Внешняя политика Беларуси
Стратегические цели и принципы внешней политики Республики Беларусь.
Внешнеполитические приоритеты страны. Выполнение международных обязательств в области разоружения и контроля над вооружениями. Развитие отношений с общеевропейскими политическими структурами и европейскими государствами. Обеспечение территориальной безопасности Беларуси, защита от потенциальных и реальных угроз.
Интеграция и развитие всестороннего сотрудничества с Россией как ключевое направление внешней политики Республики Беларусь.
Проблемы и перспективы сотрудничества Беларуси с США, государствами Европы, Азии, Африки и Латинской Америки.
Стратегические цели внешней политики Республики Беларусь
► Обеспечение благоприятных международных условий для укрепления молодой национальной государственности, суверенитета и территориальной целостности страны.
► Развитие взаимовыгодного сотрудничества с государствами и народами, способствующего осуществлению преобразований в социально-экономической, политической и духовной сферах общества.
|
|
► Непосредственное участие в решении общечеловеческих проблем, формировании нового, более гуманного мирового порядка.
Реализуя указанные стратегические цели, Беларусь заявила мировому сообществу, что ее территория свободна от ядерного оружия, а государство будет последовательно проводить политику нейтралитета.
Принципы внешней политики страны:
► равенство государств;
► неприменение силы или угрозы силой в международных отношениях;
► нерушимость границ;
► мирное урегулирование международных конфликтов и противоречий;
► уважение суверенитета других государств.
Отличительная особенность внешней политики государства — многовекторность (разносторонность).
Внешнеполитические приоритеты Беларуси
1. Выполнение обязательств по международным соглашениям и договорам в области разоружения и контроля над вооружениями.
Беларусь первой и без предварительных условий отказалась от ядерного наследия СССР. Стала участницей всех основополагающих соглашений в области нераспространения ядерного оружия.
2. Развитие контактов с общеевропейскими структурами и европейскими странами.
Беларусь выступает за равноправные и взаимовыгодные отношения с Западом, свободные от диктата и вмешательства во внутренние дела суверенного государства. Несмотря на трудности политического диалога с ЕС, Европейский Союз является вторым по величине торговым партнером Беларуси после России. Страна является членом ОБСЕ и инициирует ее реформирование, добивается восстановления статуса «специально приглашенного» для белорусского парламента в Парламентской ассамблее Совета Европы. Развивается двустороннее сотрудничество с европейскими странами:
|
|
3. Взаимовыгодное экономическое сотрудничество.
Белорусская экономика ориентируется на внешние рынки.
Доходы от экспорта — основной источник валютных поступлений. Экспортируется около 90 % тракторов и автомобилей, около 80 % калийных удобрений, химических волокон и нитей, 70 % металлорежущих станков, холодильников и морозильников. Ведутся переговоры по вступлению Беларуси в ВТО.
4. Привлечение иностранных инвестиций.
Инвестиционный кодекс Республики Беларусь (2001 г.) закрепил стабильную правовую базу деятельности иностранных инвесторов. В стране зарегистрировано около 4 тысяч предприятий с иностранными инвестициями из 83 стран. Основные страны-инвесторы по доле иностранного участия в объявленном уставном фонде — США, Германия, Нидерланды, Польша, Великобритания, Кипр, Россия.
5. Интеграция с постсоветскими республиками.
Беларусь — заинтересованный и активный участник региональной интеграции в рамках СНГ, Евразийского экономического сообщества (Беларусь, Россия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан). Ведутся переговоры с Россией по разрешению спорных вопросов в строительстве Союзного государства.
ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ
Раздел 5
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И УПРАВЛЕНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Выберите ответ на контрольный вопрос
4. 1. Государственная политика означает:
□ а) контроль институтов гражданского общества;
□ б) определение целей социально-экономического развития;
□ в) выработку и реализацию политического курса общества.
4.2. Субъектами государственной политики являются:
□ а) индивидуальные, групповые и институциональные субъекты политики;
□ б) институты государства;
□ в) харизматические лидеры.
4.3. Объекты государственного управления:
□ а) бюрократия;
□ б) субъекты политики, проблемы и ресурсы общества, социальные процессы;
□ в) силовые структуры государства.
4.4. Взаимоотношения между субъектами и объектами управления регулируются:
□ а) субординацией между носителями власти;
□ б) правами, полномочиями и функциями, закрепленными в законах;
□ в) нравственными нормами.
4.5. Государственное управление призвано обеспечивать:
□ а) принудительное политическое участие;
□ б) материальное стимулирование лояльных к власти граждан;
□ в) регулирование общественной жизни.
4.6. Какая концепция в наибольшей мере отвечает идеалу народовластия:
□ а) элитизма;
□ б) марксистская;
□ в) плюралистическая (представительная).
4.7. В разработке стратегического курса государства участвуют:
□ а) депутаты парламента;
□ б) ветви власти и рядовые граждане;
□ в) ученые.
4.8. Стержнем механизма государственного управления принято считать:
□ а) директивы центральных органов власти;
□ б) руководящие указания главы государства;
□ в) законы, стратегические и оперативно-тактические решения власти.
4.9. Политико-управленческое решение — это:
□ а) описание процедуры действий в политической сфере;
□ б) приказ вышестоящего чиновника;
□ в) выбор оптимального варианта политических действий.
4.10. Принятие оптимального решения в государственной политике предполагает условия:
□ а) содействие «лоббистов»;
□ б) приятельские отношения членов правительства;
□ в) достижение консенсуса и голосование.
4.11. Какая функциональная фаза не имеет отношения к процессу принятия управленческих решений?
□ а) определение общественных приоритетов;
□ б) рассмотрение альтернативных проектов решений и выбор оптимального варианта;
|
|
□ в) научная классификация альтернативных проектов решений.
4.12. Реализация государственных решений подразумевает:
□ а) использование методов убеждения и принуждения;
□ б) принятие инструкций, разъясняющих смысл решений;
□ в) действия субъектов на основе законов и технологий управления.
4.13. Необходимость политической идеологии государства в механизме управления обществом обусловлена:
□ а) единством идеологических и политических ценностей государства;
□ б) интересами политической элиты;
□ в) традиционными представлениями о влиянии идеологии на общество.
Проблемные задачи для осмысления и решения
4.14. Какое влияние оказывает политика демократического государства на экономическую жизнь общества?
4.15. Последствия «смешения» функций государственной политики и права.
4.16. Какими должны быть взаимоотношения между государственной политикой и наукой в переходном обществе?