3.6.1. Расчет стоимости основных производственных фондов (капитальные вложения)
Основные производственные фонды – это те средства труда, которые участвуя в процессе производства на протяжении многих производственных циклов, сохраняют в течение длительного периода свои свойства и натуральную форму. По мере износа их стоимость постепенно переносится на стоимость готовой продукции.
Оборотные фонды – это предметы труда, которые принимают участие только в одном производственном цикле, в течение которого полностью переносят свою стоимость на стоимость готовой продукции.
3.6.2. Расчет текущих производственных затрат
В соответствии со статьей 253 НК расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя:
- расходы, связанные с выполнением работ, оказанием услуг;
- расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии;
- расходы на обязательное и добровольное страхование;
- прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.
- Расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на:
- материальные расходы;
- расходы на оплату труда;
- суммы начисленной амортизации;
- прочие расходы.
3.6.2.1. Материальные расходы
В соответствии со статьей 254 НК к материальным расходам, в частности, относятся следующие затраты:
- на приобретение сырья и (или) материалов, используемых при выполнении работ, оказании услуг и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при выполнении работ, оказании услуг;
- на приобретение материалов и товаров (включая предпродажную подготовку) и на другие производственные и хозяйственные нужды;
- на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию;
- на приобретение топлива, воды, энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, отопление зданий;
- на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика. К работам (услугам) производственного характера относятся выполнение отдельных операций по производству (изготовлению) продукции, выполнению работ, оказанию услуг, обработке сырья (материалов), контроль за соблюдением установленных технологических процессов, техническое обслуживание основных средств и другие подобные работы. К работам (услугам) производственного характера также относятся транспортные услуги сторонних организаций (включая индивидуальных предпринимателей) и (или) структурных подразделений самого налогоплательщика по перевозкам грузов внутри организации, в частности перемещение сырья (материалов), инструментов, деталей, заготовок, других видов грузов с базисного (центрального) склада в цеха (отделения) и доставка готовой продукции в соответствии с условиями договоров (контрактов);
- связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения (в том числе расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы на захоронение экологически опасных отходов, расходы на приобретение услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов, очистке сточных вод, платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и другие аналогичные расходы).
Сумма материальных расходов уменьшается на стоимость возвратных отходов.
- В составе затрат на материалы отражается стоимость всех расходуемых при техническом обслуживании подвижного состава и других технических средств и устройств покупных материалов (обтирочных, смазочных, лакокрасочных, изоляционных, электротехнических, крепежных материалов, различных минеральных и органических масел), запасных частей для ремонта подвижного состава и других технических средств, автомобильных шин.
- В затраты на материалы включаются так же суммы погашения износа инструментов, инвентаря и оборудования, относимых к малоценным и быстроизнашивающимся предметам и суммы погашения износа бесплатно выдаваемой спецодежды.
- Расходы на приобретение топлива, воды, энергии всех видов.
- расходы на содержание и эксплуатацию основных средств состоят из следующих статей:
- Расходы на ремонт оборудования принимается примерно 5% от его стоимости.
- Расходы на содержание здания (помещения) Рсод.зд.принимают равными 3% от стоимости здания (помещения).
- Расходы на ремонт здания Срем.зд.принимают равными 2% от его стоимости.
- Расходы на содержание, ремонт и возобновление инвентаря Ринв.составляют 7% от его стоимости.
- Расходы на охрану труда Рохр.тр. можно принимать равными 700 рублей на одного работающего.
- Рэкол - расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы на захоронение экологически опасных отходов, расходы на приобретение услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов, очистке сточных вод, платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и другие аналогичные расходы).
Расчет указанных расходов приведен в методических указаниях в разделе 3.4.2.
3.6.2.2. Расчет расходов на оплату труда
В соответствии со статьей 255 НК в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
3.6.2.3. Амортизация основных фондов
В соответствии со статьей 256 амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 рублей.
3.6.3. Расчет себестоимости, прибыли и налогов
Себестоимость человека-часа определяется по формуле:
S = ∑ Робщ. / Т.усл., (21)
где Робщ.– общие расходы за год, руб.;
Т.усл.– годовой объем работ по предоставляемой услуге.
Принимая рентабельность R равной 15-35% определяем цену трудозатрат (одного человека-часа) - Ц:
Ц = S ∙ R, (22)
где R – рентабельность.
Выручку рассчитываем следующим образом:
Д = Ц ∙ Т.усл.(23)
где Тусл.– годовой объем работ на участке, где предоставляется услуга.
Прибыль от реализации:
Пр. = Д – Робщ.(24)
В том случае, когда расчет производится по всему СЦ, в расчет берётся не Т.усл., а годовой объем работ по всему СЦ -
.
3.6.4. Расчет финансово-экономических показателей
Рентабельность затрат по балансовой прибыли:
Rзатр.= Пр / ∑ Робщ.(25)
Прибыль, которая учитывает все результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия, называется балансовая прибыль. Она включает, - прибыль от реализации продукции (работ, услуг), прибыль от прочей реализации, доходов по внереализационным операциям, уменьшенным на сумму расходов по этим операциям.
Срок окупаемости проекта:
Т = Соф. / Пр (26)
Технико-экономические и финансовые показатели представляются в виде таблицы (см. таблицу 4).
Таблица 4 - Сводная таблица технико-экономические и финансовых показателей
| № | Показатели | Единицы | Значения в проекте |
| Годовой объем работ СЦ (ТСЦ) | чел-ч | ||
| Годовой объем работы по предоставляемой услуге(Т усл.) | чел-ч | ||
| Площадь здания (участка) | м2 | ||
| Стоимость здания (участка) | руб. | ||
| Стоимость оборудования (во всем СЦ или на участке) | руб. | ||
| Количество производственных рабочих (во всем СЦ или на участке) | чел. | ||
| Средняя заработная плата за месяц | руб. | ||
| Себестоимость чел-ч | руб. | ||
| Цена нормо-часа для клиента | руб. | ||
| Рентабельность затрат по балансовой прибыли | % | ||
| Срок окупаемости капитальных вложений | лет |
Подробная методика расчета представлена в методичке по экономической части ДП: Пирозерская О.Л., Варганова С.Ю. Расчеттехнико – экономическихпоказателейавтосервиса.Методические указания по выполнению экономической части дипломных проектов студентов специальности 100101.65 «Сервис» по специализации «Автосервис» – СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2011. – 37с.
Литература
- Автосервис: станция технического обслуживания автомобилей. Учебник/ под редакцией В.С. Шуплякова, Ю.П. Свириденко. – М.:Альфа-М: ИНФАРМА-М,2009.-480с.
- Вахламов В.К. Автомобили: основы конструкции. - М, «Академия», 2008, 528 с.
- Волгин В.В. Автосервис: Производство и менеджмент. - М; «Дашков и К», 2004, 440 с.
- Управление автосервисом: Учебное пособие для ВУЗов/ Под_общей ред. Л.Б. Миротина. – М.: Издательство «Экзамен», 2004.-320с.
- Волгин В.В. Автосервис: Создание и компьютеризация. - М; «Дашков и К», 2008, 572 с.
- Диксон П.Р. Управление маркетингом./Пер с англ. - М., Бином, 1998
- Котлер Ф. Основы маркетинга/Пер с англ. - М: Прогресс, 1990, 736 с.
- Марков О.Д. Автосервис: Рынок, автомобиль, клиент. - М: Транспорт, 1999, 270 с.
- Майкл Л.Джордж Бережливое производство + шесть сигм в сфере услуг. – М, Альпина Бизнес Букс, 2005, 402 с.
- Миротин Л.Б. и др. Управление автосервисом: учебное пособие для вузов. – М: Экзамен, 2004, 320 с.
- Шарипов В.М. Основы эргономики и дизайна автомобилей и тракторов – М, Академия, 2007, 256 с.
- Сторер Д., Джонс Б. Мощность. Тюнинг двигателя. Руководство – СПб: Алфанер Паблишинг, 2005, 200 с.
- Портер Л. Автомобильные кузова – СПб: Алфанер Паблишинг, 2003, 280 с.
- Муссельвайт Б., Джекс Б. Тюнинг автомобиля. - СПб: Алфанер Паблишинг, 2003, 184 с.
При ложение 1
Анализ деятельности конкурентов*
| Название сервисного центра | Марки обслуживаемых автомобилей | Количество обслуживаемых автомобилей | Виды выполняемых работ | Характеристика СЦ |
| СЦ «Звезда» | FORD | Диагностика, ремонт, прокат автомобилей, сервис, мойка | Неквалифицированный персонал, низкий уровень качества выполняемых работ и обслуживания | |
| FIAT | ||||
| AUDI | ||||
| ВАЗ2101-2112 | ||||
| KIA | ||||
| SKODA | ||||
| TOYOTA | ||||
| OPEL | ||||
| HONDA | ||||
| NISSAN | ||||
| MITSUBISHI | ||||
| СЦ «Рубин» | ВАЗ 2101-2112 | Диагностика, установка дополнительного оборудования, ремонт стёкол, кузовной ремонт, пркат автомобилей | Удобное расположение, квалифицированный персонал, высокий уровень качества | |
| SKODA | ||||
| TOYOTA | ||||
| NISSAN | ||||
| MITSUBISHI | ||||
| … | … | … | … | … |
| СЦ «Алекс» | FIAT | Ремонт глушителей, заправка кондиционеров, сервисное обслуживание, прокат автомобилей, мойка | Неудобное расположение, квалифицированный персонал, средний уровень качества | |
имечание: *Данные приведенные в таблице являются вымышленными, приведены только в качестве примера.
Приложение 2
Анализ конкурентов по основным конкурентообразующим характеристикам*
| Конкурентообразующие характеристики | СЦ «Лазурит» | СЦ «Аякс» | … | СЦ «Вымпел» |
| Цена за работу (руб.) и ее восприятие | В | Н | … | С |
| Расстояние до СТО, км | … | |||
| Время работы СЦ | 8.00 – 20.00 | круглосуточно | … | 9.00 – 21.00 |
| Уровень технологии ТО и TP | В | В | … | В |
| Уровень технологии работы с клиентом | С | В | … | В |
| Уровень технологии управления запасами | В | В | … | В |
| Культура обслуживания клиентов | В | В | … | С |
| Квалификация кадров | Н | В | … | С |
| Сервисные характеристики кадров СЦ | С | В | … | В |
| Качество обслуживания и ремонта | С | В | … | С |
| Эстетика СЦ и производства | С | Н | … | В |
| Удобство расположения СЦ | В | В | … | С |
| Продолжительность выполнения работ по сравнению с конкурентами | З | НО | … | З |
| Степень предоставляемых услуг СЦ | НО | У | … | Ш |
| Имидж СЦ | В | В | … | В |
| Качество используемых запчастей | В | В | … | С |
Примечание: Для количественной характеристики конкурентных преимуществ возможно применение балльной шкалы или рангов (например, З — завышает уровень обеспечения показателя, В — высокий, С — средний, НО — нормальный, С — средний, Н — низкий, У — узкий, Ш — широкий).
*Данные приведенные в таблице являются вымышленными, приведены только в качестве примера.
Приложение 3
Изучение структуры парка автомобилей и рынка автосервисных услуг
| Марка автомобилей | Год выпуска автомобилей | Количество автомобилей N’ | Годовой пробег автомобилей, LГ, км. | Коэффициент самообслужи-вания, кс/о | Ёмкость рынка, N СЦ,шт. | Кол-во автомобилей обслужи-ваемых конкурентами, Nшт. | Свободная доля рынка, Nсв шт. | |
| % | шт. | |||||||
| Honda | 1999-2010 | 4,1 | 0,04 | |||||
| Audi | 1992-2010 | 4,1 | 0,15 | |||||
| BMW | 1991-2010 | 6,1 | 0,07 | |||||
| Ford | 1991-2010 | 4,2 | 0,05 | |||||
| Mercedes-Benz | 1993-2010 | 5,1 | 0,07 | |||||
| Mitsubishi | 1991-2010 | 3,1 | 0,06 | |||||
| Opel | 1993-2010 | 6,1 | 0,08 | |||||
| Toyota | 1994-2010 | 8,2 | 0,05 | |||||
| Volkswagen | 1992-2010 | 7,2 | 0,04 | |||||
| ВАЗ | 1970-2010 | 21,5 | 0,45 | |||||
| ГАЗ и др. | 1970-2010 | 23,6 | 0,4 | |||||
| Renault | 2001-2010 | 4,3 | 0,05 | |||||
| BYD,Cheryи др. | 2004-2010 | 2,4 | 0,03 | |||||
| Итого |
Примечание: приведенные в таблице данные являются вымышленными и не имеют никакой привязки к существующему рынку автосервисных услуг.
Приложение 4
Сегментирование рынка автосервисных услуг

| Марка автомобилей | Свободная доля рынка, шт. Nсв | Годовой пробег автомобилей, км. LГ | Удельная трудоемкость ТО и Р автомобилей, чел.-час/1000 км tТОиТР | Годовой объем работ по ТО и ТР Tг,чел.-час |
| Honda | 3,3 | 27376,8 | ||
| Audi | 3,3 | 28338,75 | ||
| BMW | 3,3 | 47635,5 | ||
| ВАЗ | 2,8 | 46952,64 | ||
| Итого | 150303,7 |
Приложение 5
Распределения рекламного бюджета между различными СМИ
| № п/п | Рекламный носитель | Описание | Вид рекламы | Тираж, экз. | Кол-во выходов в месяц | Цена, руб. | Сумма за все выходы руб. |
| Газета «Ва-банкъ» | Бесплатная газета объявлений. Распространение по почтовым ящикам | Объявление | 1 500 | 6 000 | |||
| Газета «Ярмарка» | Бесплатная газета объявлений. Распространение по почтовым ящикам | Объявление | 1 250 | 5 000 | |||
| Телеканал «НикаТВ ДТВ» | Телеканал | Объявление | - | ||||
| Реклама на маршрутном транспорте | Наружная - кузов а/м | Объявление | - | ||||
| Салон -информационный лист А4 | Объявление | - | |||||
| Локальная сеть ЦТ | Баннер и подпись | Объявление | - | - | - | - | |
| Карманный календарь | Календарик | Контактная информация | |||||
| Итого |
Приложение 6






