Стереотипы

1. Антропологические стереотипы - оценка внутренних, психологических качеств человека, оценка его личности зависит от особенностей его физического облика.

2. Этнонацнональные стереотипы - психологическая оценка человека опосредована его принадлежностью к той или иной расе, нации, этнической группе (например, "немец-педант", "темпераментный южанин" и т.п.).

3. Социально-статусные стереотипы - зависимость оценки личностных качеств человека от его социального статуса (в экспериментах выяснилось, что даже рост незнакомого человека оценивается по-разному, в зависимости от того, кем по статусу он является: чем более высоким был социальный статус, тем более высокого роста казался человек).

4. Социально-ролевые стереотипы - в зависимости оценки личностных качеств человека от его социальной роли, ролевых функций (например, стереотип военного как дисциплинированного, жесткого, ограниченного человека, стереотип профессора как умного, рассеянного и т.п.).

5. Экспрессивно-эстетические стереотипы определяются зависимостью оценки личности от внешней привлекательности человека ("эффект красоты": чем более привлекательной кажется внешность оцениваемого, тем более позитивными личностными качествами он наделяется).

6. Вербально-поведенческие стереотипы связаны с зависимостью оценки личности от внешних особенностей (экспрессивные особенности, особенности речи, мимики, пантомимики и т.п.).

В процессе познания личности механизм "стереотипизации" действует во всех направлениях: "работают" и социальные, стереотипы, и эмоционально-эстетические, и антропологические и пр. У человека под влиянием своего жизненного опыта складываются специфические социальные стереотипы: "хороший", "плохой". Так, впервые встречаясь с человеком, г с большей или меньшей вероятностью можно предположить наличие у него определенных качеств.

В межличностном познании стереотипы играют негативную роль, если жестко следовать им и если их влияние приобретает абсолютный характер. Использование стереотипов может быть частично приемлемо:

-если, опираясь на них, дает лишь вероятностную оценку личности ("Возможно, он доставит мне много хлопот");

-если человек "знает себя" и отдает себе отчет в существовании субъективных оценочных стереотипов;

-если опора на стереотипы используется лишь в условиях дефицита информации, впоследствии уступая место целенаправленному, профессиональному изучению личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: