Классификация информационных систем - ИС

Информационные системы могут значительно различаться по типам объектов, характером и объемом решаемых задач и рядом других признаков.

Общепринятой классификации ИС до сих пор не существует, поэтому их можно классифицировать по разным признаками, что вызвало существование нескольких различных классификаций ИС.

Согласно общепринятой классификации ИС - информационные системы - подразделяются:

  • по масштабам применения - настольные и офисные
  • по признаку структурированности задач - структурированные (формализуемые), не структурируемые (не формализуемые), частично структурируемые. Частично-структурированные делятся на: ИС репортинга и ИС разработки альтернативных решений (модельные, экспертные). Экспертные в свою очередь делятся на:
    • централизованные, децентрализованные и коллективного использования;
    • с интеграцией по уровням управления, по уровням планирования и т.д.
  • по функциональному признаку – производственные, маркетинговые (анализа рынка, рекламные, снабженческие и т.п.), финансовые (бухгалтерские, статистические, и т.п.), кадровые;
  • по квалификации персонала и уровням управления – стратегические (топ-менеджеров), функциональные (менеджеров среднего звена) и оперативные (специалистов);
  • по характеру обработки информации: системы обработки данных, системы управления, система поддержки принятия решений;
  • по оперативности обработки данных – пакетной обработки и оперативные;
  • п о степени автоматизации - ручные, автоматические, автоматизированные;
  • по характеру использования информации - на информационно-поисковые, информационно-справочные, информационно-решающие, управляющие, советующие и т.п.;
  • по степени централизации обработки информации — на централизованные, децентрализованные, информационные системы коллективного использования;
  • по характеру использования вычислительных ресурсов – на локальные и распределенные;
  • по сфере деятельности - на государственные, территориальные (региональные), отраслевые, объединений, предприятий или учреждений, технологических процессов;
  • по классу реализуемых технологических операций - на системы с текстовыми редакторами, системы с табличными редакторами, СУБД, СУБЗ, системы с графикой, мультимедиа, гипертекстом;
  • по месту в процессе управления предприятия – на АРМ специалиста, ИС руководителя, ИС внешнего контролера, интегрированные системы, объединяющие в себе часть или все из этих функций;
  • по концепции построения – файловые, автоматизированные банки данных, банки знаний, ХД;
  • по режиму работы - на пакетные, диалоговые и смешанные.

Рассмотрим классификацию ИС по уровню сложности, предложенную Meta Group:

1) однопользовательские (Personal);

2) многопользовательские низкого уровня (Low end Multiuser);

3) уровня предприятия (Enterprise);

4) межрегиональные распределенные (Wide Area Distributed);

5) очень большие (Very Large);

6) сверхбольшие (Ultra large).

ИС первого и второго уровня сложности иногда называют автоматизированными рабочими местами – АРМами (в англ. варианте – " desktop " и " webtop ").

Первоначально АРМ рассматривался как рабочее место специалиста, оборудованное техническими средствами и программным обеспечением, позволяющими автоматизировать выполнение должностных обязанностей.

В настоящее время специалист не обязательно привязан к конкретному рабочему месту и может решать профессиональные задачи, находясь дома, в офисе или в командировке. Поэтому под АРМом чаще всего понимают не само рабочее место, а набор инструкций для конкретного специалиста при работе с ИС и его пользовательский интерфейс.

Таким образом, АРМ – это подкласс ИС первого и второго уровней сложности.

ИС третьего и четвертого уровней получили название корпоративных ИС (КИС).

КИС – это ИС, функционирующая в компьютерной сети масштаба предприятия (enterprise – wide network), признаками которой являются:

- территориальная распределенность узлов (несколько производственных площадок);

- гетерогенность вычислительной среды (различные протоколы, операционные платформы, используемые СУБД и др.);

- разнородность приложений пользователей (разные цели);

- большое число пользователей различной квалификации.

В настоящее время ИС уровней 4,5 и 6, чаще всего определяют как ИС, работающие в Интернете и интранете (intranet), где intranet рассматривается как технология, аналогичная Интернету, но в масштабах корпорации или учреждения.

Далее кратко рассматриваются основные типы и виды ИС в порядке приведенной выше классификации. Особо значимые типы ИС будут детально и подробно рассмотрен в соответствующих разделах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: