Опишите изменение сюжетно-ролевой игры и её отдельных компонентов на протяжении дошкольного детства

Докажите роль взрослых в развитии игр. Сюжетно-ролевая игра – это воссоздание в игре социальных отношений между людьми, отношений людей друг к другу. Совместная сюжетно-ролевая игра как деятельность, ведущая в дошкольном возрасте, является средством, с помощью которого у детей вырабатываются различные навыки и умения, разнообразные действия и виды деятельности, происходит становление отдельных психических процессов, развитие личности в целом.

На протяжении дошкольного возраста игра видоизменяется, совершенствуется.

Младший дошкольный возраст

1. Младшие дошкольники в основном играют в одиночку (игры рядом, индивидуальные), т.к. они не умеют договориться между собой, распределить роли, игровой материал.

2. Темы игр в основном бытовые, берутся из жизни: впечатления собственной жизни, непосредственного окружения. Это – «дочки-матери», «детский сад», «езда» на машине, «лечение». В играх дети используют и эпизоды из хорошо знакомых сказок. Сюжеты игр однообразны, в основном – многократное повторение игровых действий.

3. Среди игровых действий преобладают внешние действия изображаемых людей. Словесные игровые действия выполняются редко, т.к. этому необходимо специально обучать.

4. Ребенок берет на себя роль, но пока еще редко называет себя соответственно этой роли. Дети с интересом воспроизводят ролевые действия, эмоционально передают ролевое поведение. Сначала игра сопровождается отдельными репликами, постепенно развивается ролевой диалог, в том числе и с воображаемым собеседником.

5. Дети хорошо владеют действиями с сюжетно-ролевыми игрушками, начинают свободно применять в игре предметы-заместители, могут заменять недостающие тематические игрушки другими предметами.

Постепенно идет смена сюжетно-ролевой игры – переход от одиночных игр к совместным, где участвуют двое и более детей. Этот переход проявляется следующим образом: сначала ребенок проявляет интерес к игре товарища, потом на короткое время включается в игру друга, а затем дети снова расходятся. Толчком к началу игры в младшем возрасте служит предложение взрослого или полученные впечатления. Игры непродолжительны – до 10-15 минут.

Средний дошкольный возраст

1. В игре появляются группки по 2-3 человека (групповая форма организации). Их объединяет интерес к одним и тем же темам, сюжетам игр.

2. Расширяется тематика игр. Дети включают в игру элементы общественной жизни, комбинируют эпизоды из сказок и реальной жизни. Усложняются сюжеты. Они становятся развернутыми и разнообразными. Главным в сюжете для детей становится воспроизведение отношений между людьми, соблюдение правил взаимоотношений.

3. Ролевой диалог становится более длительным и содержательным. Дети передают характерные особенности персонажа игры с помощью средств выразительности (движения, мимика, жесты, интонации). Они вступают в ролевое взаимодействие на длительное время до 40-50 минут.

4. Дети самостоятельно выбирают предметы-заместители, легко дают им и воображаемым предметам словесные обозначения.

Большая роль в организации игры принадлежит взрослым, но помощь должна быть ненавязчивой. При возникновении конфликтов воспитатель помогает их разрешить. Дети сами постепенно научаются управлять игрой, организовывать ее.

Старший дошкольный возраст

1. Сюжетно-ролевая игра, как правило, коллективная.

2. В игре используется большое разнообразие тем. Дети в играх отражают события и ситуации, выходящие за рамки их личного опыта, стремятся воспроизвести то, что происходит в жизни страны и всего человечества. В играх дети комбинируют знания, почерпнутые из наблюдений, книг, кинофильмов, рассказов взрослых. Сюжет игр планируется в соответствии с темой и ролевыми отношениями.

3. Дети заранее планируют игру – договариваются о теме, распределяют роли, определяют материал. У детей насчитывается 7-10 ролей в играх, из них 2-3 любимые. Иногда детям при большом количестве ролей не хватает времени развить сложный сюжет и выполнить до конца действия своих ролей – возникает конфликт. Воспитателю необходимо вмешаться, а детям остановить игру и определить дальнейший ее ход.

4. Игры этого возраста предполагают воспроизведение реальных отношений окружающей жизни через словесное общение, поэтому некоторые действия дети выполняют намеком или словесно.

5. В этом возрасте дети соблюдают правила игры и придают этому большое значение. Если кто-то не хочет или не знает, как справиться с ролью, не знает правила – это тут же замечается.

6. Материалу для игр придается следующее значение: там, где действие выполняется условно, материал вообще не применяется, но для детей значительно привлекательными становятся аксессуары, обозначающие роль.

7. Сложный характер приобретает соотношение ролевых и реальных взаимоотношений. В этом возрасте выделяются организаторы игр – дети, знающие много сюжетов, пользующиеся авторитетом. Они берут на себя главную роль. Однако случается, что такой ребенок выбирает второстепенную роль, но при этом «ведет» всю игру, определяет действия остальных.

8. У детей старшего дошкольного возраста развивается разновидность сюжетно-ролевой игры – режиссерская. В ней ребенок не берет на себя никакой роли, а выступает как режиссер в театре. Он раздает роли игрушкам, а сам лишь передвигает их, придумывает происходящие с ними события.

9. Помимо сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном возрасте большое значение приобретают другие виды игр – подвижные и дидактические. Общая особенность их в том, что это – игры с правилами. Смысл этих игр для ребенка сводится к строгому выполнению правил и выигрышу.

Роль взрослого в детской игре. Л.С. Выготский настаивал на ведущей роли взрослого в игре ребенка. Он указывал на необходимость помощи ребенку в решении проблем, возникающих в "зоне ближайшего развития, что имеет обучающее значение. Процесс развития ребенка, сопровождающийся усложнением его игровой деятельности, должен быть обеспечен адекватными изменениями роли взрослого в детской игре.

С первых месяцев жизни взрослый должен инициировать игру, которая сначала носит характер эмоционального вовлечения через стимуляцию по разнообразным каналам: тактильному, зрительному, слуховому, проприорецептивному, вестибулярному.

По мере дальнейшего психического развития ребенок начинает исследовать предметы руками. Одновременно возрастает ответственность взрослого за обогащение предметной среды малыша. При этом взрослый должен действовать как посредник, поддерживающий взаимодействие ребенка с материалами. Следующий этап в развитии ребенка связан с совершенствованием представлений, подражательной и исследовательской активности. В обязанности взрослого включается организация символического общения, обыгрывание специфических действий с предметами. Не меньшее значение имеет поддержка игры с пластическими материалами, водой, блоками и т.п., что отвечает нуждам творческого развития, самовыражения и самоконтроля.

Появление у ребенка отсроченного подражания может служить сигналом для взрослого: "пришло время сюжетной игры". Родители могут теперь превратить детский уголок в игрушечную комнату. Диалог "за двоих", кукольный театр, драматизация на куклах социального взаимодействия–вот некоторые новые обязанности взрослого как партнера ребенка по игре.

С развитием самосознания, происходящим в период второго возрастного кризиса, ребенок подходит к новому этапу игровой деятельности. Он начинает участвовать в сюжетно-ролевой игре, затем самостоятельно придумывать сценарии игр–драматизаций. Взрослый может участвовать в такой игре непосредственно, предлагая свои идеи и знания. Однако важно поддерживать инициативу малыша.

Итак, роль взрослого в детской игре может меняться в зависимости от ситуации. Взрослый может быть: "источником ресурсов", обеспечивающим игровыми материалами; организатором игровой среды; наблюдателем, помощником, партнером по общению и игре, посредником, инициатором игры.

Для детей важна не только сама игра, но и то, как именно ее предлагают, ведут и оценивают значимые для них взрослые – педагоги и родители. В связи с этим в качестве основных условий, определяющих тактику реализации игровых программ, выступают педагогическая целесообразность и максимальная естественность поведения.

Таким образом, хороший («идеальный») руководитель игр должен обладать:

• спокойствием, соединенное вместе с тем с живостью темперамента;

• доброжелательность и разумная строгость; мягкость, но в то же время и настойчивость как черты характера, находящие свое проявление в поведении и интонациях речи педагога;

• уверенность в себе;

• беспристрастность и корректность в подведении итогов игры, оценке ее результатов и т.д.

Во многих играх дошкольников позиция взрослого состоит не столько в непосредственном участии, сколько в создании условий, определяющих правильное отношение детей к игре (создание игровой атмосферы, тщательное разъяснение содержания и правил игры, корректная помощь в распределении ролей между игроками, адекватный подбор игрового материала и оборудования и т.д.). Создание у детей мотивации к игре.

Создавая коллективные взаимоотношения в игре, руководитель должен стремиться, чтобы дети играли дружно, помогали друг другу, проявляли навыки взаимовыручки, не ссорились, не смеялись над проигравшим.

Общей рекомендацией взрослому при проведении игр любого вида является создание и поддержание у детей особого – игрового – эмоционального состояния. Несмотря на то что помимо радости и гордости играющие могут испытывать иногда чувства огорчения и обиды, в ходе игры важно корректно, но настойчиво поправлять ошибки игроков, при необходимости – разумными способами поддерживать их дисциплину, не допускать пререканий и грубости, постепенно воспитывая у детей выдержку, чувства справедливости, товарищества и взаимовыручки, настойчивости в достижении цели.

Билет №38. Раскройте и проиллюстрируйте примерами значение игры для психического развития ребенка.

Ролевая игра не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности детей. Именно в ней формируются основные психологические новообразования, подготавливающие переход ребенка к следующему возрастному этапу — младшему школьному.

Ведущую роль игры в формировании психики ребенка отмечали крупнейшие педагоги и психологи (К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.).

Велико значение игровой деятельности в развитии мотивационной сферы ребенка, в формировании социальной готовности его к школе. Обращая внимание на эту особенность игры, Д. Б. Эльконин (1978, с. 277-278) пишет: «Значение игры не ограничивается тем, что у ребенка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. Существенно важным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов. Гипотетически можно представить себе, что именно в игре происходит переход от мотивов, имеющих форму досознательных аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений, стоящих на грани сознательности.

Конечно, и другие виды деятельности льют воду на мельницу формирования этих новых потребностей, но ни в какой другой деятельности нет такого эмоционально наполненного вхождения в жизнь взрослых, такого действенного выделения общественных функций и смысла человеческой деятельности, как в игре. Таково первое и основное значение ролевой игры для развития ребенка». В игре активно формируются нравственные основы будущего школьника. Сюжетно-ролевые отношения и отношения, возникающие по поводу игры, способствуют усвоению различных сторон нравственных отношений. Они преимущественно определяют развитие у детей умения выделять и лучше познавать те стороны своих взаимоотношений с другими детьми, которые регулируются нравственными нормами. Отношения же по поводу игры преимущественно способствуют усвоению детьми нравственных отношений и формированию у них соответствующих мотивов (Карпова, Лысюк, 1986).

Игра является и первой школой воли ребенка. Именно в игре первоначально проявляется способность добровольно, по собственной инициативе подчиняться различным требованиям. Дело в том, что сама роль несет в себе уже определенные правила, задачу, которую и выполняет ребенок. Как ни заманчиво дошкольнику посмотреть новую книгу, концерт, организованный другой группой, но если он, например, «пограничник», то никакие соблазны не уведут его с поста, пока его не сменят («Иначе в жизни не бывает! Какой же он тогда пограничник?»). Положительное воспитательное воздействие оказывают не только ролевые игры, но и дидактические, со строительным материалом, игры-драматизации, подвижные. Особую ценность для психического развития имеют подвижные игры с двойным правилом («пятнашки с колдуном», «палочка-выручалочка» и др.).

Ценность игровой деятельности заключается и в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей; она как никакая другая деятельность позволяет детям уже на самых ранних стадиях развития создавать самодеятельным путем те или иные формы общения. В игре как в ведущем виде деятельности активно формируются или перестраиваются психические процессы, начиная от простых и кончая самыми сложными. Значительно повышается в условиях игровой деятельности, как показывает, например, исследование Т. В. Ендовицкой, острота зрения. В игре ребенок раньше и легче выделяет сознательную цель запоминать и припоминать, запоминает большее количество слов, чем в лабораторных условиях (3. М. Истомина и др.).

В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно действенного мышления к элементам словесно-логического мышления. Именно в процессе игры развивается способность ребенка создавать системы обобщенных типичных образов и явлений, мысленно преобразовывать их. Специально проводимые в последние годы исследования в НИИ детского воспитания АПН РФ показывают, что развитие элементарных форм речевого отвлеченного мышления происходит за счет усвоения детьми более сложных способов игровых действий, смысла их. Чрезвычайно важно, что в процессе игровой деятельности у ребенка формируется воображение как психологическая основа творчества, делающая субъекта способным к созиданию нового в различных сферах деятельности и на разных уровнях значимости.

Игра создает благоприятные условия и для развития движений ребенка. Дело в том, что, когда ребенок берет на себя определенную роль (например, зайца, мышки, кота и др.), он сознательно воспроизводит опеределенные движения, характерные для изображаемого персонажа. «Игра, — подчеркивает А. В. Запорожец, — представляет собой первую доступную для ребенка форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование новых движений. В этом отношении моторное развитие, совершаемое дошкольником в игре, является настоящим прологом к сознательным физическим упражнениям детей».

В процессе игровой деятельности зарождаются и дифференцируются новые виды деятельности ребенка. Именно в игре зарождается художественная деятельность, в ней впервые появляются элементы труда обучения. Использование игровых приемов, дидактических игр делает обучение в этом возрасте сообразным природе ребенка.

Игра как бы создает «зону ближайшего развития ребенка». Л. С. Выготский (1966, с. 74) писал: «В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения».

Конечно, дошкольник развивается в разных видах деятельности. Но особо важное значение в подготовке его перехода на следующую возрастную ступень имеет игра. Она является ведущей деятельностью в дошкольном периоде, поскольку, как никакая другая деятельность, отвечает особенностям психики ребенка, наиболее свойственна и характерна для него.

Билет №39. Раскройте значение игры для психического развития ребёнка. Проанализируйте роль воспитателя в создании условий для развития игровой деятельности детей.

Ролевая игра не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности детей. Именно в ней формируются основные психологические новообразования, подготавливающие переход ребенка к следующему возрастному этапу — младшему школьному.

Ведущую роль игры в формировании психики ребенка отмечали крупнейшие педагоги и психологи (К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.).

Велико значение игровой деятельности в развитии мотивационной сферы ребенка, в формировании социальной готовности его к школе. Обращая внимание на эту особенность игры, Д. Б. Эльконин (1978, с. 277-278) пишет: «Значение игры не ограничивается тем, что у ребенка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. Существенно важным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов. Гипотетически можно представить себе, что именно в игре происходит переход от мотивов, имеющих форму досознательных аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений, стоящих на грани сознательности.

Конечно, и другие виды деятельности льют воду на мельницу формирования этих новых потребностей, но ни в какой другой деятельности нет такого эмоционально наполненного вхождения в жизнь взрослых, такого действенного выделения общественных функций и смысла человеческой деятельности, как в игре. Таково первое и основное значение ролевой игры для развития ребенка». В игре активно формируются нравственные основы будущего школьника. Сюжетно-ролевые отношения и отношения, возникающие по поводу игры, способствуют усвоению различных сторон нравственных отношений. Они преимущественно определяют развитие у детей умения выделять и лучше познавать те стороны своих взаимоотношений с другими детьми, которые регулируются нравственными нормами. Отношения же по поводу игры преимущественно способствуют усвоению детьми нравственных отношений и формированию у них соответствующих мотивов (Карпова, Лысюк, 1986).

Игра является и первой школой воли ребенка. Именно в игре первоначально проявляется способность добровольно, по собственной инициативе подчиняться различным требованиям. Дело в том, что сама роль несет в себе уже определенные правила, задачу, которую и выполняет ребенок. Как ни заманчиво дошкольнику посмотреть новую книгу, концерт, организованный другой группой, но если он, например, «пограничник», то никакие соблазны не уведут его с поста, пока его не сменят («Иначе в жизни не бывает! Какой же он тогда пограничник?»). Положительное воспитательное воздействие оказывают не только ролевые игры, но и дидактические, со строительным материалом, игры-драматизации, подвижные. Особую ценность для психического развития имеют подвижные игры с двойным правилом («пятнашки с колдуном», «палочка-выручалочка» и др.).

Ценность игровой деятельности заключается и в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей; она как никакая другая деятельность позволяет детям уже на самых ранних стадиях развития создавать самодеятельным путем те или иные формы общения. В игре как в ведущем виде деятельности активно формируются или перестраиваются психические процессы, начиная от простых и кончая самыми сложными. Значительно повышается в условиях игровой деятельности, как показывает, например, исследование Т. В. Ендовицкой, острота зрения. В игре ребенок раньше и легче выделяет сознательную цель запоминать и припоминать, запоминает большее количество слов, чем в лабораторных условиях (3. М. Истомина и др.).

В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно действенного мышления к элементам словесно-логического мышления. Именно в процессе игры развивается способность ребенка создавать системы обобщенных типичных образов и явлений, мысленно преобразовывать их. Специально проводимые в последние годы исследования в НИИ детского воспитания АПН РФ показывают, что развитие элементарных форм речевого отвлеченного мышления происходит за счет усвоения детьми более сложных способов игровых действий, смысла их. Чрезвычайно важно, что в процессе игровой деятельности у ребенка формируется воображение как психологическая основа творчества, делающая субъекта способным к созиданию нового в различных сферах деятельности и на разных уровнях значимости.

Игра создает благоприятные условия и для развития движений ребенка. Дело в том, что, когда ребенок берет на себя определенную роль (например, зайца, мышки, кота и др.), он сознательно воспроизводит опеределенные движения, характерные для изображаемого персонажа. «Игра, — подчеркивает А. В. Запорожец, — представляет собой первую доступную для ребенка форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование новых движений. В этом отношении моторное развитие, совершаемое дошкольником в игре, является настоящим прологом к сознательным физическим упражнениям детей».

В процессе игровой деятельности зарождаются и дифференцируются новые виды деятельности ребенка. Именно в игре зарождается художественная деятельность, в ней впервые появляются элементы труда обучения. Использование игровых приемов, дидактических игр делает обучение в этом возрасте сообразным природе ребенка.

Игра как бы создает «зону ближайшего развития ребенка». Л. С. Выготский (1966, с. 74) писал: «В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения».

Конечно, дошкольник развивается в разных видах деятельности. Но особо важное значение в подготовке его перехода на следующую возрастную ступень имеет игра. Она является ведущей деятельностью в дошкольном периоде, поскольку, как никакая другая деятельность, отвечает особенностям психики ребенка, наиболее свойственна и характерна для него.

ОДНОЙ ИЗ ХАРАКТЕРНЫХ ЧЕРТ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ, ЯВЛЯЕТСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ. ИГРА – ПРОДУКТ, КОТОРЫЙ СОЗДАЮТ САМИ ДЕТИ. САМОСТОЯТЕЛЬНО ВЫБИРАЮТ ТЕМУ, ВРЕМЯ, МЕСТО, ЛИНИЮ ЕЕ РАЗВИТИЯ, РЕШАЮТ, КАК СТАНУТ РАСКРЫВАТЬ РОЛИ И ТОМУ ПОДОБНОЕ. КАЖДЫЙ РЕБЕНОК СВОБОДЕН В ВЫБОРЕ СРЕДСТВ ВОПЛОЩЕНИЯ ОБРАЗА. ИСПОЛЬЗУЯ ВООБРАЖЕНИЕ И ФАНТАЗИЮ, РЕБЕНОК РЕАЛИЗУЕТ СВОЙ ЗАМЫСЕЛ, ЭТО ПОЗВОЛЯЕТ ЕМУ САМОСТОЯТЕЛЬНО ВКЛЮЧАТЬСЯ В ТЕ СФЕРЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КОТОРЫЕ В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ЕЩЕ ДОЛГО БУДУТ ЕМУ НЕДОСТУПНЫ. ОБЪЕДИНЯЯСЬ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ, ДЕТИ ПО СВОЕЙ ВОЛЕ ВЫБИРАЮТ ПАРТНЕРОВ, САМИ УСТАНАВЛИВАЮТ ИГРОВЫЕ ПРАВИЛА, СЛЕДУЕТ ЗА ИХ ВЫПОЛНЕНИЕМ, РЕГУЛИРУЮТ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ.

ТВОРЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ТОМ, ЧТО РЕБЕНОК КАК БЫ ПЕРЕВОПЛОЩАЕТСЯ В ТОГО, КОГО ОН ИЗОБРАЖАЕТ, И В ТОМ, ЧТО, ВЕРЯ В ПРАВДУ ИГРЫ, СОЗДАЕТ ОСОБУЮ ИГРОВУЮ ЖИЗНЬ И ИСКРЕННЕ РАДУЕТСЯ ИЛИ ОГОРЧАЕТСЯ ПО ХОДУ ИГРЫ. В РАЗВИТИИ И ОБОГАЩЕНИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ, ТВОРЧЕСКОГО ВОПЛОЩЕНИЯ И ОТРАЖЕНИЯ ФАКТОРОВ И ЯВЛЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ ЖИЗНИ, ОГРОМНАЯ РОЛЬ ПРИНАДЛЕЖИТ ВООБРАЖЕНИЮ. ПО СРЕДСТВАМ ВООБРАЖЕНИЯ СОЗДАЕТСЯ СИТУАЦИЯ ИГРЫ, ОБРАЗЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ В НЕЙ, ВОЗМОЖНОСТЬ СОЧЕТАТЬ РЕАЛЬНОЕ, ОБЫЧНОЕ С ВЫМЫШЛЕННЫМ. ТВОРЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ НАЛИЧИЕМ В НЕЙ ЗАМЫСЛА, РЕАЛИЗАЦИЯ КОТОРОГО СВЯЗАНА С АКТИВНОЙ РАБОТОЙ ВООБРАЖЕНИЯ, С РАЗВИТИЕМ У РЕБЕНКА СПОСОБНОСТИ ОТОБРАЖАТЬ СВОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ.

ПРИ РАЗЫГРЫВАНИИ РОЛИ ТВОРЧЕСТВО РЕБЕНКА ПРИНИМАЕТ ХАРАКТЕР ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ. УСПЕШНОСТЬ ЕГО НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАНА С ЛИЧНЫМ ОПЫТОМ ИГРАЮЩЕГО, СТЕПЕНЬЮ РАЗВИТИЯ ЕГО ЧУВСТВ, ФАНТАЗИИ, ИНТЕРЕСОВ. ДЕТИ ПРОЯВЛЯЮТ БОЛЬШУЮ ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОСТЬ, ПОДБИРАЯ ИГРУШКИ, ПРЕДМЕТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ИГРЫ, СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ САМИ МАСТЕРЯТ ИГРУШКИ, ПОМОГАЮЩИЕ ПОЛНОСТЬЮ РЕАЛИЗОВЫВАТЬ ЗАМЫСЕЛ, ЛУЧШЕ СПРАВИТЬСЯ С РОЛЬЮ.

КАК ВСЯКАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА ЭМОЦИОНАЛЬНО НАСЫЩЕНА И ДОСТАВЛЯЕТ КАЖДОМУ РЕБЕНКУ РАДОСТЬ И УДОВОЛЬСТВИЕ УЖЕ САМИМ СВОИМ ПРОЦЕССОМ.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, ОСНОВОЙ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ЯВЛЯЕТСЯ МНИМАЯ, ИЛИ ВООБРАЖАЕМАЯ, СИТУАЦИЯ, КОТОРАЯ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО РЕБЕНОК БЕРЕТ НА СЕБЯ РОЛЬ ВЗРОСЛОГО И ВЫПОЛНЯЕТ ЕЕ В СОЗДАННОЙ ИМ САМИМ ИГРОВОЙ ОБСТАНОВКЕ. ИГРА РЕАЛЬНО ВВОДИТ РЕБЕНКА В ТАКОЙ ПРИТЯГАТЕЛЬНЫЙ ДЛЯ НЕГО МИР ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ, СИСТЕМУ ОТНОШЕНИЙ, СУЩЕСТВУЮЩУЮ В ЭТОМ МИРЕ.

НА ПРОТЯЖЕНИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА СЮЖЕТЫ ДЕТСКИХ ИГР МЕНЯЮТСЯ, ПОСКОЛЬКУ ЗАВИСЯТ ОТ ЭПОХИ, ОСОБЕННОСТЕЙ ЭКОНОМИКИ, КУЛЬТУРНЫХ, ГЕОГРАФИЧЕСКИХ, ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЙ. КРОМЕ ТОГО, В КАЖДУЮ ЭПОХУ ПРОИСХОДИТ СЕРЬЕЗНЫЕ ИНОГДА ЭКСТРЕННЫЕ СОБЫТИЯ, КОТОРЫЕ СУЩЕСТВЕННО ОТРАЖАЛИСЬ НА ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ, ВЫЗЫВАЛИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ОТКЛИК У ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ. ТАКИЕ СОБЫТИЯ ВСЕГДА ПОРОЖДАЮТ НОВЫЕ СЮЖЕТЫ ДЕТСКИХ ИГР («ВОЙНА», «КОСМИЧЕСКИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ»). В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ЕСТЬ И «ВЕЧНЫЕ» СЮЖЕТЫ ДЕТСКИХ ИГР, КОТОРЫЕ КАК БЫ СВЯЗЫВАЮТ ПОКОЛЕНИЯ ЛЮДЕЙ («ШКОЛА», «ДОЧКИ-МАТЕРИ» И Т. Д.).

РАЗНООБРАЗИЕ СОДЕРЖАНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ЗНАНИЕМ ДЕТЬМИ ТЕХ СТОРОН ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, КОТОРЫЕ ИЗОБРАЖАЮТСЯ В ИГРЕ, СОЗВУЧНОСТЬЮ ЭТИХ ЗНАНИЙ ИНТЕРЕСАМ, ЧУВСТВАМ РЕБЕНКА, ЕГО ЛИЧНОМУ ОПЫТУ.

ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ИГРА, ВОЗНИКНУВ, ПЕРЕШЛА НА БОЛЕЕ ВЫСОКИЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ, НЕОБХОДИМО ЕЕ ГРАМОТНО ОРГАНИЗОВАТЬ. ВОСПИТАТЕЛЬ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРЫ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ. ЭТО ТРЕБУЕТ БОЛЬШОГО ИСКУССТВА, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА И ЛЮБВИ К ДЕТЯМ, ОСНОВАННОГО НА ЗНАНИИ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ИГРЫ.

ТЕРМИН «РУКОВОДСТВО ИГРОЙ» ОБОЗНАЧАЕТ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПО ДОШКОЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ СОВОКУПНОСТЬ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ОРГАНИЗАЦИЮ КОНКРЕТНЫХ ИГР ДЕТЕЙ И ОВЛАДЕНИЕ ИМИ ИГРОВЫМИ УМЕНИЯМИ.

РУКОВОДСТВО СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫМИ ИГРАМИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДПОЛАГАЕТ, ЧТО ПЕДАГОГ ВЛИЯЕТ НА РАСШИРЕНИЕ ТЕМАТИКИ ЭТИХ ИГР, ОБОГАЩАЕТ СОДЕРЖАНИЕ, СПОСОБСТВУЕТ ОВЛАДЕНИЮ ДЕТЬМИ РОЛЕВЫМ ПОВЕДЕНИЕМ.

УСЛОВИЯМИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИГРОВОГО ЗАМЫСЛА И ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ ЯВЛЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ДВА КОМПОНЕНТА МЕТОДА: СВОЕВРЕМЕННОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ИГРОВОЙ СРЕДЫ И ОБЩЕНИЕ С РЕБЕНКОМ ВО ВРЕМЯ ИГРЫ. ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ СРЕДА ДОЛЖНА СПОСОБСТВОВАТЬ ЗАКРЕПЛЕНИЮ ПОЛУЧЕННЫХ РЕБЕНКОМ ВПЕЧАТЛЕНИЙ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С ОКРУЖАЮЩИМ И РАЗВИТИЮ ЕГО САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ТВОРЧЕСТВА В ПОИСКЕ РАЗНЫХ СПОСОБОВ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ. ПЕДАГОГ МЕНЯЕТ ПРЕДМЕТНО-ИГРОВУЮ СРЕДУ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРАКТИЧЕСКОГО И ИГРОВОГО ОПЫТА ДЕТЕЙ: В МЛАДШИХ ГРУППАХ СОЗДАЕТ ТЕМАТИЧЕСКИЕ НАБОРЫ, А В СТАРШИХ ПРЕДЛАГАЕТ ДЕТЯМ САМОСТОЯТЕЛЬНО СКОНСТРУИРОВАТЬ ОБСТАНОВКУ ДЛЯ ИГРЫ С ПОМОЩЬЮ ПОДСОБНОГО МАТЕРИАЛА, СОБСТВЕННЫХ ПОДЕЛОК, ИГРУШЕК, ПРЕДМЕТОВ-ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ И ПР.

ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ СРЕДА ЯВЛЯЕТСЯ МОЩНЫМ СРЕДСТВОМ ВОЗДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛОГО НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ ИГРУ РЕБЕНКА, НА СТЕПЕНЬ ОВЛАДЕНИЯ ИМ ИГРОВЫМ ОПЫТОМ И ОБОГАЩЕНИЕМ СОДЕРЖАНИЯ ИГРЫ.

ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ СРЕДА ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНА ГИБКО ИЗМЕНЯТЬСЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОДЕРЖАНИЯ ЗНАНИЙ, ПОЛУЧЕННЫХ ДЕТЬМИ, ОТ ИГРОВЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ И УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ИХ ИГРЫ.

УЧАСТИЕ ДЕТЕЙ В СОЗДАНИИ ИГРОВОЙ ОБСТАНОВКИ, БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К НЕЙ СО СТОРОНЫ ПЕДАГОГА ОКАЗЫВАЕТ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ИГР. ДЕТИ ДОЛЖНЫ ИМЕТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИСПОСАБЛИВАТЬ, ПЕРЕДВИГАТЬ МЕБЕЛЬ, Т. Е. САМОСТОЯТЕЛЬНО ОРГАНИЗОВЫВАТЬ И ПРЕОБРАЗОВЫВАТЬ ИГРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО.

ПЕДАГОГ, ПРИНИМАЯ УЧАСТИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ, ДОЛЖЕН ПЕРЕДАВАТЬ ПОСТЕПЕННО УСЛОЖНЯЮЩИЙСЯ ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ СЮЖЕТНОЙ ИГРЫ, ЗАБОТИТСЯ О СОЗДАНИИ ПРЕДМЕТНО-ИГРОВОЙ ОБСТАНОВКИ В ГРУППЕ, КОТОРАЯ БУДЕТ ЯВЛЯТЬСЯ СТИМУЛОМ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ.

В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ НАБЛЮДАЕТСЯ РЕФОРМИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ПЕДАГОГИКИ, В ТОМ ЧИСЛЕ И ДОШКОЛЬНОЙ. СЕГОДНЯ НАИБОЛЕЕ АКТУАЛЬНЫМ ЯВЛЯЕТСЯ РЕАЛИЗАЦИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС СОВРЕМЕННЫХ РАЗВИВАЮЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ. КАК УЖЕ ГОВОРИЛОСЬ ВЫШЕ, ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ-ДОШКОЛЬНИКОВ ЯВЛЯЕТСЯ ИГРА. ПОЭТОМУ В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ НАИБОЛЕЕ АКТУАЛЬНОЙ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПРОБЛЕМА ВНЕДРЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРАКТИКУ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. ИЗВЕСТНО, ЧТО СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА В КЛАССИФИКАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЧИТАЕТСЯ НАИБОЛЕЕ СЛОЖНОЙ, НО И НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМОЙ ДЛЯ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПРИ ВХОЖДЕНИИ ИХ В МИР СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ С ОКРУЖАЮЩИМИ ИХ ЛЮДЬМИ, ПРИРОДОЙ. ОТ ПРАВИЛЬНОГО РУКОВОДСТВА ИГРОЙ, ОТ СВОЕВРЕМЕННОГО ОБОГАЩЕНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР, ЗАВИСИТ УСПЕХ ВЫПОЛНЕНИЯ ИГРОВЫХ ДЕЙСТВИЙ, УМЕНИЕ ДЕТЬМИ ЖИТЬ В ЕДИНОМ ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ, РАЗВИТИЕ КРУГОЗОРА РЕЧИ ДЕТЕЙ.

ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ РЕАЛИЗОВАТЬ ПОТЕНЦИАЛ ЗАЛОЖЕННЫЙ В СЮЖЕТНЫХ ИГРАХ ДОШКОЛЬНИКОВ И ОСУЩЕСТВЛЯТЬ АДЕКВАТНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К СЮЖЕТНОЙ ИГРЕ ДЕТЕЙ, НЕОБХОДИМО ХОРОШО ПОНИМАТЬ ЕЕ СПЕЦИФИКУ, ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЕЕ РАЗВИВАЮЩЕМ ЗНАЧЕНИИ, О ТОМ, КАКОЙ ОНА ДОЛЖНА БЫТЬ НА КАЖДОМ ВОЗРАСТНОМ ЭТАПЕ, И САМОЕ ВАЖНОЕ, УМЕТЬ ИГРАТЬ СООТВЕТСТВУЮЩИМ ОБРАЗОМ С ДЕТЬМИ РАЗНЫХ ДОШКОЛЬНЫХ ВОЗРАСТОВ.

НА КАЖДОМ ВОЗРАСТНОМ ЭТАПЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ОРГАНИЗАЦИИ ИГРЫ ДОЛЖЕН НОСИТЬ ДВУЧАСТНЫЙ ХАРАКТЕР, ВКЛЮЧАЯ МОМЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИГРОВЫХ УМЕНИЙ В СОВМЕСТНОЙ ИГРЕ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ И СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕТСКОЙ ИГРЫ. (Н. Я. МИХАЙЛЕНКО, Н. А. КОРОТКОВА)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: