Тема 6. Рынок как форма организации экономической деятельности общесва

Рынок – система экономических отношений, которая связана с обменом товара и услуг на основе широкого использования различных форм собственности товарно-денежных и финансовых

Основные этапы формирования рынка:

· Классический свободный рынок, который длился до середины XIX ст. Государство не вмешивалось в экономику, при этом считалось, что сами рыночные механизмы на основе действия совокупности объективных экономических законов, таких как:

(Закон стоимости, Закон прибыли, Закон цен, Закон спроса и предложения) достигали необходимого соотношения и регулирования. (недостатки: неравномерность стихийного развития, нет защиты населения)

· Регулируемый рынок (с сер. XIX-50-е XX) На данном этапе государство стало активно вмешиваться в экон жизнь общества с целью ограничения власти монополий и защиты конкурентной среды

· Социально-ориентированный (с 50-х XX)на данном этапе кроме механизмов регулирования, государство берет на се6бя обязанность выполнения функции социальной защиты населения.

Характерные черты современного рынка:

· Экономическая свобода

· Конкуренция

· Мобильность ресурсов

· Автономность действий участников рынка

· Высокий уровень информированности субъектов рынка

· Социализация и глобализация экономической среды

Важнейшие функции рынка:

· Функция регулирования- рынок регулирует все фазы производства определяя пропорции, направления и разделы экономических ресурсов на микро- и макроуровне

· Стимулирования. Рынок побуждает производителей товаров и услуг к снижению затрат, превышению качества и потребительских свойств товара. Он создает действенный механизм мотивации труда и стимулирует внедрение в производство новых достижений.

· Распределительная – доходы производителей и потребителей в рыночной экономике дифференцируются посредством цен, обуславливая социальные неравенства отдельных групп населения

· Эффективная – рынок обеспечивает такую комбинацию использования ресурсов, которая обеспечивала бы максимальную эффективность относительно товаров и услуг.

· Информационная – рынок через цены информирует производителя, что выгодно производить и покупать, а что нет.

· Интеграция – рынок объединяет субъектов экономической системы в одно целое, обеспечивая тем самым возможность интеграции в мировое хозяйство.




double arrow
Сейчас читают про: