Герхард Фоллмер. Эволюционная теория познания. Часть В. Постулаты научного познания

Постулат реальности: имеется реальный мир, независимый от восприятия и сознания

Этот постулат исключает теоретико-познавательный идеализм, обращён особенно против концепций Беркли, Фихте, Шеллинга или Гегеля, против фикционализма Файхингера или монизма ощущений Маха. Возможно такая позиция будет объявлена наивной. При этом могут быть приведены факты, которые не оспариваются также и здесь, например, что возможны оптические и иные ошибки восприятия; что мир не независимо от языка разделяется на факты или только возможное положение дел; что имеются галлюцинации, бред и безумие; что наши ощущения, восприятия, представления, знания частично обусловлены субъектом через наш язык и структуры нашего познавательного аппарата.

На основе такой критики заключают, что всё познание якобы субъективно и речи об объективной действительности и объективном познании якобы наивная фикция. По этому поводу нужно сказать, что также и для субъективности всех высказываний нет доказательств; что предположение о существовании внешнего мира является гипотезой, которая имеет выдающееся подтверждение; что имеются аргументы, делающие такую гипотезу очевидной (они приведены далее); что такая позиция совсем не идентична с позицией наивного реализма, так как о структуре и познаваемости этой «объективной реальности» ещё ничего не говорится.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: