Сюжетно-ролевые игры

На протяжении всего дошкольного детства, пока ре​бенок растет и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно-ролевая игра остается наиболее характерным видом его деятель​ности. Особенности сюжетно-ролевой игры раскрыты в работах психологов (Л.С. Вы​готский, Д. Б. Эльконин, А.В. Запорожец) и педагогов (Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко). Основой сю​жетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Например, играя в школу, изображает учителя, ведущего урок с учениками (сверст​никами) в классе (на ковре).

Характерис​тика сюжетно-ролевой игры

Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре - одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как ста​нут раскрывать роли, где развернут игру, и т.п. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. При этом нет ничего невозможного: можно, сев в крес​ло - «ракету», очутиться на Луне, при помощи палочки -«скальпеля» - сделать операцию. Такая свобода в реали​зации замысла игры и полет фантазии позволяют дош​кольнику самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжет​но-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партне​ров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения.

Но самое главное - в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому собы​тию, которое разыгрывает. На эту особенность игры ука​зывал К.Д. Ушинский: «в игре же дитя - зреющий че​ловек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжа​ется своими же созданиями» (Ушинский К.Д. Собр. соч. -1950.-Т. 8.- С. 438).

Творческий характер сюжетно-ролевой игры определя​ется наличием в ней замысла, реализация которого сопря​жена с активной работой воображения, с развитием у ре​бенка способности отображать свои впечатления об окру​жающем мире. При разыгрывании роли творчество ребенка принимает характер перевоплощения. Успешность его непосредственно связана с личным опытом играюще​го, степенью развития его чувств, фантазии, интересов. Дети проявляют большую изобретательность, подбирая игрушки, предметы, необходимые для игры, старшие дош​кольники сами мастерят игрушки, помогающие полнее реализовать замысел, лучше справиться с ролью.

Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждо​му ребенку радость и удовольствие уже самим своим про​цессом.

Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры явля​ется сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры - это та сфера действитель​ности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ре​бенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельнос​ти окружающих. При этом его игровые действия (кру​тит руль автомашины, готовит обед, учит рисовать уче​ников и др.) - одно из основных средств реализации сюжета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: