Смазочное масло представляет собой масляную основу - базовое масло, в которую вводят присадки разного функционального назначения. Масла можно классифицировать происхождению, способу получения и по назначению.
По происхождению все смазочные масла делят на нефтяные, или минеральные, синтетические и смешанные, содержащие в своем составе нефтяной и синтетический компоненты в разных соотношениях. Кроме того, нефтяные масла можно подразделить на дистиллятные, получаемые из вакуумных дистиллятов и остаточные, получаемые из остатков перегонки нефти - гудронов. По способу получения нефтяные масла подразделяются на масла, полученные кислотно-щелочной, кислотно-контактной, селективной очисткой, либо гидроочисткой. В последнее время широко применяются масла гидрокрекинга.
По назначению масла делятся на моторные, индустриальные, трансмиссионные, компрессорные, турбинные, и другие. Моторные масла по объему производства и потребления уверенно занимают лидирующую позицию. Их производиться более 55% от общего объема смазочных масел.
|
|
Вторую большую группу составляют индустриальные масла; объем их выпуска около 30%. Намного меньше производится трансмиссионных масел - около 10%. Общий объем выпуска всех остальных групп масел составляет около 5 %.
Рис.2. Классификация масел по происхождению
Моторные масла - это те смазочные масла, которые применяются в двигателях внутреннего сгорания для смазывания цилиндро-поршневой группы и подшипников коленчатого вала.
Индустриальные масла применяют для смазки машин и механизмов различного промышленного оборудования - редукторов станков, лебедок, направляющих скольжения, прокатных станов и др.
К трансмиссионным маслам относятся масла для смазывания, в первую очередь, трансмиссий автомобильной и автотракторной техники - коробки передачи, дифференциала, а также других высоконагруженных цилиндрических, конических, спирально-конических, гипоидных и др. зубчатых передач.
Рис.3. Классификация масел по областям применения.
Не зависимо от области применения смазочные масла выполняют следующие функции:
- уменьшают трение, возникающее между трущимися поверхностями сопряженных деталей;
- снижают износ и предотвращают задир;
- отводят тепло от трущихся деталей;
- защищают трущиеся поверхности от коррозионного воздействия
внешней среды.
Кроме того, масла должны обладать:
- оптимальными вязкостно-температурными свойствами для облегчения запуска машин и механизмов при низких температурах окружающего воздуха, для снижения износа трущихся деталей и уменьшения потерь мощности машины или механизма на трение;
|
|
- хорошими смазочными свойствами для облегчения надежной смазки на всех режимах работы объекта;
- достаточной антиокислительной стойкостью, препятствующей значительному изменению химического состава масла в процессе его работы;
- хорошими моющими свойствами с целью снижения склонности к образованию отложений на нагретых металлических поверхностях и в системе смазки;
- высокими противокоррозионными свойствами по отношению к конструкционным материалам, особенно к цветным металлам и сплавам при рабочих температурах масла;
- удовлетворительными защитными свойствами для предохранения металлов от атмосферной коррозии прежде всего в период остановки машины или механизма.
Кроме этого, смазочное масло должно обладать: низкой испаряемостью, малой пенообразующей способностью и эмульгируемостью, не должно оказывать отрицательного воздействия на уплотнительные материалы, не отличаться высокой токсичностью и не подвергаться биоповреждениям, а также не вызывать загрязнения окружающей среды, не изменять своих свойств при хранении, легко транспортироваться и перекачиваться.