Сравнительный анализ закона о социальной защите инвалидов и Положения о медико-социальной экспертизе

По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по состоянию в Российской Федерации насчитывается 13-15 млн. инвалидов. При этом они распределены по группам инвалидности. К первой, самой тяжёлой группе инвалидности относятся 1,9 млн человек. Ко второй группе инвалидности относится около 7 млн человек. И третью группу инвалидности составляют 3,76 млн человек. Отдельная учитываемая категория - это дети-инвалиды. В России сегодня 545 тысяч человек имеют статус детей-инвалидов. В эту категорию попадают люди от 0 до 18 лет.

Согласно ст. 1 ФЗ РФ от 24 ноября 1995 года (ред. от 30.11.2014) №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В настоящее время принята политкорректная форма обозначения инвалида - «человек с ограниченными возможностями здоровья».

Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».

Инвалидность - состояние человека, при котором имеются препятствия или ограничения в деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями.

Инвалидность в последнее время все чаще воспринимается как один из возможных социальных статусов и не означает для человека выключенность из жизни, отвергнутость обществом. Многочисленные примеры показывают, что инвалидность не закрывает человеку доступ в театры, парки, даже на спортивные площадки, оставляет возможность для посильной работы. В то же время инвалидность дает определенные права и льготы, которым наше государство уделяет все большее внимание. Меры помощи, оказываемые со стороны государства, со временем приобретали все более значительный характер с тем, чтобы сократить дистанцию, возникавшую между больным человеком и здоровым. Там же, где этого недостаточно, на помощь во все времена приходило людское милосердие.

Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В зависимости от степени нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а лицу в возрасте до 18 лет - категория «ребенок-инвалид».

Медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту его жительства, по месту пребывания, а также по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации.

Медико-социальная экспертиза может проводиться на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро.

Нормативно-правовое регулирование социальной защиты инвалидов

Важное значение для законодательства о социальном обеспечении имеют ст. 15 и ст. 17 Конституции РФ /1/. В этих статьях принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации объявляются частью ее правовой системы. Кроме того, установлено, что законодательство Российской Федерации, в том числе законодательство о социальном обеспечении, должно соответствовать требованиям международных стандартов по правам человека.

Особое значение для права социального обеспечения имеют статьи Конституции РФ, закрепляющие права граждан на различные виды социального обеспечения. Положения Конституции РФ, касающиеся вопросов социального обеспечения, являются юридической базой, на которой основывается все законодательство о социальном обеспечении.

Анализ норм законодательства о социальной защите инвалидов позволяет констатировать, что оно состоит:

из Федерального закона «О социальной защите инвалидов» /2/ и его подзаконной правовой базы с присущим только им предметом правового регулирования;

правовых актов, нормы которых регламентируют иные отношения в области социальной защиты инвалидов (социальное обслуживание, пенсионное обеспечение, социальная помощь, социальная защита отдельных категорий инвалидов).

К правовым актам в области социальной защиты инвалидов следует относить также акты, нормы которых в рамках своих отраслей регламентируют отношения, так или иначе касающиеся инвалидов (медицинская помощь, специальное образование, создание необходимых условий труда, физическая культура и спорт и т.д.).

Следует выделить три основных этапа формирования отечественной правовой базы, посвященной различным аспектам социальной защиты инвалидов.

1-й этап: 1990 - 1996 гг. Характерной особенностью данного этапа является принятие Конституции Российской Федерации, оформившей начало формирования объективно новой нормативной базы во всех отраслях общественных отношений, законодательное закрепление вопросов здравоохранения, образования. В 1995 г. с принятием Федерального закона «О социальной защите инвалидов», а также законов о социальном обслуживании, по сути дела, была сформирована законодательная база в области социальной защиты инвалидов.

2-й этап: 1997 - 2001 гг. На данном этапе осуществляется формирование пенсионного и трудового законодательства, законодательно закрепляются основные начала положения детей (в том числе детей-инвалидов).

3-й этап: 2002 - 2008 гг. Регламентация отношений в области социальной защиты инвалидов в наибольшей степени была обусловлена происходящими переменами в организации публичной власти (централизация власти, реформа местного самоуправления, перераспределение полномочий, совершенствование структуры федеральных органов исполнительной власти).

Именно в этот период нормы Федерального закона «О социальной защите инвалидов» подверглись наибольшим качественным изменениям. Принципиально новым содержанием наполнилось понятие «реабилитация инвалидов», расширившее круг основных направлений, осуществлено перераспределение компетенции в области социальной защиты инвалидов, организационно изменилась структура учреждений медико-социальной экспертизы, обозначились пробелы в вопросах создания и функционирования организационного механизма реабилитации инвалидов, осуществлена монетизация льгот.

Среди проблем правового регулирования в области социальной защиты инвалидов следует выделить проблемы в области:

- разграничения предметов ведения;

- создания и функционирования организационного механизма;

- труда и занятости;

- обеспечения доступа инвалидов к объектам различных инфраструктур;

- деятельности общественных объединений инвалидов.

Проблемы правового регулирования в области социальной защиты инвалидов обусловлены главным образом отсутствием четкой систематизации в указанной сфере деятельности.

Федеральный центр и субъекты Российской Федерации при принятии Федерального закона «О социальной защите инвалидов» наделялись практически идентичными полномочиями в области социальной защиты инвалидов. Нормами Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ из компетенции субъектов Российской Федерации были исключены принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о социальной защите инвалидов, контроль за их исполнением, участие в реализации федеральных программ в области социальной защиты инвалидов, разработка и финансирование региональных программ в указанной области; утверждение и финансирование перечня реабилитационных мероприятий, осуществляемых на территориях субъектов Российской Федерации, с учетом социально-экономических, климатических и иных особенностей в дополнение к федеральным базовым программам реабилитации инвалидов.

В части регламентации отношений в области социальной защиты инвалидов за последние 10 лет в субъектах Российской Федерации сложилась довольно-таки обширная правовая база. Регламентации подвергались отношения в области:

принятия целевых программ (социальная поддержка, реабилитация (комплексные программы по различным аспектам реабилитации, в отношении отдельных категорий инвалидов), обеспечение доступа инвалидов к объектам различных инфраструктур, развитие предприятий, применяющих труд инвалидов);

установления структуры учреждений медико-социальной экспертизы;

реабилитации инвалидов (принятие региональных перечней реабилитационных услуг, создание и функционирование организационного механизма, специальное образование, порядок разработки и реализации индивидуальных программ реабилитации);

обеспечение доступа инвалидов к объектам различных инфраструктур;

социального обслуживания (установление перечня социальных услуг, регламентация деятельности различных учреждений социального обслуживания);

установления льгот различным категориям инвалидов, общественным объединениям инвалидов.

Нормами Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ статья 5 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» была изложена в новой редакции. Субъектам Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов было возвращено право принятия в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; разработки, утверждения и реализации региональных программ в области социальной защиты инвалидов в целях обеспечения им равных возможностей и социальной интеграции в общество, а также право осуществления контроля за их реализацией.

Однако сравнительный анализ первоначальной и последней редакции ст. 5 Федерального закона «О социальной защите инвалидов», наличие сложившейся региональной правовой базы по вопросам социальной защиты (реабилитации) инвалидов позволяют говорить о необходимости включения в компетенцию субъектов Российской Федерации вопросов создания организационного механизма в области социальной защиты (реабилитации) инвалидов, утверждения и финансирования перечня реабилитационных мероприятий, осуществляемых на территориях субъектов Российской Федерации, с учетом социально-экономических, климатических и иных особенностей в дополнение к Федеральному перечню реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

Положения Федерального закона «О социальной защите инвалидов» не содержат (и не содержали) структурных частей, нормы которых устанавливали бы компетенцию органов местного самоуправления в области социальной защиты инвалидов. Указанная компетенция объективировалась путем вычленения посредством анализа как положений Федерального закона «О социальной защите инвалидов», так и других нормативных актов.

Анализ компетенции органов местного самоуправления, установленной нормами различных правовых актов, позволяет определить компетенцию органов местного самоуправления в области социальной защиты инвалидов, в связи с чем Федеральный закон «О социальной защите инвалидов» следует дополнить ст. 5.1, нормы которой устанавливали бы компетенцию органов местного самоуправления в области реализации государственной политики в отношении инвалидов на территориях муниципальных образований, участия в реализации федеральных, региональных программ в области социальной защиты инвалидов, разработки и финансирования муниципальных программ в указанной области, принятия в пределах своей компетенции нормативных правовых актов в области социальной защиты инвалидов, формирования бюджетов муниципальных образований в части расходов на социальную защиту инвалидов, формирования органов управления муниципальной системы социальной защиты инвалидов, создания и управления объектами в области социальной защиты инвалидов, находящимися в ведении муниципальных образований, ведения муниципальных банков данных по проблемам инвалидности и инвалидов.

Современная система медико-социальной экспертизы начала формироваться в России с середины 90-х годов прошлого столетия. В 1998 г. в субъектах Российской Федерации в основном завершилась реорганизация врачебно-трудовых экспертных комиссий с преобразованием их в учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы.

Правовой основой этих учреждений стал Федеральный закон от 24.11.95 № 181 -ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, согласно которому медико-социальная экспертиза проводилась Государственной службой медико-социальной экспертизы, входящей в систему (структуру) органов социальной защиты населения Российской Федерации (п. 1 ст. 8 Закона в первоначальной редакции). Услуги, оказываемые службой, а также реабилитационные мероприятия включались в федеральную базовую программу обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации и финансировались из федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Система учреждений Государственной службы медико-социальной экспертизы просуществовала вплоть до 2005 г., когда с вступлением в силу Федерального закона от 22.08.04 № 122-ФЗ она была трансформирована в систему федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы.

В статье 7 новой редакции Закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” содержание понятия медико-социальной экспертизы раскрывается следующим образом.

Медико-социальная экспертиза – определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Медико-социальная экспертиза проводится исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, Психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 данного Закона, медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется Правительством Российской Федерации.

Медико-социальная экспертиза (МСЭ) проводится составом специалистов бюро МСЭ, назначенных руководителем учреждения МСЭ и имеющих право проводить медико-социальную экспертизу и принимать экспертное решение о признании гражданина инвалидом. В состав специалистов бюро МСЭ, принимающих экспертное решение, входят не менее шести специалистов: три врача различных специальностей, специалист по реабилитации, психолог, специалист по социальной работе. При необходимости в данный состав могут быть включены другие специалисты. Все специалисты, принимающие экспертное решение, должны иметь высшее образование и соответствующую компетенцию.

На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются следующие задачи:

установление инвалидности, а также причин, сроков, времени наступления инвалидности; потребности инвалида в различных видах социальной защиты;

разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;

изучение уровня и причин инвалидности населения;

участие в разработке комплексных программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности, социальной защиты инвалидов;

определение степени утраты профессиональной трудоспособности;

определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего.

Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

В целях реализации положений статьи 8 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” Правительство Российской Федерации приняло Постановление “О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы” (приложение 3).

В соответствии с этим постановлением, к федеральным государственным учреждениям МСЭ относятся: Федеральное бюро медико-социальной экспертизы (далее – Федеральное бюро) и главные бюро медико-социальной экспертизы (далее – главные бюро), имеющие филиалы – бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (далее – бюро).

Федеральное бюро находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а главные бюро – в ведении Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию.

Количество бюро определяется исходя из расчета, как правило, 1 бюро на 70 – 90 тыс. человек при условии освидетельствования 1,8 – 2 тыс. человек в год.

С учетом сложившихся социально-демографических, географических и других особенностей регионов бюро могут создаваться исходя из иного расчета численности населения и количества освидетельствуемых в год граждан.

Основные задачи федеральных государственных учреждений МСЭ:

проведение реабилитационно-экспертной диагностики с целью определения реабилитационного потенциала, ограничений жизнедеятельности, потребности в мерах социальной защиты;

изучение причин, факторов и условий, влияющих на возникновение, развитие и исход инвалидности; анализ распространенности и структуры инвалидности.

Бюро выполняет следующие функции:

проводит освидетельствование граждан для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности (в том числе степени ограничения способности к трудовой деятельности) и их реабилитационного потенциала;

разрабатывает и корректирует индивидуальные программы реабилитации (ИПР) инвалидов, в том числе определяет виды, формы, сроки и объемы мероприятий по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации;

устанавливает факт наличия инвалидности, группу, причины, срок и время наступления инвалидности, степень ограничения способности к трудовой деятельности;

определяет степень утраты профессиональной трудоспособности (в процентах);

определяет причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки;

дает гражданам, проходящим освидетельствование, разъяснения по вопросам медико-социальной экспертизы;

участвует в разработке программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности, социальной защиты инвалидов;

формирует в рамках обслуживаемой территории банк данных о гражданах, прошедших медико-социальную экспертизу, осуществляет государственное статистическое наблюдение за демографическим составом инвалидов, проживающих"на обслуживаемой территории;

представляет в соответствующие военные комиссариаты сведения обо всех случаях признания инвалидами военнообязанных и граждан призывного возраста.

Главное бюро выполняет следующие функции:

рассматривает жалобы граждан, проходящих освидетельствование, на решения бюро и в случае признания этих жалоб обоснованными изменяет либо отменяет решения бюро;

проводит по собственной инициативе повторное освидетельствование граждан, прошедших освидетельствование в бюро, и при наличии оснований изменяет либо отменяет решения бюро;

проводит освидетельствование граждан, обжаловавших решения бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования, в целях установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности (в том числе степени ограничения способности к трудовой деятельности) и реабилитационного потенциала этих граждан;

дает гражданам, проходящим освидетельствование, разъяснения по вопросам медико-социальной экспертизы;

формирует в рамках обслуживаемой территории банк данных о гражданах, прошедших медико-социальную экспертизу, осуществляет государственное статистическое наблюдение за демографическим составом инвалидов, проживающих на обслуживаемой территории;

участвует в разработке программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности, социальной защиты инвалидов;

координирует деятельность бюро и обобщает опыт их работы на обслуживаемой территории;

в случае проведения освидетельствования: разрабатывает и корректирует индивидуальные программы реабилитации инвалидов, в том числе определяет виды, формы, сроки и объемы мероприятий по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, а также устанавливает факт наличия инвалидности, группу, причины, срок и время наступления инвалидности, степень ограничения способности к трудовой деятельности; определяет степень утраты профессиональной трудоспособности (в процентах);

определяет причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки.

Федеральное бюро выполняет следующие функции:

обеспечивает предоставление всем гражданам равных возможностей для прохождения ими освидетельствования в целях признания инвалидом в соответствии с Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”;рассматривает жалобы граждан, проходящих освидетельствование, на решения главных бюро и в случае признания этих жалоб - обоснованными изменяет либо отменяет решения главных бюро;

проводит освидетельствование граждан, обжаловавших решения главных бюро;

проводит освидетельствование граждан по направлению главных бюро в случаях, требующих применения особо сложных специальных видов обследования;

проводит по собственной инициативе повторное освидетельствование граждан, прошедших освидетельствование в главных бюро, и при наличии достаточных оснований изменяет либо отменяет решения главных бюро;

осуществляет комплексную реабилитационно-экспертную диагностику с применением новейших технологий, результатов научных разработок в целях определения наличия ограничений жизнедеятельности, степени утраты профессиональной трудоспособности, реабилитационного потенциала и потребности в мерах социальной защиты;

проводит по поручению Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации научные исследования в установленной сфере деятельности;

осуществляет мероприятия по повышению квалификации специалистов в области медико-социальной экспертизы;

оказывает методологическую и организационно-методическую помощь главным бюро и бюро в соответствии с методическими рекомендациями Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, обеспечивает единообразное применение указанных рекомендаций, а также законодательства Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов в установленной сфере деятельности;

формирует банк данных о гражданах, прошедших медико-социальную экспертизу, осуществляет государственное статистическое наблюдение за демографическим составом инвалидов;

принимает участие в изучении факторов, приводящих к инвалидности, и вносит предложения по разработке и реализации программ по проблемам инвалидности и инвалидов;

вносит в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации предложения о внедрении в практику результатов научных разработок, новых технологий реабилитационно-экспертной диагностики, передового опыта главных бюро, а также реализации программ по различным направлениям медико-социальной экспертизы;

вносит в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации предложения по формированию государственного заказа на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по медико-социальной экспертизе.

Решение бюро, не отмененное или не измененное главным бюро либо в судебном порядке, решение главного бюро, не отмененное или не измененное Федеральным бюро либо в судебном порядке, а также решение Федерального бюро, не отмененное или не измененное в судебном порядке, являются обязательными для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.

С методологических позиций медико-социальная экспертиза может быть рассмотрена как социальная технология.

Основу технологического процесса МСЭ составляет определенный алгоритм действий, операций, т.е. программа решения принципиально новых задач, позволяющая получить предполагаемый, ожидаемый, но обоснованный результат. Данный алгоритм можно представить следующим образом.

Формулировка цели воздействия.

Выработка и выбор способов воздействия.

Организация воздействия.

Оценка и анализ результатов воздействия.

В приведенном алгоритме определяющим является этап формулировки цели, которая должна быть четко и корректно поставлена, практически достижима и предполагает процедуру проверки. Так называемое целеполагание (фундаментальное понятие в теории деятельности) носит базисный характер в любой социальной технологии, в том числе в МСЭ, выполняя ряд важнейших методологических и методических функций. Этап целеполагания должен строиться на следующих принципах:

точная и четкая формулировка целей применительно к конкретной ситуации;

определение целей других лиц и организаций, на которые предполагается направлять воздействие;

определение характера взаимосвязи целей других лиц и организаций, на которые оказывается воздействие, а также взаимосвязи возникающих задач;

определение вероятных последствий достижения сформулированных целей (некоторые цели могут оказываться, по сути, средством достижения других, более отдаленных и побочных целей);

выявление обстоятельств как способствующих, так и препятствующих достижению поставленных целей;

выявление составляющих проблемной ситуации – управляемых (т.е. поддающихся воздействию и контролю) и неуправляемых.

Основной целью МСЭ (как социальной технологии) является определение потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. В Федеральном законе

“О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” отражена цель МСЭ, очерчены границы компетенции и полномочий специалистов службы МСЭ, отмечена социальная значимость экспертного решения в аспекте мер социальной защиты. Указанная выше цель МСЭ расширила задачи, решаемые специалистами службы МСЭ, изменила состав самих специалистов этой службы (появились специалисты по реабилитации, социальной работе, психологи и др.). Сместился акцент с того, “что не может” инвалид, на то, “что может” инвалид, и какие условия необходимы для реализации его возможностей. Поэтому появились новые по сути понятия: реабилитационный потенциал и реабилитационный прогноз, реабилитационный эффект, индивидуальная программа реабилитации (ИПР) и др.

Однако цель без определения средств ее достижения – лишь проект, не имеющий реальной опоры в самой действительности. Следовательно, должна быть объективно предопределена достижимость цели, которая зависит от разработки и выбора способа воздействия и организации самого воздействия. Анализ проблемной ситуации, а применительно к МСЭ – реабилитационно-экспертная диагностика, во-первых, позволяет сформулировать, уточнить, объективизировать конкретные цели по отношению к конкретному освидетельствуемому, а во-вторых, выработать и выбрать способы воздействия (прежде всего, объем и характер реабилитационных мероприятий), т.е. адекватный инструментарий социального воздействия, а следовательно – оптимальный вариант решения проблемы. Последнее во многом предопределяет организацию самого воздействия. С технологических позиций, и реабилитационно-экспертная диагностика, и организация реабилитационного процесса должны базироваться на системном подходе при анализе и решении личностных проблем инвалида, Соответствии инструментария конкретно решаемым задачам, возможности контроля, коррекции содержания, форм и методов ИПР инвалида.

В процессе МСЭ, как и в ряде других социальных технологий, находит применение и метод наблюдения, помогающий формированию экспертного решения.

Технологичность МСЭ как социальной технологии характеризуется такими понятиями, как процедурность, операциональность и этапность. Замкнутый цикл технологического процесса МСЭ включает в себя следующие этапы.

Предварительный этап. На этом этапе осуществляются операции выявления, оценки и ранжирования проблемы, выявление совокупности факторов, обусловивших возникновение данной проблемы.

Этап целеполагания. Цель обусловливает выбор возможных средств и способов ее достижения, определяет необходимые дополнительные источники информации. В целевой установке находит выражение квинтэссенция идеологии МСЭ.

Этап углубленной обработки полученной информации (сбор, систематизация, анализ, обобщение, выводы).

Этап процедурно-организационной работы, предусматривающий организацию реализации программы действий – мер социальной защиты, включая реабилитацию.

Завершающий контрольно-аналитический этап, предполагающий оценку результатов целенаправленного воздействия (например, определение эффективности комплексных реабилитационных мероприятий) с выявлением факторов, влияющих на результат (качество выполнения ИПР). При этом следует обратить внимание на то, что эффективность МСЭ, как и реабилитации инвалида, определяется сопоставлением достигнутых с помощью мер социальной защиты результатов с поставленной целью, т.е. с ожидаемыми, прогнозируемыми результатами.

Таким образом, МСЭ как инновационная, частная и прикладная социальная технология выполняет ряд взаимосвязанных специфических и довольно сложных функций: организационно-методическую, организационно-управленческую, аналитико-прогностическую и социоинтегративную. Нагляднее всего действенность технологизации МСЭ проявляется в управленческой деятельности, при принятии управленческих решений, направленных на совершенствование службы МСЭ.

С практической точки зрения технология медико-социальной экспертизы включает четыре основных этапа.

Первый этап медико-социальной экспертизы предполагает установление врачами МСЭ наличия и степени выраженности нарушений основных функций организма освидетельствуемого больного:

психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли);

сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания);

стато-динамической функции;

функций внутренних органов (кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции).

На этом этапе проводится клинико-функциональная диагностика (КДФ), конечным результатом которой является вынесение врачами-экспертами клинико-функционального диагноза.

Второй этап медико-социальной экспертизы характеризуется определением категорий и степени выраженности ограничений жизнедеятельности у освидетельствуемого больного, к которым приводят функциональные нарушения организма, выявленные на первом этапе.

Ограничения жизнедеятельности являются основным компонентом инвалидности, и это определяет значимость их объективного установления.

На данном этапе экспертизы у специалистов наименьшие затруднения вызывает установление ограничений таких категорий жизнедеятельности, как: способность к самостоятельному передвижению, способность к ориентации, способность к общению и способность контролировать свое поведение, так как их наличие и степень выраженности в большей степени объективизируются данными клинико-функциональной диагностики.

Способность больного к самообслуживанию также в основном определяется по степени выраженности функциональных нарушений. Однако в некоторых случаях для установления степени ограничения данной способности применяется социальная диагностика, которая включает оценку социально-бытового и социальносредового статуса больного. Проводит социальную диагностику специалист по социальной работе (имеющий высшее профессиональное образование), иногда с участием специалиста по реабилитации. По результатам социальной диагностики оформляется Карта социальной диагностики, которая подшивается в акт освидетельствования и в процессе комплексной медико-социальной оценки служит одним из обоснований медико-экспертного заключения.

Третий этап медико-социальной экспертизы предполагает выявление реабилитационных возможностей относительно восстановления конкретных видов жизнедеятельности инвалида.

Данный этап экспертизы базируется на результатах двух предыдущих этапов и на результатах реабилитационно-экспертной диагностики, включающей оценку реабилитационного потенциала (РП) инвалида и реабилитационного прогноза.

На четвертом этапе медико-социальной экспертизы происходит определение потребностей инвалида в мерах реабилитации. Конечным результатом данного этапа экспертизы является формирование индивидуальной программы реабилитации (ИПР).

Основные положения организации медико-социальной экспертизы в настоящее время предполагают:

изменение концепции инвалидности, целей, задач и функций учреждений МСЭ;

приоритетность общедемократических ценностей и, прежде всего, прав человека;

государственный характер медико-социальной экспертизы;

реабилитационная направленность всей деятельности учреждений МСЭ;

единообразие методологических, методических и организационных принципов МСЭ на всей территории России;

дифференцированность организационной структуры учреждений МСЭ в зависимости от особенностей субъектов Российской Федерации.

Новые положения по проведению МСЭ на современном этапе касаются следующих вопросов:

расширение прав освидетельствуемого гражданина посредством предоставления возможности привлечения им самим или полномочным представителем любого специалиста за счет собственных средств для участия в проведении медико-социальной экспертизы с правом совещательного голоса;

гласность принимаемого решения. Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу, или его законному представителю руководителем учреждения в присутствии всех специалистов, которые дают разъяснения по принятому экспертному решению;

определение ограничений основных категорий жизнедеятельности с учетом современной концепции инвалидности и реабилитационной направленности;

разработка ИПР инвалида;

изменение состава специалистов, принимающих экспертное решение (три врача различных специальностей, специалист по реабилитации, специалист по социальной работе и психолог);

привлечение других специалистов (группы специалистов по функциональной диагностике, профориентации и организации труда инвалидов, их социально-средовой адаптации, юридического консультирования и информационно-статистического обеспечения);

при необходимости создание стационарного отделения;

возможность обжалования решения бюро МСЭ в судебном порядке.

Наиболее важными организационными задачами, стоящими перед системой медико-социальной экспертизы, являются:

формирование сети бюро МСЭ, адекватной потребности населения в освидетельствовании. Уже в настоящее время нормативы, утвержденные в “Примерном положении об учреждениях государственной службы МСЭ”, не соответствуют потребностям населения. С учетом освидетельствования детского населения в среднем по стране одно ставочное бюро МСЭ должно быть организовано в расчете на 50 – 60 тыс. всего населения при освидетельствовании в течение года 1800– 2 000 человек;

разработка и утверждение нормативов времени по освидетельствованию населения с учетом необходимости формирования для инвалидов индивидуальной программы реабилитации, а также применения новых экспертно-реабилитационных технологий, связанных не только с оценкой состояния здоровья, но и с необходимостью диагностики профессионального и социального статусов, осуществления прогнозов;

кадровое обеспечение учреждений системы МСЭ, и в первую очередь специалистами, участвующими в медико-социальной экспертизе и принятии экспертного решения, такими как психологи, специалисты по социальной работе, специалисты по социальной реабилитации;

формирование плана и обеспечение процесса подготовки и переподготовки кадров для работы в учреждениях государственной службы МСЭ (отметим также необходимость проведения в ближайшие годы тотального переобучения всех специалистов службы МСЭ на местах);

разработка и утверждение перечней материально-технического обеспечения учреждений МСЭ.

Одной из наиболее важных задач, стоящих перед системой МСЭ, является формирование кадрового состава специалистов учреждений МСЭ с учетом новых требований, предъявляемых к методике и технологии освидетельствования граждан, внедрения методов реабилитационно-экспертной диагностики с целью выполнения возложенных на учреждения МСЭ функций.

За последние годы укомплектованность бюро МСЭ специалистами различного профиля значительно улучшилась, однако до сих пор остро стоит вопрос о привлечении в состав бюро психологов, социальных работников и специалистов по реабилитации.

Необходимо сосредоточиться не только на привлечении к работе в учреждениях МСЭ упомянутых специалистов (никогда ранее не принимавших участия в экспертной работе и не имеющих теоретической подготовки и практического опыта работы в экспертно-реабилитационных учреждениях), но и на формировании системы повышения квалификации этих специалистов как по базовой специальности, так и по МСЭ и реабилитации инвалидов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: