Тема 23

Внешняя политика Беларуси

Стратегические цели и принципы внешней политики Ре­спублики Беларусь.

Внешнеполитические приоритеты страны. Выполнение международных обязательств в области разоружения и контроля над вооружениями. Развитие отношений с об­щеевропейскими политическими структурами и евро­пейскими государствами. Обеспечение территориаль­ной безопасности Беларуси, защита от потенциальных и реальных угроз.

Интеграция и развитие всестороннего сотрудничества с Россией как ключевое направление внешней политики Республики Беларусь.

Проблемы и перспективы сотрудничества Беларуси с США, государствами Европы, Азии, Африки и Латинской Америки.

Стратегические цели внешней политики Республики Беларусь

► Обеспечение благоприятных международных условий для укрепления молодой национальной государственности, суверенитета и территориальной целостности страны.

► Развитие взаимовыгодного сотрудничества с государ­ствами и народами, способствующего осуществлению преобразований в социально-экономической, полити­ческой и духовной сферах общества.

► Непосредственное участие в решении общечеловеческих проблем, формировании нового, более гуманного миро­вого порядка.

Реализуя указанные стратегические цели, Беларусь заявила мировому сообществу, что ее территория свободна от ядерного оружия, а государство будет последовательно проводить поли­тику нейтралитета.

Принципы внешней политики страны:

► равенство государств;

► неприменение силы или угрозы силой в международных отношениях;

► нерушимость границ;

► мирное урегулирование международных конфликтов и противоречий;

► уважение суверенитета других государств.

Отличительная особенность внешней политики государ­ства — многовекторность (разносторонность).

Внешнеполитические приоритеты Беларуси

1. Выполнение обязательств по международным соглашениям и договорам в области разоружения и контроля над вооружениями.

Беларусь первой и без предварительных условий отказалась от ядерного наследия СССР. Стала участницей всех основополагаю­щих соглашений в области нераспространения ядерного оружия.

2. Развитие контактов с общеевропейскими структурами и европейскими странами.

Беларусь выступает за равноправные и взаимовыгодные от­ношения с Западом, свободные от диктата и вмешательства во внутренние дела суверенного государства. Несмотря на труд­ности политического диалога с ЕС, Европейский Союз являет­ся вторым по величине торговым партнером Беларуси после России. Страна является членом ОБСЕ и инициирует ее рефор­мирование, добивается восстановления статуса «специально приглашенного» для белорусского парламента в Парламент­ской ассамблее Совета Европы. Развивается двустороннее со­трудничество с европейскими странами:

3. Взаимовыгодное экономическое сотрудничество.

Белорусская экономика ориентируется на внешние рынки.

Доходы от экспорта — основной источник валютных поступле­ний. Экспортируется около 90 % тракторов и автомобилей, около 80 % калийных удобрений, химических волокон и нитей, 70 % металлорежущих станков, холодильников и морозильни­ков. Ведутся переговоры по вступлению Беларуси в ВТО.

4. Привлечение иностранных инвестиций.

Инвестиционный кодекс Республики Беларусь (2001 г.) зак­репил стабильную правовую базу деятельности иностранных инвесторов. В стране зарегистрировано около 4 тысяч предпри­ятий с иностранными инвестициями из 83 стран. Основные страны-инвесторы по доле иностранного участия в объявлен­ном уставном фонде — США, Германия, Нидерланды, Поль­ша, Великобритания, Кипр, Россия.

5. Интеграция с постсоветскими республиками.

Беларусь — заинтересованный и активный участник регио­нальной интеграции в рамках СНГ, Евразийского экономичес­кого сообщества (Беларусь, Россия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан). Ведутся переговоры с Россией по разрешению спорных вопросов в строительстве Союзного государства.

ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

Раздел 5

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И УПРАВЛЕНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Выберите ответ на контрольный вопрос

4. 1. Государственная политика означает:

□ а) контроль институтов гражданского общества;

□ б) определение целей социально-экономического развития;

□ в) выработку и реализацию политического курса общества.

4.2. Субъектами государственной политики являются:

□ а) индивидуальные, групповые и институциональные субъ­екты политики;

□ б) институты государства;

□ в) харизматические лидеры.

4.3. Объекты государственного управления:

□ а) бюрократия;

□ б) субъекты политики, проблемы и ресурсы общества, соци­альные процессы;

□ в) силовые структуры государства.

4.4. Взаимоотношения между субъектами и объектами управле­ния регулируются:

□ а) субординацией между носителями власти;

□ б) правами, полномочиями и функциями, закрепленными в законах;

□ в) нравственными нормами.

4.5. Государственное управление призвано обеспечивать:

□ а) принудительное политическое участие;

□ б) материальное стимулирование лояльных к власти граждан;

□ в) регулирование общественной жизни.

4.6. Какая концепция в наибольшей мере отвечает идеалу наро­довластия:

□ а) элитизма;

□ б) марксистская;

□ в) плюралистическая (представительная).

4.7. В разработке стратегического курса государства участвуют:

□ а) депутаты парламента;

□ б) ветви власти и рядовые граждане;

□ в) ученые.

4.8. Стержнем механизма государственного управления принято считать:

□ а) директивы центральных органов власти;

□ б) руководящие указания главы государства;

□ в) законы, стратегические и оперативно-тактические реше­ния власти.

4.9. Политико-управленческое решение — это:

□ а) описание процедуры действий в политической сфере;

□ б) приказ вышестоящего чиновника;

□ в) выбор оптимального варианта политических действий.

4.10. Принятие оптимального решения в государственной полити­ке предполагает условия:

□ а) содействие «лоббистов»;

□ б) приятельские отношения членов правительства;

□ в) достижение консенсуса и голосование.

4.11. Какая функциональная фаза не имеет отношения к процессу принятия управленческих решений?

□ а) определение общественных приоритетов;

□ б) рассмотрение альтернативных проектов решений и вы­бор оптимального варианта;

□ в) научная классификация альтернативных проектов решений.

4.12. Реализация государственных решений подразумевает:

□ а) использование методов убеждения и принуждения;

□ б) принятие инструкций, разъясняющих смысл решений;

□ в) действия субъектов на основе законов и технологий уп­равления.

4.13. Необходимость политической идеологии государства в ме­ханизме управления обществом обусловлена:

□ а) единством идеологических и политических ценностей го­сударства;

□ б) интересами политической элиты;

□ в) традиционными представлениями о влиянии идеологии на общество.

Проблемные задачи для осмысления и решения

4.14. Какое влияние оказывает политика демократического госу­дарства на экономическую жизнь общества?

4.15. Последствия «смешения» функций государственной полити­ки и права.

4.16. Какими должны быть взаимоотношения между государ­ственной политикой и наукой в переходном обществе?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: