Вениамин Фильштинский. Открытая педагогика. сти этим ритуалам в их классической форме

сти этим ритуалам в их классической форме. Тем не менее, повто­рю, в целом это было очень мощное средство воспитания в студентах творческого начала, необычайно эффективное в руках А. И. Кацмана.

Воспитание общей артистичности студентов проводилось им очень сильно. Она воспитывалась, прежде всего, артистичностью са­мого Мастера. Он во всем был артистичен. Мне доставляло удоволь­ствие просто па него смотреть. Это был изящный человек, очень элегантный, может быть, даже отчасти фат, то есть свою манерность культивирующий. Игра была в его природе: любил играть на уроке, немного играл и в жизни. А.И. был красивым человеком: стройный, моложавый. Он хорошо одевался. Разнообразно и стильно. Почти на каждом уроке он появлялся, меняя изысканные свитера, брюки, пу­ловеры, шарфы. Красный шарф, замотанный вокруг шеи и свисаю­щий вниз, особенно «стреляющий», когда А.И. выходил на площад­ку показывать, — этот шарф, я думаю, многим запомнился. Во время урока я часто, каюсь, смотрел не на студентов, а направо (я сидел слева от А.И.). И вот с удовольствием бросаешь взгляд направо: на то, как он смотрит, на то, как слушает, как улыбается, на то, как он возмущается... Ну и, конечно, когда он шел что-то показывать, любу­ешься его видом, художественностью его облика.

А.И. часто копировали, и сейчас, вспоминая его, копируют — ха­рактерную дикцию, характерные интонации, характерную вспыль­чивость. Это многим удается, и всегда бывает смешно. Я думаю, это не случайно, ведь скопировать можно только художественную, острую, своеобразную натуру... А вот фотографии, к сожалению, не передают обаяния А.И. На фотографиях — застывшее лицо, а его нужно было воспринимать в динамике, вместе с фигурой, жестами, голосом...

Теперь рискну коснуться сути методики и педагогики А. И. Кац-маиа. Может быть, в чем-то я буду слишком субъективен — ну, что ж...

Сначала немного о первом курсе «в исполнении» Кацмана.

А.И. вел первый курс очень интересно, своеобразно, увлекая студентов своими творческими постулатами, погружал их в корен­ные проблемы актерской профессии. Тут главным для А.И. было физическое действие —по Станиславскому. Как известно, послед­ние открытия Станиславского связаны с тем, что физическое дей­ствие может стать основой действенного процесса, поскольку оно «вытаскивает» психику. Психические процессы тонки, изменчивы, трудно воспроизводимы, но так как они на сцене (и в жизни) тесно связаны с вполне осязаемыми физическими, то Станиславский со-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: