, и составляют суть веры; вера —это реальная сила, заключенная в человеке и способная преобразить его.
Таким образом отказываясь от классической формы наукообразного философского трактата и превращая свои романы в адекватную форму философствования, Достоевский как раз и осуществил такое радикальное изменение «объекта» и «метода» философии.