- происходит деление субъекта Федерации на такие административно-территориальные образования, как
районы, города (в том числе районного подчинения), поселки городского типа, сельские администрации (включая сельсоветы, волости, сельские округа), сельские населенные пункты.
Например: административно-территориальное деление Республики Мордовия представлено 22-мя районами, 3-мя городами республиканского значения.
Процесс территориального деления и асимметрия.
Возможно также частное территориальное деление по отдельным факторам и условиям развития.
Например, это может быть энергоэкономическое и демографическое районирование и т. п.
В основу энергоэкономического районирования заложено деление страны но обеспеченности территории собственными энергоресурсами, по дефицитности или избыточности их использования.
Выделение территориальных единиц не является застывшим процессом, оно может видоизменяться в зависимости от конкретных социально-экономических условий.
|
|
В частности, существующая ныне сетка экономических районов считается не совсем пригодной и требует определенной корректировки в соответствии с государственными задачами и научными принципами районирования.
К ее основным недостаткам относятся:
· практически универсальное использование для решения разнохарактерных и разноэтапных задач (текущих и стратегических);
· разномасштабность отдельных районов, сильно различающихся экономическим потенциалом (по населению Центральный район в пять раз превосходит Северный, при этом его территория примерно в три раза меньше);
· недостаточно полное и последовательное отражение принципа территориальной специализации;
· чрезмерная дифференциация принципа территориальной специализации;
· чрезмерная дифференциация в пределах многих районов оценок на ресурсы многоцелевого назначения (например, оценки топлива внутри энергоизбыточной Восточной Сибири различаются более чем вдвое).
Анализ показывает, что резко различаются по специализации и направленности дальнейшего развития области, края, республики, объединяемые
-Поволжским, Западно-Сибирским, Восточно-Сибирским, Дальневосточным районами; другие районы (Центральный и Уральский) сосредоточивают очень большой экономический потенциал, а Центрально-Черноземный, Волго-Вятский районы нуждаются в отдельных исправлениях границ.
Территориально-организационная структура привязана к укреплению государственного строя, обеспечивая надлежащую управляемость общественного развития.
Реализации указанной задачи будут способствовать, в частности, упорядочение, а затем оптимизация территориальных границ социально-экономической деятельности не только региональных и местных, но и федеральных органов власти в результате преобразования административного деления.
|
|
Немаловажное значение приобретает создание условий для удобства управления — планирования (прогнозирования), оперативного регулирования, координации, учета и контроля в различных государственных и иных сферах.
Для этого необходимы организационные формы в виде административно-экономических районов рациональной величины с адекватными руководящими органами.