Развитие воли у младших школьников

Развитие воли ребенка связано с выполнением требований взрослых, за которыми стоят потребности и нормы общества.

Поступление ребенка в школу — важный этап развития произвольного поведения и воли. Волевое поведение школьни­ков развивается в значительной степени под влиянием учебной деятельности, которая предъявляет ребенку новые и более серьезные требования. В школе формируется умение ребенка управлять своим поведением.

Произвольное поведение в учебной деятельности не должно формироваться только на основе требований взрослых, оно должно быть мотивировано самой учебной деятельностью. Трудности, которые неизбежны в учебной, как и в любой другой, деятельности, должны обернуться для младшего школьника личностно значимой для него стороной; преодолевая их, он должен чувствовать себя сильнее, умнее, значительнее, интереснее, взрослее. Но чтобы воспитать такую внутреннюю позицию школьника, взрослым нужно набраться большого терпения, а главное, испытывать желание.

Новые требования к умению совершать волевые действия предъявляет учебная деятельность. В школе ребенок не может делать лишь то, что хочет. Он должен выполнять то, что от него требуется. Этим требованиям он должен подчинять все свои действия. И он способен отказаться от интересной игры, разговора, прогулки ради учебной деятельности только потому, что мотивом для этого является его новое положение среди товарищей и в семье — положение школьника. Поступление в школу ставит ребенка перед необходимостью управлять своим поведением не только в часы пребывания в школе, но и дома. Ведь и дома играть можно только тогда, когда это не мешает приготовлению уроков. Дома на школьника возлагаются и другие обязанности, которые он должен выполнять, помогая членам семьи. Стимулом к выполнению их является сознание его нового общественного положения, того, что он школьник.

Учебные занятия в школе и дома требуют не только определенного внешнего поведения ребенка, но и умения управлять своими психическими процессами, своей умственной деятельностью. Школьнику приходится преодолевать немалые затруднения при запоминании, восприятии, размышлении. От него требуется произвольное внимание, произвольное запоминание и припоминание. Он должен настойчиво добиваться решения предложенной задачи, целенаправленно регулировать свою мыслительную деятельность. Школа требует определенного режима работы, который надо соблюдать, чтобы достичь нужных результатов. Как показывают психологические исследования, видным мотивом, организующим волевые действия школьника начиная с III—IV класса и отчетливо выступающим у учащихся V—VI классов, является стремление поддержать достоинство и честь своего учебного коллектива — звена, класса, школы, пионеротряда и т. д. Чувство ответственности перед коллективом в этот период может оказать серьезную поддержку при преодолении трудностей, возникающих в волевых действиях. Начиная с VII класса большинство школьников все более связывает учебную деятельность с планами на будущее, с своими пожеланиями относительно будущей профессии, по поводу места, которое им предстоит занять в обществе по окончании ученья.

В школе приходится заниматься и неинтересным делом, которое, однако, необходимо для достижения отдаленных, но нужных целей. Ученик, мечтающий о том, чтобы стать изобретателем новой техники, совершать трудовые подвиги на производстве, завоевать славу, подобную той, которой добились видные ученые, лучшие передовики промышленности, труженики сельского хозяйства, — такой ученик вновь и вновь заставляет' себя добиваться решения математических и физических задач, ищет возможности приобрести навыки и умения, необходимые для избранной профессии. В свете своих стремлений он по-новому начинает относиться и к требовательности «строгих» учителей. Выполнение требований школы служит богатым источником развития воли.

Овладение волевыми действиями в школьном возрасте далеко не всегда протекает как спокойно развивающийся бесконфликтный процесс. Подростки и юноши иногда глубоко переживают выбор цели, выбор средств для ее достижения, трудности, возникающие при выполнении деятельности. Недостаточный практический опыт приводит нередко к тому, что чрезмерное упоение своими успехами сменяется полным разочарованием в своих силах Большую помощь в преодолении этих трудностей оказывает поддержка взрослых и товарищеского коллектива.

Немалую роль в поведении школьника играют иногда внушаемость и негативизм. В первом случае цели действий подсказываются кем-либо другим, но легко воспринимаются школьником, делаются как будто его «собственными» целями (хотя очень часто они так же легко исчезают в отсутствие людей, под влиянием которых возникли). Во втором случае школьник ставит перед собой цель, непременно не совпадающую с той, которая ему навязывается, даже противоположную ей.

Как внушаемость, так и негативизм обыкновенно обнаруживаются по отношению не ко всем окружающим, а к определенному человеку, иногда — по отношению к кому-нибудь из близких людей.

Оба эти недостатка при всем их различии возникают как следствие одинаковых причин: тогда, когда воспитатели — родители или учителя — не предоставляют школьникам, в особенности подросткам или юношам, достаточной самостоятельности, на которую они уже способны, донимают их мелочной опекой, настойчиво подсказывают, что и как надо делать, чего нужно желать и как достичь желаемого, пренебрегают личными интересами школьника, недооценивают его силы и возможности. Изжить эти недостатки можно путем предоставления детям и подросткам в разумных границах самостоятельности в поведении.

Умение совершать волевые действия вырабатывается только через практику, через осуществление волевых действий в жизни, на деле. Поэтому старания взрослых уберечь ребенка от трудностей не способствуют воспитанию воли. Воля воспитывается на преодолении трудностей. Это одно из основных правил воспитания воли, ясно следующее из педагогических фактов и психологических данных.

Воспитание происходит под непосредственным влиянием старших — в первую очередь родителей и учителей. Огромное значение поэтому имеет личный пример старших, особенности их собственного волевого поведения.

Исключительно велика в воспитании воли роль коллектива. Систематическое воспитательное воздействие коллектива на ребенка, в особенности на школьника, многообразно. Коллектив помогает ставить цели действий и выбирать пути достижения целей. Под влиянием коллектива выбираются такие цели, достижение которых ведет к успехам, неотделимым от успехов всего коллектива, а только в этом случае человек чувствует себя удовлетворенным и счастливым. Коллектив не только показывает правильные пути деятельности, но путем критики предостерегает от неверных путей. Коллектив оказывает большую помощь в преодолении трудностей, неизбежных при волевом действии. Деятельность в коллективе вызывает чувство ответственности за результат действий перед коллективом, а это играет исключительно важную роль. Если бы каждый человек был предоставлен самому себе, он, убедившись в том, какие препятствия нужно преодолеть, может быть, отказывался бы часто от совершения действия. Но, зная, что он не один, что от его действия зависят успехи коллектива, он, вновь и вновь, мобилизуя силы, стремится достичь цели.

Помощь коллектива особенно действенна тогда, когда и сам человек неуклонно стремится к воспитанию своей воли. А для самовоспитания воли необходимо, опираясь на жизненно важные мотивы, выбирать такие цели и средства их достижения, которые сливаются с целями коллектива, и идти к ним, преодолевая все препятствия. В практике достижения таких целей человек овладевает волевыми действиями.

Воспитание воли организуется на основе общего нравственного воспитания, на основе мотивов и целей, гармонически сочетающих стремления отдельной личности со стремлениями всего общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: