Основные парадигмы социальной психологии и их применение в социальной работе

Парадигмаэто признанное всеми научное достижение, которое в течение определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решений.

В качестве элементов парадигмы П. Н. Шихирев называет следующие признаки:

1) выбор базовой науки в качестве дисциплинарной матрицы;

2) позиция по вопросу о специфике социального исследования;

3) позиция по вопросу об отношении теории и метода, ведущий метод исследования;

4) модели человека, общества и отношения между ними;

5) понимание предмета социальной психологии и базовые категории, в которых он определяется;

6) главное исследуемое отношение в системе отношений; «индивид» – «группа» – «общество»;

7) позиция по вопросу о роли социального психолога в обществе и сфера практического применения полученных данных.

Типы парадигм:

· объясняющая парадигма

Парадигма направлена на объяснение причин возникновения социально-психологических явлений.

Методологическая основа:

1. Принцип методологического индивидуализма: социально-психологические проблемы изучаются сквозь призму психологии отдельного индивида.

2. Экспериментальное исследование составляет доказательную базу поиска и объяснения закономерностей психики человека.

3. Математический и статистический анализ полученных в эксперименте результатов.

4. Практическое применение психологических знаний.

модель «человека реагирующего» – главная модель парадигмы объяснения. Представление о человеке: человек реагирует рефлекторно на внешние раздражители, обладает способностью к научению, может подражать другим людям, усваивая тем самым их опыт, может вступать во взаимодействие с другими людьми. Его поведение зависит от вознаграждения и наказания.

· парадигма понимания

Главное отличие в признании специфики человека и общества как разных, но взаимосвязанных объектов познания.

Начало возникновения 1970 гг. В основе методологии лежит принцип «понимания», разработанный В. Дильтеем и М. Вебером.

основное внимание уделялось социальным и культурным общностям.

Основная модель человека – человек образующий и интерпретирующий смыслы с помощью символов (знаков). Человек формируется обществом через культуру и одновременно является ее активным творцом. Культура создается в общении. Область исследования социальной психологии – это группы и индивиды, которые конструируют свою реальность, управляют друг другом. Главным предметом социальной психологии являются отношения между субъектами социального процесса и отражение этих отношений в индивидуальном и коллективном сознании, например коллективные представления.

· парадигма преобразования

складывается в российской науке.

Отечественную парадигму П. Н. Шихирев обозначает термином «преобразование». Он выдвигает следующую методологическую идею: для того, чтобы объяснить какое-либо социально-психологическое явление, а соответственно и понять его, надо попытаться его изменить, преобразовать. Основной метод познания – это метод преобразования, мысленного или практического конструирования социальной реальности.

Парадигма преобразования формируется под влиянием следующих идей:

1. Изучение психики человека целесообразно проводить в процессе его деятельности. Поэтому исследуются реальные организации, группы, фирмы, предприятия.

2. Практическая направленность исследований доминирует над теоретической.

3. Определенная зависимость социальной психологии от доминирующих в обществе социальных теорий и идеологии.

4. Недостаточное использование эксперимента при проведении социально-психологических и этнопсихологических исследований, ориентация на психологические тесты, опросники, интервью.

Специфические черты парадигмы выражаются в категориальном аппарате соц психологии, основанном на базовых категориях философии: «деятельность», «общение», «общественные отношения», «общественное сознание».

Стратегия работы социального психолога направлена на выявление отношения «группа – индивид». При этом группа как объект исследования обладает особыми качествами: а) это реальная, а не экспериментальная группа; б) процессы внутри группы опосредованы совместной деятельностью; в) группа преобразуется и достигает определенного уровня развития.

С методологической точки зрения для определения предмета науки необходимо четко разделять понятия «объект», «предмет», «цель» науки. Объект науки – это те реальные явления, которые исследует данная наука. Социальная психология изучает четыре вида объектов: 1) личность в социальной среде; 2) малые группы; 3) средние группы – организации; 4) большие социальные группы. Предмет науки – это то ключевое понятие, вокруг которого строится весь понятийный аппарат науки.

Методы исследования в социальной психологии: наблюдение, эксперимент, тестирование, фокус группы и т.п.

Наблюдение -- Наблюдение активно используется, когда необходимо получить данные о поведении и действиях объекта. Сама по себе процедура достаточно проста. Главная проблема -- фиксация каких-то определенных черт поведения, отвечающих принятому в данном исследовании классу характеристик, и расшифровка их в контенте, понятном для прочтения специалисту, не принимавшему участия в наблюдении, могло быть интерпретировано в терминах гипотезы.

Опросы -- распространенный прием в социально-психологических исследованиях.

Среди видов опросов наибольшее распространение получают в социальной психологии интервью и анкеты. Опросы проводятся в виде анкетирования (самозаполнение), формализованного либо свободного интервью (собеседование).

Анкетирование может быть групповым или индивидуальным; оно проводится как по месту работы, службы или учебы, так и по месту жительства. Анкетирование также различается от способа распространения анкет: раздаточное (анкеты отдаются для заполнения респондентам на руки); почтовое (анкеты пересылаются отделениями почтовой связи по адресу респондента) или прессовые (анкета помещается в средствах массовой информации - газетах, журналах, а также в Интернете).

Тест -- это процедура получения эмпирических данных от объектов исследования с помощью специально подобранных вопросов или заданий (тесты), ориентированных на изучение способностей к ощущению, восприятию, обработке и отражению информации (тесты «интеллекта») или на выявление особенностей личностной сферы объекта исследования (психических состояний, характерологических черт или свойств личности).

Эксперимент -- один из основных методов исследования в социальной психологии. Социально-психологический эксперимент, как и в общей психологии, проводится в двух видах: как естественный и как лабораторный. Для обоих видов существуют некоторые общие правила, выражающие суть метода, например: произвольное введение экспериментатором независимых переменных и контроль за ними, требование выделения контрольной и экспериментальной групп, чтобы результаты измерений могли быть сравнимы с некоторым эталоном.

Репрезентативность (представительность) -- это возможность распространения результатов, полученных при исследовании выборочной совокупности объектов, на всю совокупность этих объектов. Обоснование выборочной совокупности -- важный этап исследования, и соответствующие процедуры определения выборки рассматриваются в методах социологии.

Устойчивость -- однозначность информации при получении ее в разных ситуациях. Обычно это качество проверяется повторными измерениями.

Точность -- это чувствительность инструмента, степень приближения результата измерения к истинному значению измеряемой величины. Лучше всего понять этот критерий позволяет анализ возможностей проективного и вербального тестов. Проективный тест дает исследователю информацию о наличии того или иного свойства, например, характерологического

Надежност ь - свойство инструмента, которое в разных специальных литературных источниках описывается через критерий либо репрезентативности, либо устойчивости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: