Иерархия (пирамида) потребностей человека (по А.Х Маслоу)

Абрахам Харолд Маслоу (1908 - 1970).

Формы поведения животных детерминированы самими потребностями. Формы поведения человека диктуются не столько самими потребностями, сколько общественно принятыми способами их удовлетворения.

Отличительные черты деятельности:

• деятельность всегда предметна - ее содержание зависит от того, на что она направлена;

• субъектом деятельности всегда является человек, даже при высокой автоматизации труда;

• в процессе деятельности люди обязательно пользуются

• определенными орудиями, отвечающими содержанию деятельности;

• деятельность всегда осуществляется в конкретных условиях, влияющих на ее продуктивность;

• человеческая деятельность не определяется целиком потребностью, которая ее породила;

• всякая деятельность направлена на достижение определенной цели;

• деятельность человека всегда мотивирована. Мотив - это то, что побуждает субъекта добиваться именно поставленной цели, а не какой то другой;

• деятельность человека опосредуется эмоциональным отношением к ее процессу и результату;

• деятельность имеет определенное строение и структуру.

При всем многообразии конкретных видов деятельности в каждом из них возможно выделить некоторые общие структурные элементы. Всеобщая структура деятельности: потребность - цель - мотив - предмет - действия и операции - контроль - оценка - результат.

Сущность деятельности:

Действия - относительно законченные элементы деятельности,

направленные на достижение промежуточных целей, подчиненные общему мотиву.

Различают действия сенсорные (действия по восприятию объекта), моторные (двигательные действия), волевые, мыслительные, мнемические (действия памяти), внешние предметные (действия направлены на изменение состояния или свойства предметов внешнего мира), и умственные (действия, выполняемые во внутреннем плане сознания).

Интериоризация - процесс перехода от внешнего материального действия к внутреннему, идеальному действию.

Экстериоризация - процесс превращения внутреннего психического действия во внешнее действие.

Основные виды деятельности свойственны всем людям. Они соответствуют видам специальной человеческой активности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития.

Основные виды человеческой деятельности.

Когда говорят о развитии человеческой деятельности, то имеют в виду:

• филогенетическое развитие системы деятельности человека;

• включение человека в различные виды деятельности в процессе его индивидуального развития (онтогенез);

• изменения, происходящие внутри отдельных видов деятельности по мере их развития;

• дифференциацию деятельности.

Автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессознательно контролируемые компоненты деятельности называются соответственно:

• умениями

• навыками

• привычками

Умения - способы успешного выполнения действия, соответствующие целям, условиям деятельности. Контролируются сознанием.

Навыки - полностью автоматизированные, инстинктоподобные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля.

Условия и этапы формирования навыка

Навыки и умения, приобретенные человеком, влияют на формирование новых навыков и умений.

Положительное влияние - перенос.

Отрицательное влияние - интерференция.

Большое значение для формирования всех типов умений и навыков имеют упражнения.

Вопросы для самопроверки:

1) Что такое деятельность? В чем отличие деятельности человека от приспособительного поведения животных?

2) Как относится внутренняя и внешняя деятельность?

3) Раскройте сущность всех структурных элементов деятельности?

4) Чем различаются и чем похожи умения и навыки?

5) Какие объективные и субъективные факторы влияют на продуктивность деятельности и почему?

6) Что объединяет и что отличает труд, учение, игру как основные виды деятельности?

Темы контрольных работ.

1) Специфика человеческой деятельности.

2) Виды деятельности человека.

3) Образование умений и навыков.

4) Личность и деятельность.

5) Мотивация и деятельность.

6) Фактор успешности деятельности.


Тема 3. ЛИЧНОСТЬ

Вопросы

1) Понятие личности.

2) История исследования и современные теории личности.

3) Формирование и развитие личности.

4) Направленность личности.

Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных приобретенных качеств.

К числу личностных особенностей не относятся генотипически или физиологические обусловленные, никак не зависящие от жизни в обществе особенности человека.

В понятие “личность” обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

Личность - это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Наряду с понятиями “человек”, “личность” в науке употребляются термины “индивид”, “индивидуальность”.

Соотношение объемов понятий “человек”, “личность”, “индивид”, “индивидуальность”

Индивид - человек как представитель рода, имеющий природные свойства; телесное бытие человека.

Понятие личность представляет собой социально-психологическую сущность человека, которая формируется в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества. Отсюда: индивид становится личностью под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия. Внешнее воздействие общества преломляются через внутренние условия человека, которые становятся более глубокими по мере формирования личности. В результате одно и тоже внешнее воздействие может оказывать на разных людей разное влияние. Значит, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения сознания, самосознания. Соответственно: быть личностью - значит иметь активную жизненную позицию.

Быть личностью - значит осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за них перед собой и обществом, в котором живешь.

Быть личностью - это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть собственным поведением, подчинить его своей власти,

Быть личностью - значит обладать свободой выбора и нести ее бремя.

Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений в различиях характера и темперамента. Индивидуальность свою мы доказываем и утверждаем. Поэтому индивидуальность воспринимается как неповторимая личность. Индивидуальность - человек как уникальная, самобытная личность, реализующая себя в творческой деятельности.

Мотивация, темперамент, способности, характер - основные параметры индивидуальности.

Структуры индивидуальности и личности (по Л.Д. Столяренко).

В структуру личности исследователи включают различные компоненты.

Структура личности (по С.Л. Рубинштейну)

Личность имеет многоуровневую организацию. Высший и ведущий уровень организации личности - ее потребностно-мотивационная сфера - это направленность личности, ее отношение к обществу отдельным людям, к себе и своим социальным обязанностям.

Направленность личности - ценностно-ориентационная система личности, иерархия ее базовых потребностей, ценностей и устойчивых мотивов поведения, основное системообразующее качество личности.

Структура личности (по К.К. Платонову)

Психология личности стала экспериментальной наукой в первые десятилетия нашего века. Ее становление связано с именами таких ученых как А.Т.Лазурский, Г. Кеттел и др. Однако исследования в этой области велись и раньше. В истории исследования личности выделяют три периода: философско-литературный, клинический, экспериментальный.

Важной задачей экспериментального периода в изучении личности стала разработка надежных тестовых методик оценивания нормальной личности.

Основными проблемами психологии личности в философско-литературный период являлись вопросы о нравственной и социальной природе человека, о его поступках и поведении. В центре внимания в клиническом периоде были особенности личности, обычно обнаруживающиеся у больного человека. Было установлено, что эти особенности есть, но умеренно выражены практически у всех здоровых людей. Это относится, например, к экстраверсии и интроверсии, тревожности и ригидности, заторможенности и возбудимости.

Основание для классификации:

Схема классификации современных теорий личности

Если воспользоваться формулой предложенной К. Левином.

В=(Р, Е), где В - поведение; Р- знак функциональной зависимости; Р- внутренне субъективно-психологические свойства личности; Е - социальное окружение, то психодинамические теории будут выглядеть следующим образом:

В=F(Р)

Социодинамические теории будут выглядеть так

В=F(Е)

В интеракционисткие теории, основанные на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека, выглядят так:

В=F(Р, Е).

Экспериментальными называют теории личности, построенные на анализе, обобщении собранных опытным путем факторов. К неэкспериментальным относят теории, авторы которых опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту.

В структурных теориях главная задача - выявление структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться.

Динамическими теориями решается следующая задача: преобразование, изменение в развитии личности, т.е. ее динамика.

В отечественной психологии наиболее известные исследования в области личности связаны с теоретическими работами представителей школы Л.С. Выготского. Значительный вклад в решение проблемы личности внесли А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, А.В. Петровский и др.

Опираясь на понятие о ведущей деятельности и социальной ситуации развития, введенные Л.С. Выготским, Л.И. Божович показала, как в сложной динамике взаимодействия деятельности и межличностного ощущения ребенка в разные периоды его жизни формируется определенный взгляд на мир, названный внутренней позицией. Эта позиция и есть одна из главных характеристик личности, предпосылка ее развития, которая и понимается как совокупность ведущих мотивов деятельности. А.Н. Леонтьев представил свою концепцию структуры и развития личности, в которой центральной место отведено понятию деятельности. Другим важным понятием в теории служит “личностный смысл”. Он выражает отклонения целей деятельности к ее мотивам. Чем шире разнообразнее, виды деятельности, в которые личность включена, чем они более развиты и упорядочены, тем богаче сама личность.

Мотивы личности

В настоящее время усиливается тенденция к интегративному, целостному рассмотрению личности с позиции разных теоретических подходов. Наметилась интегративная концепция развития, принимающая во внимание согласованное, системное формирование и взаимозависимые преобразования всех сторон личности.

В основании почти всех теорий личности лежит предположение о том, что личность как социально-психологический феномен представляет собой жизненно устойчивое в своих основных проявлениях образование. Устойчивость личности характеризует последовательность ее действий и предусмотренность ее поведения, придает ее поступкам закономерный характер.

Направленность личности - ценностно-ориентационная система личности, ценностей и устойчивых мотивов поведения, основные системообразующие качества личности.

Система ценностной ориентации личности является базой многообразных отношений личности к действительности. Различаются следующие особенности направленности личности.

1) Социальная значимость отношений личности, уровень их общественной ценности - нравственность ее повседневного поведения, соответствие поведения личности прогрессивным социальным идеям, идейность личности.

2) Разнообразие потребностей личностей, широта ее интересов определенность центральных стержневых интересов - целеустремленность личности.

3) Степень устойчивости отношений - последовательность и принципиальность личности, целостность личности.

Ценностные ориентации определяют всю жизнедеятельность личности. Ценность - это значимость для человека определенных явлений. Ценности определяют диапазон возможных вариантов решений сложных жизненных проблем.

Предпосылкой, источником деятельности человека является потребность. Люди осуществляют различные виды деятельности, не придумывая их, а нуждаясь в их результатах. Потребность обуславливает направленность организма, индивида личности, социальной общности к созданию и реализации условий существования и развития. Условия, для жизни и развития человека, делятся на три группы:

• условия для жизни и развития человека как естественного организма (отсюда органические потребности);

• условия для жизни и развития человека как индивидуума, как представителя человеческого рода (условия для общения, познания, труда):

• условия для жизни и развития данного человека как личности, для удовлетворения широкой системы его индивидуализированных потребностей.

Потребность - это испытываемая человеком необходимость устранения отклонений от параметров жизнедеятельности, оптимальных для него как для биологического существа, индивида и личности.

Наиболее значимые, базовые потребности определяют направленность всей психики человека - его чувств, мышления, воли и сенсорных систем.

Различаются потребности потенциальные (неактуализированные) и актуализированные - текущее состояние напряженности, дискомфортности, вызванное рассогласованием внутренних и внешних условий жизнедеятельности данного индивида. Это выраженное в потребности противоречие внутреннего и внешнего является основным фактором человеческой активности.

Потребность можно разделить по основным видам человеческой деятельности:

• потребности, связанные с трудом, - потребности созидания;

• потребности, связанные с развитием, - потребность в игре, познании, научении, самореализации;

• потребности, связанные с социальным общением, социальной идентификацией, нравственные и духовные потребности.

Все потребности обладают направленностью, напряженностью, цикличностью.

Мотивация - обусловленное актуализированной потребностью возбуждение определенных нервных структур (функциональных систем), вызывающих направленную активность организма.

К мотивационным состояниям человека относятся интересы, желания, стремления, намерения, влечения, страсти, установки.

Мотивация человека может быть сознательной и подсознательной. Сознательная мотивация связана с намерением. Намерение - сознательно принимаемое решение достичь определенной цели с отчетливым представлением средств и способов действия.

В намерении объединяются побуждение к действию и его сознательное планирование. Намерения, как и потребности, обладают динамическими свойствами - силой, напряженностью и др. Намерения организуют поведение человека, обеспечивают произвольность его действий, выступают как сознательный акт поведения. Сознательным обоснованием намерения является мотив.

Термин “мотив” в переводе с латинского означает побуждение, однако не всякое побуждение является мотивом; поведение может побуждаться чувствами, установками. Одни побуждения осознаются, другие не осознаются. Мотив - это осознанное побуждение к достижению конкретной цели, понимаемое индивидом как личностная необходимость, личностный смысл поступка.

Деятельность человека обычно побуждается несколькими мотивами - иерархией мотивов. При этом определенные мотивы приобретают ведущее значение.

Ведущие мотивы придают деятельности, ее объектам и условиям личное значение - смысл.

Вопросы и задания для самопроверки.

Дайте определение понятий “Человек”, “Личность”, “Индивидуальность”.

1) Проанализируйте соотношение этих понятий.

2) По каким внешним проявлениям личности можно судить о ее развитии?

3) Психологи разных направлений по разному понимают источники активности личности.

4) Раскройте известные Вам отличия.

5) Как соотносятся потребности и интересы с мотивами поведения личности?

6) Личность, как известно, представляет собой системное единство природного и социального. Покажите на примерах, что в личности человека от природы, а что формируется под влиянием социальных условий.

Темы контрольных работ:

1) Культурно-исторический подход к изучению личности.

2) История исследования личности.

3) Современные теории личности.

4) Роль биологического и социального в онтогенезе развития психики и

5) формирования его личности.

6) Психологическая структура личности и диагностика ее развития.


Тема 4. ВНИМАНИЕ

Вопросы

1) Внимание и его физиологические основы.

2) Виды внимания и их сравнительная характеристика.

3) Свойства внимания.

4) Индивидуальные особенности внимания

На человека постоянно воздействует масса самых различных раздражителей. Сознание человека не в состоянии охватить одновременно и с достаточной ясностью все эти объекты

Внимание - это психологическое состояние характеризующее интенсивность познавательной деятельности и выражающиеся в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке (действие, предмете, процессе, явлении, собственные мысли, чувства и переживания), который становится познаваемым и концентрирует на себе психологические и физические усилия человека в течение определенного периода времени.

Внимание само по себе не является самостоятельным познавательным процессом, но характеризует условия протекания любого познавательного процесса (ощущения, памяти, мышления); оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов. Внимание является внутренним свойством восприятия, мышления, воображения. Внимание - это внутренний акцент познавательных процессов, особое свойство сознания.

За вниманием всегда стоят потребности, мотивы, цели, установки субъекта. Поэтому внимание определяется как избирательная направленность и сосредоточенность субъекта на самых разных явлениях внутреннего и внешнего мира. Внимание выражает взаимоотношения субъекта и объекта (человека и мира).

С физиологической стороны это значит, что в коре головного мозга возбуждаются одни нервные центры и тормозятся другие. (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, А.А. Ухтомский, Б.М. Теплов, В.Д. Небылицин).

И.П. Павлов - внимание связано с возникновением очагов оптимального возбуждения в результате особого ориентировочного рефлекса.

А.А. Ухтомский - возбуждение в коре больших полушарий распространяется неравномерно и создает в ней очаги оптимального возбуждения, которые приобретают доминирующий характер.

Б.М. Теплов, В.Д. Небылицин - качества внимания зависят от свойств нервной системы

Виды внимания и их сравнительные характеристики

Факторы, способствующие привлечению внимания

Характеристика внимания

Вопросы и задания для самопроверки:

1) Возможна ли разумная деятельность без внимания? Чем может быть обусловлена невнимательность школьника на уроке? Перечислите и объясните причины.

2) Охарактеризуйте явления колебания внимания, используя рисунок.

3) Постарайтесь лаконично и в логической последовательности раскрыть важнейшие характеристики видов внимания.

4) Укажите, какие условия нужны для возникновения и поддержания произвольного, а какие для непроизвольного внимания учащихся на уроке.

5) В классе оживление, дети не слушают учителя. Неожиданно он вывешивает большую репродукцию картины. Школьники сразу успокоились, но через две-три минуты вновь оживились. Тогда учитель начал задавать вопросы по содержанию картины. В классе снова установилась тишина. Какой вид внимания возник у учащихся в первом случае? Во втором?

6) Понаблюдайте за речью одного из лекторов или дикторов и установите, какими словами и выражениями они пользуются, чтобы выделить в лекции или беседе вывод, правило, зависимость и другие важные моменты.

Темы контрольных работ

1) Природа внимания и его роль в учебной деятельности.

2) Формирование внимания и учет его индивидуальных особенностей в учебно-воспитательной работе со школьниками.

3) Внимание и его психологические свойства.

4) Психологические теории внимания.


Тема 5. ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЕ

Вопросы

1) Понятие об ощущениях.

2) Виды и свойства ощущений.

3) Восприятие, его виды и свойства.

4) Законы восприятия.

Познавая окружающую действительность, взаимодействуя с ней мы встречаемся с предметным миром. Предметы опознаются нами по совокупности их характерных признаков. Основой знаний об окружающем мире являются ощущения.

Ощущение - отражение отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений объективного мира, возникающие у человека, при их непосредственном воздействии на его органы чувств.

Ощущения считаются самым простым из всех психических явлений. Они представляют собой осознаваемый, субъективно представленный в голове человека или не сознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки центральной нервной системы значимых раздражителей, возникающих во внутренней (организм) или внешней (окружающий мир) среде. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Ощущения возникают в результате преобразования специфической энергии раздражителей в энергию нервных процессов организма.

Физиологической основой ощущения является нервный процесс, стимулируемый действием тою или иного раздражителя на адекватный анализатор. Ощущения имеют рефлекторный характер.

Возникновение ощущений

Ощущения в своем качестве и многообразии отражают разнообразие значимых для человека свойств окружающей среды. Органы чувств, или анализаторы человека с рождения приспособлены для восприятия и переработки разнообразных видов энергии в форме стимулов раздражителей (физических, химических, механических, комбинированных воздействий).

Виды ощущений отражают своеобразие тех стимулов, которые их порождают. Эти стимулы, будучи связаны с различными видами энергии, вызывают соответствующие ощущения разного качества: зрительные, слуховые, кожные (ощущения прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.), вкусовые, обонятельные.

Проприоцептивные ощущения - представляют информацию о состоянии мышечной системы, отмечают степень сокращения и расслабления мышц. Ощущения равновесия - информируют о положении тела относительно направленности сил гравитации.

Интероцептивные ощущения - поступают сигналы от внутренних органов в головной мозг (информация о внутренней среде).

Проприоцептивные, интероцептивные ощущения, ощущения равновесия - в большинстве случаев (кроме болезненных) не осознаются.

Специфические виды ощущений - они несут информацию о времени, ускорении, вибрации.

Общие свойства ощущений.

Не всякое раздражение вызывает ощущение, чтобы возникло ощущение, раздражение должно достигнуть определенной величины. Количественная характеристика ощущений - абсолютный и относительный пороги ощущений.

Минимальную величину раздражителя, при которой впервые возникает едва заметное ощущение, называют абсолютным порогом ощущений. Раздражители могут быть ниже порога ощущений или выше его.

Порогом различия называют относительную величину, показывающую на какую долю должна увеличиваться сила раздражителя, чтобы человек почувствовал едва заметное изменение ощущения.

Чувствительность анализаторов не остается постоянной, она изменяется под влиянием приспособления и действующим раздражителем, при переходе от сильных к слабым раздражителям чувствительность повышается и наоборот.

В окружающем мире существуют не отдельные свойства сами по себе, а предметы, вещи, явления. Поэтому на основе ощущений строится познавательный процесс более высокого уровня.

Восприятие - эго отражение в сознании человека целостных комплексов свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.

В отличии от ощущений, в процессах восприятия формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. Однако образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав. Восприятие связано с опознаванием, пониманием, осмыслением предметов, явлений, с отнесением их к определенной категории по соответствующим признакам, основаниям.

Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализованы в пространстве.

Итогом возникновения ощущения является некоторое чувство (ощущение яркости, громкости, соленого, высоты звука, равновесия и т.п.), в результате же восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Для того, чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, построение и уточнение.

Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. В основе восприятия лежат межанализаторные связи.

В зависимости от того, какой анализатор работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки, свидетельствующие о свойствах воспринимаемого объекта. Различают виды восприятия:

В зависимости от целенаправленности восприятие делится на две формы: непроизвольное (непреднамеренное, не связанное с заранее поставленной целью) и произвольное, (преднамеренное, целенаправленное).

Различают сложные виды восприятия: восприятие пространства и времени.

В зависимости от сложности, развернутости перцептивной деятельности восприятие бывает симультанным (одноактным) и сукцессивным (поэтапным, последовательным).

Существует четыре уровня восприятия:

1) сенсорный - чувственный охват объекта, попадание его в поле сознания;

2) перцептивный - осмысление объекта, отнесение его к определенной категории, классов объектов;

3) оперативный - охват какой либо функции, стороны объекта;

4) деятельностный - взаимодействие с объектом как целью деятельности.

Восприятие включается в какую- либо деятельность, но может выступать и в качестве самостоятельной деятельности.

Планомерное восприятие, специально организованное для разрешения какого- либо вопроса, называется наблюдением.

Восприятие выступает как осмысленный (включающий принятие решения, управление действием) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения.

Всякое восприятие включает двигательный (моторный) компонент (в виде ощупывания предмета, движения глаз, проговаривания и т.д.). Поэтому процесс восприятия рассматривают как перцептивную деятельность субъекта.

Процесс целенаправленного восприятия объекта состоит из следующих перцептивных действий:

• поиск объекта

• выделение наиболее характерных его признаков

• опознание объектов, г.е. отнесение его к определенной категории вещей или явлений.

Являясь чувственным этапом познания, восприятие неразрывно связано с мышлением, имеет мотивационную направленность, сопровождается эмоциональным откликом. Т.е. в восприятии всегда сказываются особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимающему, потребности, интересы, желания и чувства человека. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от знаний, опыта, интересов, от особенностей его личности носит название апперцепции.

Процесс восприятия носит избирательный характер. Предметы и явления действуют на человека в таком многообразии, что он не может все их воспринимать одновременно. Из огромного числа воздействий выделяются имеющие значимость, отчетливость, особенность. Избирательность зависит от интересов и установок личности.

Свойства восприятия:

• предметность

• структурность

• целостность

• осмысленность и обобщенность

• константность

• избирательность

• категориальность

Предметность - это способность человека воспринимать мир в форме отдельных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения.

Структурность - это восприятие не является простой суммой ощущений, Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру.

Целостность - выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостностной формы на основе небольшого набора элементов.

Осмысленность - восприятие у человека тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предмета.

Константность - определяется как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине, ряду других параметров независимо от меняющихся физических условий восприятия.

Избирательность - проявляется в преимущественном выделении объектов по сравнению с другими.

Категориальность человеческого восприятия проявляется в том, что оно носит обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом-понятием, относим к определенному классу.

Описанные свойства восприятия с рождения человеку не присущи; они постепенно складываются в жизненном опыте, частично являясь естественным следствием работы анализаторов, синтетической деятельности мозга.

В процессе восприятия пространства различают восприятие величины, формы, объемности и удаленности предметов.

Форма - один из наиболее информативных и устойчивых признаков предметного мира.

Восприятие формы требует выделение предмета из фона, а это часто требует выделение контура, т.е. границы пространственных элементов фигуры, отличающихся по яркости, цвету, текстуре.

Восприятие времени - это отражение длительности последовательности явлений и событий. Оно во многом зависит от содержания деятельности и установки личности.

Восприятие не всегда дает абсолютно верное представление о предметах окружающего мира. Известны факты ошибок зрительного восприятия, так называемые зрительные иллюзии.

Иллюзией называют неправильное, искаженное восприятие. Истинность восприятия проверяют практикой.

Наблюдением называют целенаправленное, планомерное восприятие. Наблюдательность как свойство личности есть стремление и умение с наибольшей полнотой подмечать особенности предметов и явлений.

Восприятие надо рассматривать как интеллектуальный процесс связанный с активным поиском признаков, необходимых и достаточны для формирования образа и принятия решения.

Жизненный опыт, знания, интересы, уровень психического развития определяют индивидуальные особенности восприятия - его избирательную направленность, полноту и точность. Синтетический тип восприятия характеризуется большой целостностью и эмоциональностью. Обладатели аналитического типа проявляют большую склонность к выделению и объяснению отдельных сторон объекта. Наиболее распространен средний аналитико-синтетический тип восприятия.

Воспринимая предметы и явления, человек оценивает их. Любознательность, пытливость, аналитичность, выражается в его наблюдательности - способности воспринимать малозаметные существенные особенности явлений.

Вопросы для самопроверки

1) Почему восприятие нельзя сводить к простой сумме ощущений? Как следует понимать положение о том, что восприятие - результат сложной аналитико-синтетической деятельности?

2) Объясните: почему у других заметить ошибку легче, чем у себя? Почему ошибки рекомендуется исправлять красным карандашом?

3) В чем сходство и различие двух психических процессов: ощущения и восприятия?

4) Почему человек не ощущает пылинок, которые падают на его лицо?

5) В зале выключены люстры, которые дают освещенность в две тысячи люксов. Заметят ли присутствующие, если освещенность изменится на двадцать пять люксов? Почему?

6) Какие основные требования с точки зрения психологии восприятия следует предъявить к демонстрации наглядного материала? Какое значение для восприятия имеет словесное указание.

7) Возьмите какую-либо тему из преподаваемого Вами учебного предмета и постарайтесь установить:

8) Какое влияние на восприятие учащимися нового материала оказывает знание ранее пройденного?

9) Как проявляется целостность, осмысленность, константность и избирательность восприятия школьников?

10) Для выявления индивидуальных различай восприятия испытуемых можно показать ряд картинок и предложить составить рассказ по следующей форме: что было до данного момента, что происходит в данный момент, что переживают и думают люди, изображенные на картинке, чем закончится событие. На составление рассказа по каждой картинке отводится 5 мин. Обратите внимание на смысловое содержание рассказов и сделайте вывод индивидуальных особенностей восприятия.

Темы контрольных работ:

1) Сенсорная организация личности.

2) Факторы, влияющие на формирование образов.

3) Значение ощущений в жизни человека и их происхождение.

4) Физические свойства среды, порождающие ощущения различной модальности.

5) Психологические особенности зрительного ощущения.

6) Законы зрительного восприятия человека.

7) Свойства восприятия.

8) Восприятие и научение.


Тема 6. ПАМЯТЬ

Вопросы:

1) Понятие о памяти.

2) Теории памяти

3) Виды памяти.

4) Индивидуальные особенности и типы памяти. Развитие памяти.

Образы внешнего мира, возникающие в коре головного мозга, не исчезают бесследно. Они оставляют след, который может сохраняться в течение длительного времени. Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение личностью ее опыта составляет сущность процесса памяти.

Память - интегрированное психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности.

Способность хранить информацию и избирательно ее актуализировать, использовать для регулирования поведения - основное свойство мозга, обеспечивающее взаимодействие индивида со средой. Память интегрирует жизненный опыт, обеспечивает непрерывное развитие человеческой культуры и индивидуальной жизнедеятельности. На основе памяти человек ориентируется в настоящем и предвидит будущее.

Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирование умении и навыков. Память как познавательный процесс обеспечивает целостность и развитие личности.

Память - интегративный психический механизм ориентации человека как во внешнем, так и во внутреннем, субъективном мире, механизм локализации событий во времени и пространстве, механизм структурного самосохранения личности, ее сознания. Нарушения памяти - нарушения личности.

Память - не отдельный познавательный процесс, а глобальный механизм интегративной организации всей психической деятельности человека, самоорганизующаяся симантическая система мозга.

Накопление материала в памяти (архивация) осуществляется в двух блоках: в блоке эпизодической и в блоке семантической (смысловой) памяти. Эпизодическая память автобиографична - в ней хранятся различные эпизоды из жизни индивида. Семантическая память нацелена на категориальные структуры, сформированные в культурно-исторической среде.

Теория памяти:

• ассоциативная теория (Г. Эббингауз, Г. Мюллер и др.)

• ассоциации- связи кратковременные и долговременные между отдельными психическими феноменами

ассоциации по:

• смежности

• подобию

• контрасту

• временной близости

• пространственной близости

• каузальности.

От организации материала в памяти зависит возможность его быстрой актуализации, извлечения. Информация воспроизводится в той связи, какой она первично формировалась. Основа хорошей памяти - установление прочных ассоциаций.

Гештальт теория памяти - при запоминании и при воспроизведении материал обычно выступает в виде целостной структуры, а не случайного набора элементов. Актуальное в данный момент времени потребностное состояние создает у человека установку на запоминание и воспроизведение, определяет отбор нужных сведений.

Смысловая теория памяти - утверждается, что работа соответствующих процессов находится в непосредственной зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей, объединяющих запоминаемый материал в смысловые структуры (А. Бине, К. Бюлер).

Информационно-кибернетическая теория - память выступает как особый вид психической деятельности, включающий систему теоретических и практических действий, подчиненных решению мнемонической задачи - запоминания, сохранения и воспроизведения разнообразной информации. (А.Н Леонтьев, П.И.Зинченко, А.А.Смирнов и др.).

Физиологические механизмы памяти - образование закрепление, возбуждение и торможение нервных связей. Этим физиологическим процессам соответствуют процессы памяти: запечатление, сохранение, воспроизведение и забывание.

В настоящее время особенно широко исследуются физиологические основы памяти на биохимическом уровне. Следы непосредственных впечатлений фиксируются не мгновенно, а в течение неопределенного времени, необходимого для биохимических процессов - соответствующих изменений на молекулярном уровне.

Изменения в молекулах рибонуклеиновой кислоты (РНК) связывают с оперативной памятью. Изменения в молекулах дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) - с долговременной памятью (в том числе и с видовой). (Г. Хиден)

Формы проявления памяти очень разнообразны, так как она обеспечивает все виды деятельности человека.

В основу видовой классификации памяти положены три основных критерия: объект запоминания, степень волевой регуляции, длительность хранения.

Вид памяти:

Проблема запоминания граничит с проблемами забывания. Забывание в основном происходит за счет интерференции - противодействия раздражителей и за счет охранительного торможения.

Процесс запечатления и сохранения материала обусловлен его значимостью, оптимальным состоянием мозга, повышенным функционированием ориентировочного рефлекса, системной включенностью материала в структуру целенаправленной деятельности, сведением к минимуму побочных интерферирующих (противоборствующих) воздействий, включенностью материала в семантическое, понятийное поле сознания данного индивида.

В памяти людей наблюдаются большие индивидуальные различия.

Различная модальность памяти

Зрительная слуховая двигательная эмоциональная

Память отличается и по уровню организации.

Быстрота объем точность длительность готовность

Причины, влияющие на продуктивность памяти

По Р. Аткинсону и Р. Шифрину

Взаимосвязанная работа кратковременной и долговременной памяти, включающая вытеснение, повторение, кодирование как частных процессы, составляющие работу памяти.

Успешность памяти зависит:

• от степени завершенности действий запоминания;

• от интересов и склонностей личности;

• от отношения личности к той или иной деятельности;

• от эмоционального настроя;

• от волевого усилия.

Классификация явлений памяти

Вопросы для самопроверки:

1) Перечислите важнейшие особенности памяти как познавательного процесса.

2) Многие люди для лучшего запоминания прибегают к кратким записям. Почему такой прием способствует лучшему запоминанию материала?

3) Какие индивидуальные особенности памяти необходимо учитывать в обучении?

4) Проанализируйте схему работы памяти по Р. Аткинсону и Р. Шифрину

5) Испытуемым предложили запомнить после одного прочтения следующие ряды односложных слов:

a) дом, сыр, шарф, ковш, бант;

b) гром, чан, воз, кнут, зонт;

c) стол, хлеб, соль, лук, борщ.

6) Какой ряд слов испытуемые запомнят лучше и почему? Как называются связи, образующие при запоминании этого ряда? При запоминании остальных рядов?

7) В эксперименте один и тот же рассказ зачитывали двум группам школьников. Первой группе давалось задание: воспроизвести рассказ возможно полнее. Вторая группа специального задания не получала.

В каком случае воспроизведение должно быть более полным и почему? Какой вид запоминания будет иметь место в этом случае?

Темы контрольных работ:

1) Виды памяти и их особенности у человека.

2) Индивидуальные различия памяти у учащихся.

3) Законы памяти, их учет в учебном процессе.

4) Теории памяти в психологии.

5) Факторы, определяющие развитие памяти у человека.

6) Пути, приемы и средства улучшения памяти человека.


Тема 7. МЫШЛЕНИЕ

Вопросы:

1) Понятие о мышлении.

2) Классификация явлений мышления.

3) Закономерности мышления.

4) Виды мышления

5) Индивидуальные особенности мышления

6) Теории мышления

7) Творческое мышление

Познание объективной действительности начинается с ощущений и восприятия, но не заканчивается им. Мышление, в отличие от восприятия, выходит за пределы чувственного данного, расширяет границы познания.

Познавая и преобразуя мир, человек выявляет устойчивые, закономерные связи между явлениями. Закономерности, внутренние связи явлений отражаются в нашем сознании опосредствованно - во внешних признаках явлений человек распознает признаки внутренних, устойчивых взаимосвязей.

Мышление - процесс сознательного отражения действительности в таких объективных его свойствах, связях и отношениях, в которые включаются и недоступные непосредственному чувственному восприятию объекты (А.Н. Леонтьев).

Мышление - психический процесс обобщенного и опосредствованного отражения устойчивых, закономерных свойств и отношений действительности, существенных для решения познавательных проблем, схеметической ориентации в конкретных ситуациях.

Мышление формирует структуру индивидуального сознания, его семантическое (понятийное) поле, классификационно-оценочные эталоны индивида, его обобщенные оценки.

Отличие мышления от других психических процессов состоит в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана.

Свойство вещей и явлений, связи между ними, отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей.

Мышление опирается на чувственное познание. Материальной основой мышления является речь.

Все высшие психические функции человека формировались в процессе его общественно-трудовой практики, в неразрывном единстве с возникновением и развитием языка. Выражаемые в языке смысловые категории и образуют содержание сознания человека.

Мышление индивида опосредуются его речью. В языке проявляется общественное сознание, в речи - индивидуальное. Мысль формируется посредством ее речевого формулирования.

Мышление включает ряд операций:

• анализ;

• синтез;

• сравнение;

• обобщение;

• абстрагирование.

Формы мышления:

• понятие;

• суждение;

• умозаключение.

1) Мышление возникает в связи с необходимостью решения проблемы; условием его возникновения является проблемная ситуация - обстоятельство, при котором человек встречается с чем-то новым, непонятным с точки зрения имеющихся знаний. Эта ситуация характеризуется дефицитом информации, которое предстоит преодолеть с помощью интеллектуальной активности субъекта - путем изыскания необходимых познавательных стратегий.

2) Основным механизмом мышления, общей закономерностью его динамики является анализ через синтез: выделение новых свойств в объекте (анализ) посредством его соотнесения (синтеза) с другими объектами. Анализ через синтез - познавательное “развертывание” объекта познания, исследование его в различных ракурсах, нахождение его места в новых взаимосвязях, мысленное экспериментирование с ним, исследование его в свете высоковероятностных предположений.

3) Обоснованность мышления. Требование обоснованности мышления обусловлено фундаментальным свойством материальной действительности: каждый факт, каждое явление подготавливаются предшествующими фактами и явлениями. Ничто не происходит без достаточного основания. Закон достаточного основания требует, чтобы в любом рассуждении мысли человека были внутренне взаимосвязаны, вытекали одна из другой. Каждая частная мысль должна быть обоснована более общей мыслью.

4) Селективность - способность интеллекта отбирать необходимые для данной ситуации знания, мобилизовать их на решение проблемы минуя механический перебор всех возможных вариантов (что характерно для ЭВМ). Для этого знания индивида должны быть систематизированы, сведены в иерархически организованные структуры.

5) Антиципация - предвосхищение развития событий. Человек способен предвидеть развитие событий, прогнозировать их исход, схематически представлять наиболее вероятностное решение проблемы. Прогнозирование событий - одна из основных функций психики.

6) Рефлексивность - критическая самооценка субъектом хода своего мышления.

Мыслительная деятельность подразделяется на:

• воспроизводящую (реподуктивную) - решение типовых задач известными способами;

• поисковую (продуктивную), которая представляет собой развернутый мыслительный процесс, направленный на решение нестандартной познавательной задачи.

ВАЖНЕЙШИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УМА:

Существуют различные психологические теории мышления.

Согласно ассоцианизму, само мышление не является особым процессом и сводится к простому сочетанию образов памяти.

Представители Вюрбургской школы считали мышление особым видом психических процессов и отделяли его от чувственной основы и речи.

Согласно гештальтпсихологии, мышление совершается в замкнутой сфере сознания, движение мысли протекает в замкнутых структурах.

Психоанализ привлек внимание к бессознательным формам мышления, а также к изучению зависимости мышления от мотивов и потребностей человека.

В отечественной психологии мышление стали понимать как особый вид познавательной деятельности. Мышление в теории деятельности стали понимать как прижизненно формирующуюся способность к решению разнообразных задач и целесообразному преобразованию действительности, направленному на то, чтобы открывать скрытые от непосредственного наблюдения ее стороны.

Творческое мышление - мышление, дающее принципиально новое решение проблемы, приводящее к новым идеям, открытиям и решениям.

Творческий поиск связан с широтой и гибкостью мышления, со способностью исследователя к смелому высвобождению из прокрустова ложа господствующих идей.

Одним из основных компонентов творческого мышления является высокоразвитое образное мышление, воображение. Не случайно в науке так широко применяется метод мысленного эксперимента.

Творческие личности - нонконформны: они принимают требования окружающей среды лишь в той мере, в какой последние совпадают с их собственными позициями. Их представления о жизни, обществе, окружающем мире нестандартны, они не находятся в плену общепринятых представлений.

Творчество нередко связано с интуитивными, малоосознанными процессами.

Интуиция - способность не прибегая к развернутым рассуждениям, находить ответы на сложные вопросы, постигать истину, догадываясь о ней.

Вопросы и задания для самопроверки:

1) В чем проявляется отличие мышление человека от мышления животных?

2) Назовите специфические особенности мышления как высшей формы познавательной деятельности. Раскройте отличия мышления от чувственного познания.

3) Докажите взаимосвязь речи и мышления.

4) Назовите основные мыслительные операции, которые необходимы для сравнения понятий.

5) Сравните воображение с другими познавательными психическими процессами.

6) На примере изучения школьниками одного из разделов преподаваемого Вами предмета установите, как происходит у них процесс формирования понятий.

Продумайте:

Какие понятия необходимо усвоить детям при изучении этого раздела? С чего Вы начинаете работу по формированию у них понятий? Как организуете работу по выделению их существенных признаков? Какую роль при усвоении учениками новых понятий сыграли ранее усвоенные представления и понятия?

Какие мыслительные операции способствовали усвоению школьниками изучаемых понятий? Какова при этом роль синтеза, анализа, сравнения, обобщения?

7) Суждением называется... (выбрать наиболее полный и правильный вариант ответа):

a) отражение предметов и явлений;

b) отражение существенных признаков предметов и явлений;

c) утверждение или отрицание каких-либо отношений между предметами или явлениями;

d) нахождение общего у однородных предметов или явлений.

8) Умозаключением называется... (выбрать наиболее правильный вариант определения):

a) Мысль о связи между предметами и явлениями;

b) отражение общих и существенных свойств предметов или явлений действительности;

c) вывод одного суждения из других суждений;

d) утверждение или отрицание каких-либо отношений между предметами или явлениями.

Темы контрольных работ:

1) Мышление, эмоции и мотивация. Проблемы связи мышления, его продуктов с реальностью.

2) Психология творческого мышления.

3) Проблемы и пути развития творческого мышления.


Тема 8. ВООБРАЖЕНИЕ

1) Понятие о воображение.

2) Виды воображения.

3) Возникновение образов воображения

Отражение человеком мира есть активный, творческий процесс. Это означает, что воспринимаемые предметы и явления, пережитые чувства не только отражаются в мозгу человека, но и перестраиваются в новые комбинации.

Психический процесс, заключающийся в сознании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятии и представлений, полученных в предшествующем опыте, называется воображением.

Воображение - образно-информационное моделирование действительности на основе рекомбинации образов памяти. Благодаря воображению человек предвидит будущее и регулирует свое поведение, творчески преобразуют действительность.

Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение характерно только для человека.

Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею.

Воображение обеспечивает опережающее отражение действительности, при котором прошлое экстраполируется (проецируется) в будущее.

Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.

Воображение позволяет человеку принимать решения при дефиците информации, формировать высоковероятностные предположения в проблемных ситуациях. Воображение - способность человека реконструировать действительность, генерировать аутообразы - создавать образы для себя.

Образы, возникающие в процессе воображения, активизируют эмоциональную сферу человека, мобилизуют его энергию на достижение будущих результатов. Посредством воображения будущее детерминирует поведение человека.

Способность предвидеть и глубоко переживать воображаемые этические ситуации - основа его нравственного поведения.

Воображение интегративный познавательный процесс: в нем объединяются чувствования, рационализация и мнемические сферы психики человека.

Нейрофизиологическая основа воображения - образование временных нервных связей в сфере первой и второй сигнальных систем, их диссоциация (распадение на отдельные элементы) и объединение в новые системы под влиянием различных мотиваций.

Воображение как своеобразная форма отражения действительности:

• осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого;

• способствует предвосхищению будущего;

• “оживляет” то, что было ранее;

Воображение может быть четырех основных видов:

• активное;

• пассивное;

• продуктивное;

• репродуктивное.

Активное воображение - человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.

Пассивное воображение - образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

Продуктивное воображение - действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется и воспроизводится.

Репродуктивное воображение - ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть.

Творческое воображение создает совершенно новые оригинальные образы. Воображение - важнейшая составляющая часть творческого процесса. Существенный критерий творческого воображения - социальная ценность его результатов, проникновение в сущность отображаемых сторон действительности, акцентирование, усиление наиболее существенных сторон действительности.

Функции воображения:

• представлять действительность в образах;

• регулировать эмоциональное состояние;

• произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;

• формирование внутреннего плана действий;

• планирование и программирование деятельности.

С помощью воображения человек может управлять многими психофизиологическими состояниями

организма, настраивать его на предстоящую деятельность.

Воображение тесно связано со всеми познавательными процессами.

Общее между мышлением и воображением - они возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностью личности, основу их составляет опережающее воображение.

Различие - опережающее отражение в процессе воображения происходит в виде представлений, а в мышлении происходит путем оперирования понятиями.

Синтез, реализуемый в процессе воображения, осуществляется в различных формах:

• агглютинация - “склеивание” различных в повседневной жизни несоединимых частей качеств;

• гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета или отдельных частей;

• схематизация - сглаживаются различия, а черты сходства выступают четко;

• типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных образах;

• заострение - подчеркивание каких-либо отдельных признаков.

Темы контрольных работ:

1) Воображение и индивидуальное творчество.

2) Влияние воображения на состояние организма.

3) Развитие воображения.

Познавательные процессы: сущность, классификация, закономерности, индивидуально-типологические особенности


Тема 9. ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА ЧЕЛОВЕКА.

Вопросы:

1) Понятие и виды эмоциональных переживаний.

2) Эмоциональные качества личности.

3) Психологические теории эмоций.

4) Виды чувств. Развитие эмоциональной сферы личности.

Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результат его практической деятельности.

Эмоции - (от французского emotion - чувство) - психологический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида.

Эмоции двувалентны - они или положительны, или отрицательны - объекты или удовлетворяют, или не удовлетворяют соответствующие потребности. Отдельные жизненно важные свойства предметов и ситуаций, вызывая эмоции, настраивают организм на соответствующее поведение.

Это так называемые “чистые” эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Человеческие эмоции преобразованы социальными условиями существования, исторически обусловлены, возникли на основе совместной трудовой деятельности, выполняют важнейшие сигнальную и регулирующую функции.

Человек действует только тогда, когда действия имеют смысл. Эмоции являются сигнализаторами этих смыслов. Познавательные процессы формируют психический образ, эмоциональные процессы ориентируют избирательность поведения.

Сигнальная функция - выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды.

Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которого субъект узнает о потребностной значимости происходящего. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией, отвечающей этим мотивом деятельности. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя ее.

Эмоции могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, зачастую раньше, чем определены локализация, характер воздействия и конкретный механизм ответной реакции организма (П.К. Анохин).

Благодаря вовремя возникшей эмоции, организм имеет возможность с большей способностью отреагировать и приспособиться к внешним воздействиям, не определив их тип, форму, другие частные параметры.

Эмоции - механизм непосредственной экстренной оценки уровня благополучности взаимодействия организма со средой. В критических обстоятельствах эмоции выступают как основная поведенческая сила, эмоции экстренно включают энергетические механизмы поведения.

Чем более сложно организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче та гамма всевозможных эмоциональных состояний, которое оно способно переживать.

Простейшая и наиболее распространенная среди живых существ форма эмоциональных переживаний:

• удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей;

• неудовольстви


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: