Конец смуты.Народное ополчение

окончанием смутного времени считается 1613 год, когда войска народного ополчения освободили столицу от польских войск, на земском соборе царём был избран Михаил Романов,положивший начало новой правящей династии Романовых.

Первое ополчение сформировалось весной 1611 г. на Рязанской земле под руководством рязанского воеводы Прокопия Ляпунова, его брата Захария и князя Дмитрия Пожарского. Однако в нем еще не было духовного единства. Поэтому это ополчение, блокировавшее поляков в Москве, раскололось изнутри.

Второе ополчение сформировалось осенью 1611 г. в Нижнем Новгороде во главе с Кузьмой Мининым (?–1616 г.), нижегородским старостой. Воеводой был избран князь Дмитрий Михайлович Пожарский (1578–1642 гг.). Духовным отцом Второго ополчения стал глава нижегородского духовенства протопоп Савва Ефимьев. Огромную роль в общерусском деле сыграл патриарх Гермоген, призывавший русских людей подняться на борьбу против захватчиков-католиков. В марте 1612 г. Второе ополчение вышло в поход на Москву, а уже 26 октября освободило ее от интервентов, предварительно (22–24 августа) сокрушив сильное регулярное польское войско во главе с гетманом Ходкевичем, спешившее на помощь польскому гарнизону в Кремле. В настоящее время 4 ноября является днем воинской славы России – Днем освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов. Воодушевленный освобождением Москвы, народ повсюду стал изгонять захватчиков.

Двадцать первого февраля 1613 г. Земский собор избрал русским царем 16-летнего сына митрополита Филарета – Михаила Федоровича Романова (1613–1645 гг.), племянника бывшего царя Федора Иоанновича – сына Ивана Грозного. Преемственность с Рюриковичами была соблюдена. Филарет, вернувшийся из польского плена, в 1619 г. был избран Патриархом всея Руси. По В.О. Ключевскому, «конец Смуте был положен вступлением на престол Михаила Романова, ставшего родоначальником новой династии», существовавшей 304 года.

С приходом к власти Романовых начинается восстановление российского государства на религиозно-нравственных, духовных традициях и социально-политических основах цивилизации православного типа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: