Методологические и теоретические основы

СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ.

Методологические принципы специальной педагогики.

Любая наука опирается на основополагающие принципы, которые образуют ее методологическую базу[1].

Отечественная наука и специальная педагогика в том числе базируется на диалектических принципах, при этом психика рассматривается как продукт деятельности мозга, т.е. признается первичность материи и вторичность сознания.

Основные методологические принципы специальной педагогики следующие:

1. Принцип детерминизма (всеобщей причинной обусловленности явлений). Любые отклонения в развитии обусловлены либо органическим поражением центральной нервной системы, либо ее функциональной незрелостью. Некоторые отклонения могут быть обусловлены социальными причинами.

2. Принцип единства сознания, личности и деятельности. Полноценной личностью человек не рождается, а становиться таковой на определенном этапе развития, когда у него формируется определенный уровень сознания, и он становится способным к осознанной целенаправленной деятельности.

3. Принцип развития. Психика постоянно находится в динамике. Знание истории развития ребенка, оценка уровня его актуального развития помогают выстроить психолого-педагогический прогноз относительно дальнейшего развития ребенка и правильно выбрать методы и содержание коррекционной работы.

Теоретические основы специальной педагогики.

Теоретические основы специальной педагогики включают в себя знания из различных областей науки:

- сведения о высшей нервной деятельности человека, обобщенные в трудах И.М. Сеченова и И.П. Павлова;

- труды нейрофизиологов и нейропсихологические труды – положение А.Р. Лурии «о динамической локализации нарушений в коре головного мозга»– теория о 3-х блоках мозга;

- психологические труды Л.С. Выготского, его учеников и последователей;

- труды клиницистов Г.Е. Сухаревой, М.С. Певзнер, К.С. Лебединской и др.;

- теория психического дизонтогенеза В.В. Лебединского;

- труды отечественных ученых дефектологов – Р.Е. Левиной, Н.Г. Морозовой, Т.А. Власовой, Е.Ю. Рау и др.;

- психолого-редагогические труды современных ученых – В.И.Лубовского, В.Г.Петровой, У.В.Ульенковой, Л.С. Волковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Р.И. Лалаевой и др.;

Т.М. Лифановой, В.М. Мозгового, И.Ю. Левченко, Е.А. Стребелевой, В.В.Ткачевой, Н.Ю.Боряковой и др.

Значение теоретических концепций Л. С. Выготского для


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: