Мини-глоссарий по теме 4

Термин Значение термина Автор, источник информации
Педагог    
Природосообразность    
Народность    
Принцип параллельного воспитания    
Эмпатическое / не эмпатическое слушание    

2. Выполните задания теста 2. 4 (см. Приложение 1).

3. Определите, к какой группе техник ведения беседы относятся высказывания, представленные далее:

· «мне придется тебе долго рассказывать…»;

· «вы это, наверное, не поймете…»;

· «я вас очень хорошо понимаю…»;

· «вы так думаете, а я по-другому…»;

· «в агрессии вы великолепны!».

4. Выполните диагностикустиля управления трудовым коллективом.

Инструкция. Опросник содержит 16 групп утверждений, характеризующих деловые качества руководителей. Каждая группа состоит из трех утверждений, обозначенных буквами «а», «б» и «в». Вам следует внимательно прочесть все три утверждения в составе каждой группы и выбрать то, которое в наибольшей степени соответствует вашему мнению о руководителе. Отметьте выбранное утверждение на опросном листе знаком «+» под соответствующей буквой.

№ п/п а б в
  Центральное руководство требует, чтобы о всех делах докладывали именно ему Старается все решать вместе с подчиненными, единолично решает только самые срочные и оперативные вопросы Некоторые важные дела решаются фактически без участия руководителя, его функции выполняют другие
  Всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, настаивает, но никогда не просит Приказывает так, что хочется выполнять Приказывать не умеет
  Старается, чтобы его заместители были квалифицированными специалистами Ему безразлично, кто работает у него заместителем, помощником Добивается от заместителей и помощников безотказного исполнения и подчинения
  Его интересует только выполнение плана, а не отношение людей друг к другу В работе не заинтересован, подходит к делу формально Решая производственные задачи, старается создать хорошие отношения между людьми в коллективе
  Наверно, он консервативен, так как боится нового Инициатива подчиненных руководителем не принимается Способствует тому, чтобы подчиненные работали самостоятельно
  На критику руководитель обычно не обижается, прислушивается к ней Не любит, когда его критикуют и не старается скрыть это Критику выслушивает, даже собирается принять меры, но ничего не предпринимает
  Складывается впечатление, что руководитель боится отвечать за свои действия, желает уменьшить свою ответственность Ответственность распределяет между собой и подчиненными Руководитель единолично принимает решения или отменяет их
  Регулярно советуется с подчиненными, особенно с опытными работниками Подчиненные не только советуют, но могут давать указания своему руководителю Не допускает, чтобы подчиненные ему советовали, а тем более возражали
  Обычно советуется с заместителями и нижестоящими руководителями, но не с рядовыми подчиненными Регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть Для выполнения какой-либо работы ему нередко приходится уговаривать своих подчиненных
  Всегда обращается к подчиненным вежливо, доброжелательно В обращении с подчиненными часто проявляет равнодушие По отношению к подчиненным бывает нетактичным и даже грубым
  В критических ситуациях плохо справляется со своими обязанностями В критических ситуациях, как правило, переходит на более жесткие методы руководства Критические ситуации не изменяют способа его руководства
  Сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком Если что-то не знает, то не боится этого показать и обращается за помощью к другим Он не может действовать сам, а ждет «подталкивания» со стороны
  Пожалуй, он не очень требовательный человек Он требователен, но одновременно и справедлив О нем можно сказать, что он бывает слишком строгим и даже придирчивым
  Контролируя результаты, всегда замечает положительную сторону, хвалит подчиненных Всегда очень строго контролирует работу подчиненных и коллектива в целом Контролирует работу от случая к случаю
  Умеет поддерживать дисциплину и порядок Часто делает подчиненным замечания, выговоры Не может влиять на дисциплину
  С ним приходится работать в напряжении С ним работать интересно Подчиненные предоставлены сами себе

Оценка результатов

Директивный компонент – Д.

Ориентация на собственное мнение и оценки. Стремление к власти, уверенность в себе, склонность к жесткой формальной дисциплине, большая дистанция по отношению к подчиненным, нежелание признавать свои ошибки. Игнорирование инициативы, творческой активности людей. Единоличное принятие решений. Контроль за действиями подчиненных.

Попустительский компонент (пассивного невмешательства) – П.

Снисходительность к работникам. Отсутствие требовательности, строгой дисциплины, контроля, либеральность, панибратство с подчиненными. Склонность перекладывать на подчиненных ответственность в принятии решений.

Коллегиальный компонент – К.

Требовательность и контроль сочетаются с инициативным и творческим подходом к выполняемой работе и сознательным соблюдением дисциплины. Стремление делегировать полномочия и разделить ответственность. Демократичность в принятии решений.

Ключ к тесту

а б в   а б в
  Д К П     Д К П
  Д К П     К П Д
  К П Д     П Д К
  Д П К     Д К П
  П Д К     П К Д
  К Д П     К Д П
  П К Д     К Д П
  К П Д     Д К П
                 

5. Пользуясь методами наблюдения, самонаблюдения и беседы, постарайтесь изучить стили учебной работы своих одногруппников и свой собственный.

6. Опишите и обсудите в группе различные стили(или хотя бы отдельные черты, «штрихи» разных стилей) успешнойработы по вашей профессии, свойственные людям, существенно различающимся по своим личным качествам, возрасту, полу. Если у вас недостаточно жизненных («живых») наблюдений, обратитесь к научным источникам, к материалам по истории профессии, специальности. Несомненно, что не на все приведенные ранее вопросы решится ответить даже специалист-профессиовед. Пусть ваши ответы будут гипотетическими, рассчитанными на последующее сопоставление с реальностью, быть может, в течение многих последующих лет.

7. Произведите сравнения и постарайтесь извлечь из них информацию для совершенствования своей учебной работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: