Самостоятельная работа студентов должна составлять не менее 50% от общей трудоемкости дисциплины, является важнейшим компонентом образовательного процесса, формирующим личность студента, его мировоззрение и культуру безопасности, развивающим его способности к самообучению и повышению своего профессионального уровня.
Формирование способностей к самостоятельному познанию и обучению, поиску литературы, обобщению, оформлению и представлению полученных результатов, их критическому анализу, поиску новых и неординарных решений, аргументированному отстаиванию своих предложений, умений подготовки выступлений и ведения дискуссий.
Самостоятельная работа заключается в изучении отдельных тем курса по заданию преподавателя по рекомендуемой им учебной литературе, в подготовке к лабораторному практикуму, семинарам, практическим занятиям, тренингам и деловым и ролевым обучающим играм, к рубежным контролям, экзамену или зачету, в выполнении домашнего задания, если таковое предусмотрено рабочей учебной программой вуза.
|
|
В самостоятельную работу необходимо шире внедрять практику подготовки рефератов, презентаций и доклада по ним. После вводных лекций, в которых обозначается содержание дисциплины, ее проблематика и практическая значимость, студентам выдаются возможные темы рефератов в рамках проблемного поля дисциплины, из которых студенты выбирают тему своего реферата, при этом студентом может быть предложена и своя тематика. Тематика реферата должна иметь проблемный и профессионально ориентированный характер, требующей самостоятельной творческой работы студента.
Студенты готовят принтерный вариант реферата, делают по нему презентацию (в Power Point) и доклад перед студентами группы. Обсуждение доклада происходит в диалоговом режиме между студентами, студентами и преподавателем, но без его доминирования. Такая интерактивная технология обучения способствует развитию у студентов информационной коммуникативности, рефлексии критического мышления, самопрезентации, умений вести дискуссию, отстаивать свою позицию и аргументировать ее, анализировать и синтезировать изучаемый материал, акцентировано представлять его аудитории. Доклады по презентациям студенческих работ рекомендуется проводить в рамках обучающихся практикумов, студенческих вузовских и кафедральных конференций и других возможных видов научно-учебной работы, реализуемых в вузе.
Качество реферата (его структура, полнота, новизна, количество используемых источников, самостоятельность при его написании, степень оригинальности и инновационности предложенных решений, обобщений и выводов), а также уровень доклада (акцентированость, последовательность, убедительность, использование специальной терминологии) учитываются в системе итоговой экзаменационной оценке по дисциплине.
|
|
Содержание самостоятельной работы. Тематика самостоятельной работы имеет профессионально-ориентированный характер и непосредственную связь рассматриваемых вопросов безопасности и будущей профессиональной деятельности выпускника, т.е. иметь системно-деятельностную направленность. Тематическая направленность должна требовать активной творческой работы. Возможная тематическая направленность реферативной работы представлена для каждого учебно-образовательного модуля и области профессиональных знаний представлена ниже.
2.10.2. Темы, вынесенные для самостоятельного изучения
1. История создания и развития государственной системы Гражданской обороны, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий в Российской Федерации.
2. Чрезвычайные ситуации социального характера: информационные и идеологические опасности и риски, финансово-экономические кризисы, критические биолого-экологические и естественно-природные факторы.
3. Правовые основы обеспечения безопасности жизнедеятельности в современных мире и России.
2.10.3.Методические указания по подготовке рефератов
Реферат - это учебно-исследовательская самостоятельная письменная работа студента по теме, согласованной с кафедрой, и представляющая собой процесс освоения и реферативного изложения новых для студентов знаний в рамках программы учебного курса.
Цели реферативного исследования. Реферативное исследование выполняется с целью самостоятельного исследования в образовательной области «Безопасность жизнедеятельности», приобретения навыка по изучению (анализу и обобщению) нормативного, теоретического, справочного, публицистического и практического материала, выработки умения логически, точно, ясно и кратко излагать свои мысли в письменной форме.
Задачи реферативного исследования. Выполнение реферативного исследования способствует решению следующих учебных задач:
- Более глубокому усвоению теоретических положений и методологических основ изучаемого курса;
- овладению терминологией образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» и ее прочному закреплению в сознании;
- расширению научного и профессионального кругозора юриста, формированию склонности к научно-исследовательской работе;
- приобретению навыка творческого подхода к изучению дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», способности формулировать самостоятельные выводы.
Структура реферата. По структуре реферат должен состоять из следующих обязательных элементов:
1.Титульный лист.
2.План.
3.Введение.
4.Основное содержание (из 2-3 разделов, указанных в вопросах плана).
5.Заключение.
6.Список фактически использованной литературы, юридических актов.
7.Подпись автора с указанием даты подписания.
Кроме этих обязательных составных частей реферат может содержать и такой элемент, как «приложение», который структурно располагается после списка литературы.
Требования к содержанию и форме реферата. По своему содержанию реферат должен представлять самостоятельно выполненное аргументированное изложение основных теоретических положений выбранной студентом темы. Раскрытие содержания темы реферата должно быть осуществлено доказательственным методом с учетом правил формальной логики, с соблюдением требований гражданско-правового законодательства об авторских правах, т.е. с обязательным оформлением ссылок на авторов используемых произведений, виды используемых юридических актов с оформлением подстрочных ссылок на источники заимствования научно-практической и правовой информации.
|
|
Объем реферата не должен превышать 20-25 страниц машинописного текста или 30-40 страниц рукописного текста, выполненного разборчивым почерком.
Титульный лист работы считается первой страницей реферата. Со следующего листа располагается план, а на других страницах - иные разделы, обозначенные в плане.
Во введении следует логическим путем обосновать актуальность темы реферативного исследования.
Заключение - один из обязательных разделов содержания реферата, посвященный подведению итогов реализации автором тех познавательных задач, которые были сформулированы во введении.
К непосредственному выполнению реферативного исследования студент должен приступить после общего ознакомления с содержанием рекомендованной в программе учебного курса литературы. После этого следует перейти к подбору необходимой литературы, юридических актов, которые будут использованы для анализа и обобщения при раскрытии темы реферативного исследования.
Таблица 5 Тематика реферативных работ
№ п/п | Возможная тематика самостоятельной реферативной работы | Рекомендуется для области знаний по темам | ||||||
I | II | III | IV | V | VI | |||
Модуль I. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности | ||||||||
1. | Анализ понятийно-терминологического аппарата в области безопасности и защиты окружающей среды | * | * | * | * | * | * | |
2. | Роль вопросов безопасности в предметной области знаний | * | * | * | * | * | * | |
3. | Безопасность и профессиональная деятельность | * | * | * | * | * | * | |
4. | Безопасность и устойчивое развитие | * | * | * | * | * | * | |
5. | Государственная политика и безопасность | * | ||||||
6. | Культура человека, общества и безопасность | * | * | * | ||||
7. | Современные аспекты международного сотрудничества в области безопасности | * | * | |||||
Модуль II. Чрезвычайные ситуации и методы защиты человека и территорий в условиях их реализации | ||||||||
1. | Структура техносферы региона и основные региональные проблемы безопасности | * | * | * | ||||
2. | Экологическая логистика в техносфере | * | * | * | * | |||
3. | Анализ аспектов безопасности в жизненном цикле продукции и услуги | * | * | |||||
4. | Региональные демографические проблемы в свете состояния среды обитания региона | * | * | * | * | |||
5. | Структурно-экологическое зонирование территории города, техносферного региона | * | * | |||||
6. | Современные проблемы техносферной безопасности | * | * | * | * | * | * | |
Продолжение таблицы 5 | ||||||||
7. | Опасные зоны региона и их характеристика | * | * | * | ||||
8. | Критический анализ городских и региональных экологических программ и предложение по их совершенствованию | * | * | |||||
9. | Региональные экологически обусловленные заболевания | * | * | * | * | * | ||
10. | Профессионально-обусловленные заболевания, связанные с будущей деятельностью | * | * | * | * | * | * | |
11. | Безопасность и нанотехнологии | * | * | |||||
Модуль III. Управление безопасностью жизнедеятельности | ||||||||
1. | Мобильная связь и здоровье человека. Анализ современных исследований | * | * | * | * | * | * | |
2. | Безопасность генетически модифицированных пищевых продуктов. Анализ современных исследований | * | * | * | * | * | ||
3. | Лекарственные препараты и безопасность | * | * | * | * | * | ||
4. | Действие алкоголя и наркотиков на человека и его здоровье. Лекарственные препараты и безопасность | * | * | * | * | * | * | |
5. | Современные технологии переработки отходов (по типам отходов) | * | * | |||||
6. | Методы сортировки городских отходов | * | * | * | * | * | * | |
7. | Новые методы и средства очистки выбросов от вредных веществ (по типам и видам вредных веществ) | * | * | |||||
8. | Современные методы обеззараживания питьевой воды | * | * | |||||
9. | Анализ эффективности бытовых очистителей воды | * | * | * | * | * | * | |
10. | Транспортный шум и методы его снижения | * | * | * | ||||
11. | Активные методы снижения шума | * | * | |||||
12. | Электромагнитная экология и способы защиты от электромагнитных полей | * | * | |||||
13. | Новые методы и средства очистки стоков (по типам и видам вредных веществ) | * | * | |||||
Продолжение таблицы 5 | ||||||||
14. | Влияние световой среды на работоспособность и безопасность труда | * | * | * | * | * | * | |
15. | Аэроионный состав воздушной среды и здоровье. Методы обеспечения оптимального ионного состава | * | * | * | * | * | * | |
16. | Современные энергосберегающие источники света – типы, конструкции, экологические аспекты применения | * | * | * | * | * | * | |
17. | Системы кондиционирования – типы и системы кондиционирования, аспекты применения и безопасности | * | * | * | * | * | * | |
18. | Безопасность и человеческий фактор | * | * | * | * | * | * | |
19. | Психологический тип человека, его психологическое состояние и безопасность | * | * | |||||
20. | Исследование условий труда для основных видов деятельности в выбранной профессиональной предметной области | * | * | * | * | * | * | |
21. | Микро- и мидиэргономика и ее функции в обеспечении комфортности и безопасности труда | * | * | * | * | * | * | |
22. | Принципы и методы эргономики труда | * | * | * | * | * | * | |
23. | Генезис техносферных катастроф | * | * | * | * | * | * | |
24. | Анализ природных катастроф – характер протекания и последствия (по видам стихийных бедствий) | * | * | * | * | * | * | |
25. | Параметры стихийных бедствий, их предвестники и регионы их наиболее частого проявления | * | * | * | * | * | * | |
26. | Анализ современного состояния пожарной безопасности в России и основные причины пожаров | * | * | * | * | * | * | |
27. | Психологическая устойчивость в экстремальных ситуаций | * | * | * | * | * | * | |
28. | Типы и характер террористических актов | * | * | * | * | * | * | |
29. | Основные законодательные и нормативные акты, регулирующие вопросы безопасности в сфере профессиональной деятельности | * | * | * | * | * | * | |
30. | Международные соглашения в области защиты окружающей среды | * | * | * | * | * | * | |
31. | Современные экономические механизмы регулирования природопользования | * | ||||||
Продолжение таблицы 5 | ||||||||
32. | Киотский протокол и торговля квотами, экономические и правовые проблемы применения | * | ||||||
33. | Трудности экологического страхования, современное состояние и проблемы развития в России | * | ||||||
Комплексные работы | ||||||||
1. | Источники, воздействие и современные методы защиты от опасного и вредного техногенного и природного фактора (по типам факторов) | * | * | * | * | * | * | |
2.11.
|
|