Второе чтение

Рассмотрение ГД ЗП-та происходит в его детальном постатейном обсуждении, а также по обсуждению внесенных поправок.

Обсуждение ЗП-та включает в себя следующие этапы:

1. Доклад представителя ОК об итогах рассмотрения ЗП-та, поступивших поправках и результатах их рассмотрения

2. Выступления представителей Президента и Правительства, инициатора ЗП-та.

3. При отсутствии возражений – голосование вопроса о принятии в целом поправок таблицы № 1

4. При наличии возражений – голосование вопроса о принятии поправок Таблицы № 1, против которых не имеется возражений, а затем отдельно каждую поправку, по которой имеется возражение. При этом возражающие могут обосновать свои позиции в выступлениях продолжительностью до 3 мин.

5. Если ГД не соглашается с предложением ОК – голосование отдельно по каждой из поправок. При этом возражающие могут обосновать свои позиции в выступающих продолжительностью до 3 мин.

6. Рассмотрение поправок Таблицы № 2

7. При отсутствии возражений – голосование об отклонение поправок ТАбдицы № 2

8. При наличии возражений – голосование вопроса о отклонении поправок Таблицы № 2, против которых не имеется возражений, а затем отдельно каждую поправку, по которым имеются возражения. При этом возражающие могут обосновать свои позиции в выступлениях продолжительностью до 3 мин

  1. Если ГД не соглашается с предложением ОК – голосование отдельно по каждой из поправок. При этом возражающие могут о обосновать свои позиции в выступлениях продолжительностью до 3 мин

10. Голосование о принятии каждой поправки, включённой в Т № 3. Автор поправки может обосновать свою позицию в выступлении продолжительностью до 3 мин.

11. Голосование предложения о принятии ЗП-та во втором чтении

12. Если необходимое число голосов не набрано, ЗП-т возвращается на доработку в ОК

13. После повторного рассмотрения во втором чтении доработанного ЗП-та голосование предложения о принятии ЗП-та во втором чтении

14. Если это предложение не набрало необходимого числа голосов ЗП-т считается отклонённым и снимается с дальнейшего рассмотрения.

ПО результатам обсуждения следующие решения:

1. Принять закон (при наличии окончательного текста закона, правовой и лингвистической экспертиз)

2. Отклонить ЗП-т.

3. Принять ЗП-т во втором чтении

Принятый во 2 чтении ЗП-т направляется в ОК для установления с участием Правового управления Аппарата ГД возможных внутренних противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и для редакционной поправки. По завершению этой работы ЗП-т представляется ОК в совет ГД для включения в проект порядка работы ГД. Решение о принятии поправок к проекту ФЗ принимается большинством голосов от общего числа депутатов. Решение о принятии поправок к ФКЗ принимается не менее чем 2/3 голосов от общего числа депутатов.

Третье чтение.

Состоит в принятии ЗП-та в качестве закона.

При рассмотрении ЗП-та в 3 чтении не допускается внесение в него поправок и возвращение к обсуждению ЗП-та в целом либо к обсуждению его отдельных разделов, глав, статей.

По результатам голосования в 3 чтении ГД вправе принять одно из следующих решений:

1. Принять закон (ФЗ – простым большинством, ЗОП, ФКЗ одобряются большинством в 2/3). Если ЗП не принят в 3 чтении, он дальнейшему рассмотрению не подлежит

2. В исключительных случаях по требованию Ф, представляющих большинство депутатов ГД, председательствующий обязан поставить на голосовании вопрос о возвращении ЗП-та к процедуре второго чтения.

Одобренные ГД ЗОП, ФКЗ и принятые ФЗ с соответствующими постановлениями ГД, стенограммами заседаний ГД, заключениями Правительства и другими необходимыми материалами оформляются ОК совместно с Аппаратом ГД в течении 5 дней передаются ГД на рассмотрение СФ.

Третья стадия.

Рассмотрение СФ законов, принятых ГД.

Поступивший из ГД ФЗ регистрируется в СФ в течение одного часа и в срок, не превышающий 24 часов, вместе с сопровождающими его документами и материалами направляется всем членам СФ

СФ рассматривает поступивший из ГД закон в 14-ти дневный срок (Постановление КС РФ от 23.03.95)

СФ рассматривает не все законы, принятые ГД. Согласно К РФ, обязательному рассмотрению в СФ подлежат:

1. ЗОП, ФКЗ

2. ФЗ (ст. 106) по вопросам:

a. Федерального бюджета

b. Федеральных налогов и сборов

c. Финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии

d. Ратификации и денонсации МД РФ

e. Статуса и защиты гос границы РФ

f. Войны и мира

Председатель СФ или по его поручению зам по согласованию с председателями комитетов, комиссий СФ определяет комитет, ответственный за рассмотрение ФЗ, и в срок, не превышающий 24 часов, направляет его в этот комитет, а также в Правовое управление Аппарата СФ для подготовки заключений.

Председатель СФ, первый зам. Или зам. Вправе передать ФЗ для подготовки заключения нескольким комитетам СФ, определив комитет, ответственный за рассмотрение ФЗ, и комитеты – соисполнители.

Для подготовки заключений комитету, ответственному за рассмотрение ФЗ, Правовому управлению Аппарата СФ устанавливается срок, как правило, не менее 72 часов с момента поступления в СФ принятого ГД ФЗ.

Предварительное рассмотрение комитетом принятого ГД ФЗ происходит открыто. Комитет может приглашать на свои заседания инициатора ЗП, ученых и специалистов в качестве экспертов, а также представителей СМИ.

При рассмотрении ФЗ, являвшегося объектом общественной экспертизы, членам общественной палаты РФ, уполномоченным советом Общественной палаты РФ, предоставляется слово для выступления.

В заключении комитета по ФЗ, не подлежащему обязательному рассмотрению в СФ, формулируется одно из следующих решений:

1. рекомендовать СФ не рассматривать на своем заседании принятый ГД ФЗ и направить его Президенту;

2. рекомендовать СФ рассмотреть на своем заседании принятый ГД ФЗ

В заключении комитета по ФЗ, подлежащему обязательному рассмотрению в СФ, формулируется одно из следующих решений:

1. Рекомендовать СФ одобрить ФЗ, принятый ГД

2. Рекомендовать СФ отклонить ФЗ (с изложением мотивов)

При рассмотрении закона на заседании СФ в первую очередь заслушивается заключение комитата СФ и проект постановления СФ, подготовленного им. Слово предоставляется представителю Правительства для оглашения его отзыва по ФЗ.

По итогам рассмотрения СФ принимает одно из решений:

1. Одобрить или отклонить без обсуждения. Если принято решение не обсуждать закон, он не рассматривается СФ и по истечении 14дневного срока считается одобренным СФ без рассмотрения. Такой ФЗ на 15-ый день со дня его поступления в СФ Председателем СФ направляется Президенту РФ для подписания и обнародования, уведомляется ГД

2. Обсудить закон

После обсуждения закона СФ принимает одно из решений:

· Одобрить закон (Постановление принимается большинством голосов от общего числа членов СФ, а постановление об одобрении ФКЗ – большинством не менее ¾ от общего числа членов СФ)

· Отклонить закон (если за него не проголосовала требуемое число членов СФ).

Одобренный СФ ФЗ и постановление СФ в 5-ти дневный срок Председателем СФ направляются Президенту РФ для подписания и обнародования. (а также ГД)

Четвёртая стадия.

Подписание и обнародование законов имеет очень важное значение, т.к. только после закон приобретает юр силу, обязывающую исполнить его.

Президент после получения закона в 14-ти дневной срок принимает решение:

1. Подписать и опубликовать закон (ст. 107 ч.2)

2. Отклонить закон (ч. 3 ст. 107)

3. Возвращает закон в палаты ФС без подписи (ПКС РФ от 22.04.96г.)

Законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после их подписания Президентом.

Официальный опубликованием закона считается первая публикация его текста в СЗ РФ, РГ, ПГ или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru)

Законы вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования.

В самом законе могут быть установлены и другие сроки, например, с момента опубликования, с более позднего срока (с 1 числа какого-либо месяца или с 1 января следующего (или даже более позднего) и т.п.

Президент вправе использовать т.н. право вето, то есть отклонять законы в течение 14 дней с момента поступления. Мотивы отклонения должны быть сообщены обеим палатам ФС РФ. Решение Президента об отклонении, заявление после истечения 14-дневного срока, не имеет значения вето и не порождает юр последствий.

Президент не вправе отклонить ФКЗ, а также ФЗ, принятый в порядке преодоления вето, т.е. в случае, когда обе палаты повторно одобрили ФЗ в первоначальной редакции. Он обязан подписать такой ФЗ в течение 7 дней после получения постановлений палат об одобрении.

ОК – Ответственный Комитет


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: