Метод – это пути, средства и способы изучения психических явлений (психических процессов, эмоционально-волевой сферы, психических состояний, индивидуально-типологических особенностей личности).
Психологический факт – это определённый акт поведения ребёнка, в котором проявляются особенности его личности, особенности тех или иных сторон психики. Если мы изучаем группу детей, то в качестве психологического факта могут выступать и акты совместной деятельности группы, проявления общего настроения, акты общения между детьми.
Общая цель всех методов психологического исследования заключается в точной фиксации, регистрации, выявлении психологических фактов, в накоплении эмпирических, опытных данных для последующего теоретического анализа. Следовательно, факты интересуют психолога не сами по себе, а как выражение определённых внутренних психологических закономерностей.
Методы, используемые в психологии, зависят от характера решаемых задач и от исходных теоретических позиций исследователя. Б.Г. Ананьев выделил 4 группы методов психологии:
1 группа – организационные методы (определяют общий способ организации исследования). К ним относятся сравнительный (метод поперечных срезов), лонгитюдный (метод «продольных срезов») и комплексный метод (междисциплинарное изучение объекта).
2 группа – эмпирические методы (позволяющие получить первичные данные об изучаемом явлении. К ним относятся наблюдение и эксперимент.
3 группа – методы обработки данных, которые подразумевают проведение количественного (статистического) и качественного анализа первичных данных (дифференциация материала по группам, сопоставление, сравнение и т.д.).
4 группа – интерпретационные методы. различные приемы объяснения выявленных в результате обработки данных закономерностей и их сопоставление с раннее установленными фактами.
5 группа (выделены в современной психологии) – методы психологического воздействия. специфические приемы влияния на психические явления с целью их изменения в соответствии с поставленной целью.