Стресс от реализации негативных родительских программ

Часть программ поведения вкладывается в голову ребенка его ро­дителями, учителями или другими лицами, пока его сознание еще отличается повышенной внушаемостью. Эти программы называют «неосознанными установками», «жизненными принципами» или «ро­дительскими сценариями», и они могут оказывать весьма существен­ную роль на дальнейшую жизнь индивида [5]. Эти установки могут быть вполне полезными для маленького ребенка, но по мере его взрос­ления и изменения условий жизни они начинают усложнять жизнь, делая поведение неадекватным и вызывая стрессы.

Например, родители запрещали девочке ходить в лес, пугая ее «се­рым волком», «бабаем» или сексуальным маньяком, и в итоге образо­вался страх, мешающий взрослой женщине получать наслаждение от общения с природой.

Другой пример: воспитанные в 70-х или 80-х годах молодые лю­ди получали политическую установку, осуждающую занятие бизне­сом. «Покупать дешево и продавать дорого нехорошо! Это спекуля­ция, за которую можно сесть в тюрьму», — внушали молодым. Это бы­ла вполне адекватная установка эпохи социализма, но когда началась перестройка, она стала мешать заниматься бизнесом, так как пере­продажа товара с целью обогащения подсознательно воспринималась как что-то постыдное, нехорошее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: