Студопедия
Поделиться в соц. сетях:


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Абсолютные качества человека




1. СВОБОДА – СВОЙСТВО ЧЕЛОВЕКА ПОСТУПАТЬ, ИСХОДЯ ИЗ ВНУТРЕННИХСОЗНАТЕЛЬНЫХ ИЛИ БЕССОЗНАТЕЛЬНЫХ ПОБУЖДЕНИЙ: ПО ВОЛЕ, А НЕ ПО НЕОБХОДИМОСТИ.

Это качество является фундаментальным абсолютным качеством человека, по сути главным, что выделяет человека из всей природной среды. В самом деле, для примера рассмотрим трехлетнего ребенка, выбирающего с мамой игрушки в магазине. Ребенок указывает на некую зверюшку и просит маму купить именно ее. Маме зверюшка не нравится, и она предлагает ребенку, например, машинку. Но ребенок настаивает на своем. Обратим внимание вот на что: у трехлетнего ребенка уже есть ряд биологических и социальных потребностей, обусловленных теми или иными факторами. Но потребности в зверюшке из магазина игрушек среди них явно нет. Он не знает, почему он захотел именно эту игрушку, а не иную. Более того, через полчаса он может захотеть купить совсем другую игрушку.

Знакомая ситуация? Она показывает нам, что хотя у трехлетнего ребенка не развиты еще многие «качества» характера, он еще не может мыслить логично и т.д. Его поведение кажется иногда мало отличающимся от поведения детеныша животных, однако уже в таком возрасте ребенок может проявлять желания и действия, никак не обусловленные никакими внешними биосоциальными потребностями. Его поведение может быть не детерминированным внешними факторами, а спонтанным, вариативным и направляемым изнутри. Это – проявление свободы.

В философии выделяются два вида свободы: 1) независимость; 2) самоопределение.

Рассмотрим свободу как независимость. Это – типичное для обыденного сознания понимание свободы. Мы свободны, когда ни от кого не зависим, никому не подчиняемся и никому не должны, когда сами вершим всю свою судьбу. Однако здравый рассудок подскажет нам, что непоколебимой уверенностью в такой «свободе» обладают лишь пациенты психиатрических клиник – их болезнь и состоит в нарушении связи с внешним миром – а нормальный человек трезво понимает, что он зависим от всего на свете.

Поэтому, если свободу понимать как независимость, то здравый философский разум отказывал человеку в наличии у него такой свободы. Так, например, голландский философ XVII века Б. Спиноза так определял человеческую свободу: «Свобода есть познанная необходимость». В дальнейшем это определение повторили Г. Гегель и К. Маркс. Такое определение, в противоположность вышеприведенному, говорит, что не существует действия по «воле» вне той или иной необходимости. И максимум, на что способен человек – познать эту необходимость и обратить ее слепую силу себе на пользу. Например, познать закон природы и применить его в созданной человеком технике.




Рассмотрим свободу как самоопределение.Жизненный опыт показывает, что несмотря на весь комплекс зависимостей человека от обстоятельств, среды и культуры, хотя бы иногда он может принимать не обусловленные обстоятельствами решения и выборы. Свобода, понимаемая как самоопределение, признает зависимость относительного существа человека, но также признает, что эта зависимость никогда и ни у какого человека не носит тотальный и полный характер. Человек что-то может решать сам и по своей воле.

Рассмотрим этимологию слова «свобода».Античный философ Сократ говорил, что главный источник непонимания между людьми состоит в том, что они употребляют одни и те же слова в разных значениях. И чтобы людям понять друг друга, надо находить истинные значения слов. А философ ХХ века М. Хайдеггер показал, что человеческий язык являет собой некую реальность, не придуманную отдельными людьми, а выражающий подлинную истину. Поэтому и здесь обратимся к языковым корням слова «свобода». Это русское слово пришло к нам из древнего языка «санскрит» – языка древних ариев, живших в лесостепной зоне от Украины до Урала. Потому в русском языке очень много санскритских корней. Слово «свобода» на санскрите распадется на три слога, которые имеют два варианта перевода на русский:

СВО – БХУ – ДО

↓ ↓ ↓

1) свое – будущее –делать

2) свое – бытие – давать

Итак, анализируя два варианта перевода, можно сделать два вывода: 1) свобода есть «делание своего будущего» или, в точном смысле, – самоопределение. Мы не ошиблись в адекватности второго определения свободы; 2) свобода есть самоотдача, отдача своего бытия кому-то или чему-то. Здесь мы встречаемся с каким-то новым, еще не понятным нам смыслом свободы.



Проанализируем этот второй смысл. До сих пор, мы предполагали, что свобода есть нечто, зависящее только от меня, связанное только со мной и направленное на меня: я, мне, мое. Но оказывается, что наш язык мудрее нас с вами. Свобода есть не просто бытие, замкнутое во мне. К сущности свободы принадлежит самоотдача, выход за пределы своего «Я», не просто отдача чего-то моего, какой-то моей собственности, но отдача своего бытия, своей жизни. Отдавать себя можно кому-то, и тогда культура называет это любовью. Наконец, отдавать себя можно чему-то, тогда это называется творчеством. Анализируя этот вновь открывшийся нам смысл свободы, мы получаем указание на еще три абсолютных качества человека: выход за пределы своего «Я», любовь и творчество.

Но продолжим наш анализ мы с такого свойства, как «выход за пределы своего «Я», «выход из себя», что на философском языке называется «трансценденция».

К СУЩНОСТИ СВОБОДЫ ПРИНАДЛЕЖИТ ТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ, ВЫХОД ЗА ПРЕДЕЛЫ СВОЕГО «Я», СОБСТВЕННОЙ ОГРАНИЧЕННОСТИ, РЕАЛИЗАЦИЯ СВОЕГО «Я» В ДРУГИХ «Я» ИЛИ ВО ВНЕШНЕМ МИРЕ, В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Дадим более чёткое определение этому второму абсолютному качеству человека:

2. ВЫХОД ИЗ СЕБЯ (ТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ) – ВЫХОД ЗА ПРЕДЕЛЫ СВОЕГО «Я», ВЫХОД ЗА ПРЕДЕЛЫ ВОЗМОЖНОСТЕЙ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ ПРИРОДОЙ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ.

Здесь будет полезно сделать экскурс в философскую психологию. Какова центральная проблема современной психологии? Проблема личности! Большинство психологических школ описывают человека, как сумму или систему различных групп элементов: разум, чувства, воля, мышление, эмоции, представления, наследственность. Научная психология изучает структуры, так или иначе определяющие человека изнутри или извне: психология эмоций, психология мышления, психология познания, психология обучения, социальная психология, психология деятельности, возрастная психология, психология потребностей.

Человек в этой системе координат – это сумма факторов, воздействующих на него извне или изнутри. Чем продуктивен такой подход к человеку? Тем, что он научный, то есть поддается измерению, тестированию, программированию, эксперименту, может быть применен как к отдельному человеку, так и ко множеству личностей. Можно сказать, что если мы тщательно опишем все факторы, все качества человека, то мы можем предсказать его поведение, что можно от него ожидать, а чего нельзя.

А каковы проблемы такого подхода? Этот подход еще можно описать двумя русскими пословицами: «Выше головы не прыгнешь» или «Бывших наркоманов не бывает». Это приятно, когда относится к твоему глупому соседу или к соседу-наркоману. С глупым ты просто будешь делать поправку на глупость, а с наркоманом – меньше общаться: мало ли что от него можно ожидать? Но если этот глупый или этот наркоман – ты сам? Тогда такой подход к твоей личности тебе как бы говорит: никуда ты не вырвешься! сиди и не рыпайся!

Тем не менее человеческий опыт показывает: иногда вырваться можно! И бывшие наркоманы, полностью излечившиеся, тоже встречаются, хотя и нечасто. Как психологически объяснить ТАКОЙ опыт?

Среди множества психологических школ есть всего две, пытающиеся описать этот опыт. Авторами их являются Лев Выготский и Виктор Франкл. Творчество Выготского пришлось на первые советские послереволюционные годы. Он был убежденным коммунистом, и был уверен, что человек может сделать себя сам, в какой бы грязи он не находился. Ему принадлежит фраза: «Я являюсь сторонником не глубинной, а ВЕРШИННОЙ психологии». В его концепции человек определяется не самим собой, не внутренними и не внешними факторами, а тем, к чему он стремится, о чем он мечтает всей душой и над чем он каждодневно сознательно трудится. ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ ТО, К ЧЕМУ ОН СТРЕМИТСЯ.

Виктор Франкл был австрийским психоаналитиком, пережившим опыт гитлеровских концлагерей. Как можно выжить в лагере смерти? Оказывается, те, кто ставили себе цель выжить в лагере и приспособиться к факторам среды – умирали первыми, ибо лагерь ломал их как личностей! Выживали те, кто ставил себе цель не выжить, а жить и даже возрастать как личности в немецком лагере! Таковыми были, по словам Франкла, либо люди религиозные, либо убежденные коммунисты, боровшиеся с нацистами, либо просто люди, жившие какой-то сильной идеей, поднимающей их над окружающей действительностью. И Франкл сделал вывод: главное в человеке – это тот смысл, который он вносит в окружающую действительность и которым он живет, независимый ни от каких внешних или внутренних условий. ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ СУЩЕСТВО, ВЫХОДЯЩЕЕ ЗА СВОИ ПРЕДЕЛЫ – вот определение Франкла.

Другими словами, если в традиционных психологических концепциях человек – это замкнутая сфера, определяемая внутренними факторами и испытывающая влияние внешних, то Выготский и Франкл, отнюдь не отрицая этих внутренних и внешних факторов, представляют человека как расширяющуюся сферу, влияющую на остальной мир.

Выход из себя, выход за пределы своего «Я», выход за пределы природно- обусловленного, трансценденция могут носить как ценностно-положительный, так и ценностно-отрицательный характер. Представим себе студента, который плохо учился в школе, никто, включая учителей и родителей, не верил в его будущее, и в его семье был тяжелый психологический климат, не способствующий творческому развитию. Но однажды такой студент сказал себе: я могу быть иным! я вырвусь за пределы своего окружения! я сделаю себя сам и выкую свой собственный образ, так как я хочу! И если он будет последователен в своем решении, то его выбор непременно, рано или поздно, воплотится в реальность.Ценностно-отрицательный выход из себя можно проследить в таком таинственном и загадочном специфически человеческом феномене, как самоубийство. В самом деле, в человеке, как природном существе, заложен общий для всей живой природы инстинкт самосохранения. Однако иногда, когда жизнь для человека окончательно утрачивает смысл, и когда человек ясно сознает это, он может бросить вызов природе, судьбе, Богу, вернуть творцу «билет» в такую жизнь и предпочесть скорее не быть, чем быть. При всей экзистенциальной объяснимости такого поступка, он вызывает какой-то священный ужас, заключенный в трансрациональности самоубийства, его полной «потусторонности» природным законам выживания.

Понятие «выход из себя», по-латински философски звучащее как «трансценденция», по-гречески переводится очень знакомым нашему уху словом: «ЭКСТАЗ». Экстазом наша культура и язык называют высшую, запредельную степень радости, ощущение полета и запредельных возможностей человека, проявляющееся в таких сферах человеческой жизни, как любовь, творчество, религиозная мистика, экстремальные достижения человека в физической и психической сфере. Обратим внимание: здесь язык нам снова указывает на два новых абсолютных качества человека – любовь и творчество.

Сначала дадим философское определение любви, как абсолютного качества человека:

3. ЛЮБОВЬ – СВОЙСТВО ЧЕЛОВЕКА, ОСТАВАЯСЬ САМИМ СОБОЙ, НЕ ТЕРЯЯ СЕБЯ КАК ЛИЧНОСТЬ, ОТОЖДЕСТВЛЯТЬ СЕБЯ С ДРУГОЙ ЛИЧНОСТЬЮ (Я = ТЫ)

Давайте поговорим о любви. Научное отношение можно сравнить с познающим взором, направленным, как луч лазера, на пассивный предмет. Это называется отношением субъекта и объекта или субъект-объектным отношением. Субъект здесь активен, а объект пассивен. Объект является внешним, чужим для субъекта или предназначенным для использования субъектом. Такое отношение является более или менее нормальным между человеком и мертвой природой, но является ненормальным в человеческим отношениях. Хотя люди сплошь и рядом используют друг друга в своих собственных целях, но есть хотя бы нравственное требование, максима, императив, что использовать человека, как вещь, как объект, манипулировать им – это мерзко, это противно, этого не должно быть.

В человеческих отношениях, по крайней мере, в тех из них, которые достигают уровня дружбы или любви, проявляется другое: субъект-субъектное отношение. Когда оба субъекта активны, заинтересованы друг в друге не столько как в партнерах для достижения каких-то целей, но друг в друге как в личности в целом, с высокой степени самоотдачи и глубине взаимодействия. Конечно, я не говорю здесь о чисто деловых отношениях, находящихся в рамках границ достижения общих целей, или о чисто формальных отношениях типа: «привет-привет», «пока-пока». Можно сказать, что если научное отношение – это луч лазера познающего взора, то отношение дружбы или любви – это порыв всего существа, всего человека навстречу другому существу. И в этом отношении уже есть что-то религиозное, что-то абсолютное.

Давайте порассуждаем, почему. Мы говорили, что «Абсолют – это то, что существует благодаря себе самому». Источник сущности Абсолюта и причины его бытия в нем самом. Значит, он самодостаточен, ни в чем не нуждается. По существу Абсолют никак не связан с относительными вещами, хотя может их творить, но не обязан. Никакого отношения к иному здесь нет.

Теперь давайте перенесем это на человеческие отношения. Наша относительность, как существ, состоит в том, что мы нуждаемся: нуждаемся, чтобы о нас кто-то заботился, кто-то любил, имеем необходимость в понимании, необходимость в удовлетворении наших потребностей. Наконец, наша относительность состоит в том, что мы не всегда понимаем, что с нами происходит, и нами руководят спонтанные желания или страсти. Их точнее будет определить не словами «я хочу», но «мне хочется». Конечно, в том, что культура называет словом «любовь», есть множество чисто относительных, природных и социальных моментов. В самом деле, есть игра половых гормонов в мужских и женских особях человеческого рода, и возникающее при этом влечение входит в гамму того, что зовется любовью. Иную биологическую потребность мы видим в заботе матери о ребенке. Существует социальная потребность человека не быть одиноким, быть понятым, разделить с кем-то свою жизнь, опереться на кого-то. И культура называет эта привязанностью, также входящей в гамму любви.

Но что тогда есть любовь в абсолютном понимании этого слова? И возможна ли она, если Абсолюту ничего не надо, Он ни в чем не нуждается, все имеет в себе, никак не связан с относительными вещами…

А вам иногда хочется дарить подарки кому-нибудь? Причем, не с целью получить что-то взамен, а просто от полноты душевной! Просто нравится этот человек, и хочется ему сделать что-то приятное, хочется передать ему что-то драгоценное для тебя! Свойство любви, в абсолютном понимании этого слова, как бы выходить наружу от внутреннего переполнения.

Другой пример. Представьте себе, что другому человеку очень трудно, и вы всерьез сопереживаете ему, захвачены его проблемой до того, что для вас ваши проблемы почти перестают существовать, вы забываете о себе и думаете о нем. У вас нет никакой биологической или социальной потребности помогать этому человеку. Скорее, помогая ему, вы действуете в ущерб себе. Однако, иногда вы делаете это!

Что общего в этих двух примерах? Выход за пределы себя, чтобы в радости поделиться с другим своим переполнением, выход за пределы своих проблем, чтобы пережить боль другого, выход за пределы собственной ограниченности, чтобы увидеть мир. И еще этот выход за свои пределы, когда он свободный, не истощает меня, не вызывает мучения, а напротив, чем больше я думаю не о себе, тем мне интереснее, тем я богаче духовно. Я не теряю себя, а приобретаю – друзей, отношения.

Следующие два примера более трагичны. Но трагизм нередко является спутником нашей жизни, а иногда и спутником отношений любви.

Приходилось ли вам бывать на кладбище и видеть семейные могилы, где за одной оградой лежат умершие пожилые родственники – муж и жена, бабушка и дедушка? По российской статистике, средняя продолжительность жизни женщины у нас на 7–8 лет больше средней продолжительности жизни мужчины. Если следовать статистике, то и в семейных склепах должна наблюдаться примерно подобная картина. Однако, когда смотришь на даты смерти, часто удивляешься, сколь они близки: умер дедушка, и в этом же году отошла в вечность и бабушка.

И таких могил множество. Как это объяснить? Можно найти рациональные объяснения. Они живут вдвоем, дети давно отделились, внуков видят редко, давно оба на пенсии, и никаких интересов и близких друзей, кроме друг друга, у них нет. Умирает один, и у другого утрачивается последний интерес в жизни. Возможна такая версия? Конечно. Но возможно и другое объяснение. Двое жили душа в душу десятки лет. Делили всё: радости, печали, заботы, восторги. И они не просто были один плюс один: их было двое, они были семьей. И когда одного не стало, в жизни другого образовалась зияющая пустота – не с кем разделить жизнь, можно найти интересы, отдушины в детях, внуках. Но нет кого-то одного. И начинается внутренняя депрессия, а с ней обостряются болезни – и человек затухает…

Несколько лет назад в одном из университетских общежитий произошла трагедия. Девушка оставила своего парня, и парень выбросился из окна и разбился насмерть. Поступок понятный, но безумный. Представим себя в роли психологов-консультантов, пытающихся отговорить парня от этого рокового шага. Можно ему показать, что смысл жизни не исчерпывается одной девушкой, что есть другие люди и иные интересы: родители, родственники, друзья, учеба, перспективная карьера. Наконец, можно уговорить его пережить эту потерю и начать новые отношения с новой девушкой, которая, возможно, будет лучше и прекраснее предыдущей… Такие увещевания были бы вполне трезвы и разумны. Но парень, исходя из своего глубинного внутреннего опыта, мог бы ответить так: мы с этой девушкой были одно, нас было двое, и мы любили друг друга. Ее не стало в моей жизни – значит, не стало и меня. Внутренне я уже умер, и мое самоубийство станет лишь внешней констатацией свершившегося факта моей внутренней жизни.

Эти две трагические истории, возможно, заставят кого-то из читателей засомневаться в жизненной пользе человеческой любви. А нас они, в том числе, наведут на открытие нового абсолютного качества человека:

4. ЕДИНСТВО В ПРОТИВОРЕЧИИ – СВОЙСТВО ЧЕЛОВЕКА ВЫДЕРЖИВАТЬ НАПРЯЖЕНИЕ ЛОГИЧЕСКОГО ПРОТИВОРЕЧИЯ БЕЗ РАЗРУШЕНИЯ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ.

Давайте рассмотрим определение любви. Сразу же перед непредвзятым мышлением встанет вопрос: как это можно остаться собой и одновременно отождествить себя с другой личностью? Во-первых, в реальной жизни это может сломать человека, и пример такого случая мы только что привели. Не происходит ли в любви «раздвоения личности», сопряженного с потерей жизненных ценностей и ориентаций? В самом деле, влюбленные могут часами напролет гулять по ночам, забывая об учебе, о своих обязанностях перед другими людьми. А потом – любовь уходит, а «разгребать завалы», приводить жизнь в порядок приходится. Так не вредит подобным образом понятая любовь, пусть даже в ее «абсолютном» выражении, реальной жизни человека?

Но в определении любви есть еще и чисто логическая проблема. Я=ТЫ. Здесь очевидно явное логическое противоречие. Сравнение несравнимого. Помните, как еще на уроках арифметики в школе нас учили: 1+1=2 – истина, 1+1=3 – ложь. Нас учили тому, что логическое противоречие есть критерий неистинности, ложности высказывания, и везде, где мы встречаем логическое противоречие, мы встречаемся с ложью или с ошибкой в рассуждениях.

Итак, ошиблись ли мы в определении любви как абсолютного качества человека? Логически, пожалуй, да. Но мы ищем абсолютные качества человека на путях философской феноменологии.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ – РАЗДЕЛ И МЕТОД ФИЛОСОФИИ, СУЩНОСТЬ КОТОРОГО СОСТОИТ В ИССЛЕДОВАНИИ ВСЕЙ ПОЛНОТЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОПЫТА, – ВНЕШНЕГО И ВНУТРЕННЕГО, ОБЪЕКТИВНОГО И СУБЪЕКТИВНОГО, – И ВЫДЕЛЕНИИ ВО ВСЕЙ ПОЛНОТЕ ЭТОГО ОПЫТА ТАКИХ ЧЕРТ И КАЧЕСТВ, КОТОРЫЕ НЕ ЗАВИСЯТ ОТ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ, А ВНУТРЕННЕ ПОЛАГАЮТСЯ САМИМ ЧЕЛОВЕКОМ, ЯВЛЯЮТСЯ СМЫСЛООБРАЗУЮЩИМИ ДЛЯ НЕГО.

Итак, зададимся вопросом, исходя из человеческого опыта, будь он логичен или же нелогичен: созидает ли счастливая любовь человеческую личность или разрушает ее? Ответ очевиден: если любовь счастливая, то есть взаимная, то она созидает человека. Мы оставляем здесь без внимания случаи, когда любовь является несчастливой: когда один человек любит, а другой манипулирует любовью другого. Или же – когда один продолжает любить, а другой перестает любить и оставляет любящего. Эти случаи являются вполне реальными в жизни, но не входят в абсолютную природу любви, а являются проявлением ее относительных феноменов.

Коротко говоря, счастливая любовь строит и созидает человека, несмотря на наличие логического противоречия в ее определении. А это значит, что в мире абсолютного логическое противоречие не является критерием лжи и ошибки. Мир абсолютного – это мир тождества противоречий.

Вернемся теперь к уже открытому нами раньше пятому абсолютному качеству человека – к творчеству.

5. ТВОРЧЕСТВО – СОЗДАНИЕ НОВОГО ИЗ НИЧЕГО И СВЯЗАННАЯ С НИМ ТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ ЧЕЛОВЕКА К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, САМООТДАЧА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ КАКОМУ-ТО РОДУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВОПЛОЩЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ.

Как мы уже отмечали, что если любовь есть трансценденция личности к другой личности, то творчество есть трансценденция личности к деятельности.

Возникает вопрос: как можно говорить о творении из ничего, если стол, например, создан из дерева? Дерево является материалом стола, однако нигде в структуре дерева вы не найдете ни формы, ни цвета, ни полировки стола. Мастер взял материал дерева и добавил к нему некое «ничто» - свою творческую мысль, которая находится «нигде», не имеет пространственной локализации; и из «ниоткуда», через посредство мозга и рук мастера возникает творческое произведение искусства или ремесла.

Обратите внимание: именно этим элементом «ничто» и отличается человеческое творчество от реализации какой-либо программы развития. Например, от роста дерева из семени по программе, заложенной в ДНК, или от строительства пчелами своего улья по таким же образом генетически заложенной программе.

Чтобы подойти к следующему абсолютному качеству человека, давайте поразмышляем о тайне человеческой личности. Мы уже отмечали, что понятие «личность» активно разрабатывается психологией, однако является для нее проблемой. Психологи так и не пришли к единому мнению, что же следует иметь в виду в понятии «личность» и как его четко отличать от понятия «человек». Иногда психологи определяют личность как субъект общественных отношений, утверждая, что индивидуальность человека, его непохожесть на других, проявляется с очень раннего детства, то человеческая личность формируется только во взаимодействии с коллективом. Другие теории личности рассматривают личность как совокупность взаимодействия различных психических сфер человека – мышления, воли, эмоций, чувств, потребностей, – причем в каждой теории превалирующей является одна из этих сфер.

Чтобы нам подойти к тайне личности, мы будем анализировать не различные теории и концепции, но сам феномен личности, как он представляется нам в обыденном опыте, и как он находит свое выражение в человеческом языке. Кого мы называем личностью? О ком мы скажем: это – так, просто человечишко, а о ком: это – личность? Первое, что мы здесь можем выделить – это некое выделение личности из общей «серой массы». Любое ли, однако, выделение, подходит под слово «личность»? Оно справедливо, когда мы говорим о крупном ученом, писателе, о добром человеке, привлекающем к себе людей. Но можно ли назвать личностью любого успешного или богатого человека? Очевидно, что здесь имеет важное значение не столько сам факт успеха или богатства, но и то, какой ценой или какими средствами они достигаются. В понятие «личность» входит некий идеал или пример для подражания других людей.

Итак, суммируя феномен обыденного представления о личности, мы выделили две главные характеристики: личность – это человек, достаточно выделяющийся из массы остальных людей, и при этом выражающий явный или скрытый человеческий идеал. Конечно, идеал человека варьируется в зависимости от эпохи и культуры, но философски и феноменологически он выражается именно в смыслообразующих чертах человека. Главное в человеке – это именно его абсолютные качества. Подобным же образом, чем человек может выделяться из остальной массы людей? Только тем, что он активно реализует себя в окружающем мире, не покоряется течению обстоятельств, но пытается преобразовывать обстоятельства. По нашей терминологии, выделяет человека из окружающей массы людей именно развитость его абсолютных качеств.

И тогда мы получаем следующее философско-феноменологическое определение личности и одновременно шестое абсолютное качество человека:

6. ЛИЧНОСТЬ – ЭТО ЧЕЛОВЕК, ВЗЯТЫЙ С АБСОЛЮТНОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ; РАССМОТРЕННЫЙ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПОЛНОТЫ РЕАЛИЗАЦИИВ НЁМ АБСОЛЮТНЫХ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА.

Получается, что чем более развиты в человеке абсолютные качества в целом, тем более его можно назвать личностью. И действительно, личность – это человек несомненно свободный, несомненно творческий и, по-видимому, скорее любящий, чем не любящий.

Однако, мы здесь снова оказываемся перед соблазном научной психологии: рассматривать личность как совокупность «качеств». Строго говоря, личность – это не новое абсолютное качество человека среди других его абсолютных качеств, а некий живой феномен, являющий себя в своей абсолютности. Поэтому мы рассмотрим теперь, как в непосредственном опыте являет себя личность как феномен абсолютного.





Дата добавления: 2014-02-04; просмотров: 864; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент - человек, постоянно откладывающий неизбежность... 8859 - | 6382 - или читать все...

Читайте также:

 

54.90.185.120 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.006 сек.