Все смазочные масла маркируются согласно установленных стандартов Российской Федерации. Различные классы масел обозначаются, как правило, по первой букве наименования класса. Например, моторные масла обозначаются буквой «М,» индустриальные - буквой «И», трансмиссионные - букой «Т», толодильные – буквой «Х», компрессорные – буквой «К» и т.д.
Моторные масла. Согласно ГОСТ 17479.1-85 РФ в основу классификации моторных масел положены класс вязкости при 100оС (табл.3.1.) и группа двигателя по эксплуатационным свойствам (табл. 3.2.). Моторные масла подразделяют на восемь классов от 6 до 24 в зависимости от кинематической вязкости масла при 100оС и на четыре класса по вязкости при –18оС для базовой основы зимних и всесезонных масел. Кроме того, определены десять классов вязкости загущенных масел для зимнего и всесезонного применения (табл.3.1.) в зависимости от кинематической вязкости при 100 оС и -18 оС.
По эксплуатационным свойствам двигатели подразделяются на группы, обозначенные буквами А, Б, В, Г, Д и Е с индексами 1 или 2 (табл.3.2.).
|
|
Система обозначения моторных масел включает несколько знаков разделенных дефисом: букву М (моторное), цифру или две цифры через дробь, характеризующую класс вязкости и букву с индексом, обозначающую принадлежность к группе двигателя по эксплуатационным свойствам. Индекс 1 указывает, что данное масло предназначено для бензинового двигателя, 2 – дизеля. Если после буквы индекс не проставлен, то это означает, что масло универсальное.
Значения кинематической вязкости, мм2/с при: | КЛАССЫ ВЯЗКОСТИ | ||
ГОСТ 17479.1-85 | SAE J300 | ||
1000С | - 180С, не более | ||
5,6 – 7,0 | |||
7,0 - 9,2 | |||
9,3 – 11,5 | |||
11,5 – 12,5 | |||
12,5 – 14,5 | |||
14,5 – 16,3 | |||
16,3 - 21-9 | |||
16,3 - 21-9 | |||
- | 0W | ||
<3,8 | 3з | 5W | |
<4,1 | 4з | 10W | |
<5,1 | 5з | 15W | |
<5,6 | 6з | 20W | |
7,0 – 9,3 | 3 з /8 | 5W-20 | |
5,6 – 7,0 | 4 з /6 | 10W-20 | |
5,6 – 7,0 | 4 з /8 | 10W-20 | |
9,3 – 11,5 | 4 з /10 | 10W-30 | |
9,3 – 11,5 | 5 з /10 | 15W-30 | |
11,5 – 12,5 | 5 з /12 | 15W-30 | |
12,5 – 14,5 | 5 з /14 | 15W-40 | |
9,3 – 11,5 | 6 з /10 | 20W-50 | |
12,5 – 14,5 | 6 з /14 | 20W-40 | |
14,5 – 16,3 | 6 з /16 | 20W-40 |
ГРУППА ДВИГАТЕЛЯ | обозначения | |||
ГОСТ 17479.1 | API | |||
Бензиновый | Дизель | Бензиновый | Дизель | |
Нефорсированные | А1 | А2 | SB* | - |
Малофорсированные | Б1 | Б2 | SC* | CA* |
Среднефорсированные | В1 | В2 | SD* | CB* |
Высокофорсированные | Г1 | Г2 | SE* | CC* |
Высокофорсированные с турбонаддувом | Д1 | Д2 | SF* | CD* |
Дизельные двигатели с лубрикатной системой смазки | - | Е | - | CE |
SH | CF | |||
SJ | CG | |||
SL | CH |
*). C 2002 указанные группы масел исключены из стандарта API
Зачастую у потребителя масел возникает необходимость решения вопросов взаимозаменяемости моторных масел, когда необходимо для отечественного автомобиля подобрать масло зарубежного производителя и наоборот. Общепринятой в международном масштабе стала классификация масел по вязкости Американского Общества инженеров автомобилистов SAE в частности SAE J300. Соответствие классов вязкости по ГОСТ и SAE приведено в табл. 3.1. Уровень эксплуатационных свойств и области применения большинство производителей моторных масел указывают по классификации API – Американского института нефти. По классификации API моторные масла делят на две категории «S» (Service) – масла для бензиновых двигателей и «С» (Commercial) – масла для дизелей. Группа двигателя обозначается буквой латинского алфавита следующей за буквой обозначающей категорию, например SF, SG или CC, CD, CF и т.д. Для универсальных масел через дробь указываются обе категории – SF/CC, SH/CF и т.д. В табл. 3.2. приведено соответствие групп двигателя по ГОСТ и классификации API. С 2002 года из стандарта API были исключены масла категорий до SH и CD.
|
|