Общие рекомендации

Самостоятельная работа студентов должна составлять не менее 50% от общей трудоемкости дисциплины, является важнейшим компонентом образовательного процесса, формирующим личность студента, его мировоззрение и культуру безопасности, развивающим его способности к самообучению и повышению своего профессионального уровня.

Формирование способностей к самостоятельному познанию и обучению, поиску литературы, обобщению, оформлению и представлению полученных результатов, их критическому анализу, поиску новых и неординарных решений, аргументированному отстаиванию своих предложений, умений подготовки выступлений и ведения дискуссий.

Самостоятельная работа заключается в изучении отдельных тем курса по заданию преподавателя по рекомендуемой им учебной литературе, в подготовке к лабораторному практикуму, семинарам, практическим занятиям, тренингам и деловым и ролевым обучающим играм, к рубежным контролям, экзамену или зачету, в выполнении домашнего задания, если таковое предусмотрено рабочей учебной программой вуза.

В самостоятельную работу необходимо шире внедрять практику подготовки рефератов, презентаций и доклада по ним. После вводных лекций, в которых обозначается содержание дисциплины, ее проблематика и практическая значимость, студентам выдаются возможные темы рефератов в рамках проблемного поля дисциплины, из которых студенты выбирают тему своего реферата, при этом студентом может быть предложена и своя тематика. Тематика реферата должна иметь проблемный и профессионально ориентированный характер, требующей самостоятельной творческой работы студента.

Студенты готовят принтерный вариант реферата, делают по нему презентацию (в Power Point) и доклад перед студентами группы. Обсуждение доклада происходит в диалоговом режиме между студентами, студентами и преподавателем, но без его доминирования. Такая интерактивная технология обучения способствует развитию у студентов информационной коммуникативности, рефлексии критического мышления, самопрезентации, умений вести дискуссию, отстаивать свою позицию и аргументировать ее, анализировать и синтезировать изучаемый материал, акцентировано представлять его аудитории. Доклады по презентациям студенческих работ рекомендуется проводить в рамках обучающихся практикумов, студенческих вузовских и кафедральных конференций и других возможных видов научно-учебной работы, реализуемых в вузе.

Качество реферата (его структура, полнота, новизна, количество используемых источников, самостоятельность при его написании, степень оригинальности и инновационности предложенных решений, обобщений и выводов), а также уровень доклада (акцентированость, последовательность, убедительность, использование специальной терминологии) учитываются в системе итоговой экзаменационной оценке по дисциплине.

Содержание самостоятельной работы. Тематика самостоятельной работы имеет профессионально-ориентированный характер и непосредственную связь рассматриваемых вопросов безопасности и будущей профессиональной деятельности выпускника, т.е. иметь системно-деятельностную направленность. Тематическая направленность должна требовать активной творческой работы. Возможная тематическая направленность реферативной работы представлена для каждого учебно-образовательного модуля и области профессиональных знаний представлена ниже.

2.10.2. Темы, вынесенные для самостоятельного изучения

1. История создания и развития государственной системы Гражданской обороны, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий в Российской Федерации.

2. Чрезвычайные ситуации социального характера: информационные и идеологические опасности и риски, финансово-экономические кризисы, критические биолого-экологические и естественно-природные факторы.

3. Правовые основы обеспечения безопасности жизнедеятельности в современных мире и России.

2.10.3.Методические указания по подготовке рефератов

Реферат - это учебно-исследовательская самостоятельная письменная работа студента по теме, согласованной с кафедрой, и представляющая собой процесс освоения и реферативного изло­жения новых для студентов знаний в рамках программы учебного курса.

Цели реферативного исследования. Реферативное исследование выполняется с целью самосто­ятельного исследования в образовательной области «Безопасность жизнедеятельности», приобре­тения навыка по изучению (анализу и обобщению) нормативного, теоретического, справочного, публицистического и практического материала, выработки умения логически, точно, ясно и кратко из­лагать свои мысли в письменной форме.

Задачи реферативного исследования. Выполнение реферативного исследования способствует ре­шению следующих учебных задач:

- Более глубокому усвоению теоретических положений и методологических основ изучаемого курса;

- овладению терминологией образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» и ее прочному закре­плению в сознании;

- расширению научного и профессионального кругозора юриста, формированию склонности к научно-исследовательской работе;

- приобретению навыка творческого подхода к изучению дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», способности формулировать самостоя­тельные выводы.

Структура реферата. По структуре реферат должен состоять из следующих обяза­тельных элементов:

1.Титульный лист.

2.План.

3.Введение.

4.Основное содержание (из 2-3 разделов, указанных в воп­росах плана).

5.Заключение.

6.Список фактически использованной литературы, юриди­ческих актов.

7.Подпись автора с указанием даты подписания.

Кроме этих обязательных составных частей реферат может содержать и такой элемент, как «приложение», который структур­но располагается после списка литературы.

Требования к содержанию и форме реферата. По своему содержанию реферат должен представлять само­стоятельно выполненное аргументированное изложение основных теоретических положений выбранной студентом темы. Раскрытие содержания темы реферата должно быть осуществлено дока­зательственным методом с учетом правил формальной логики, с соблюдением требований гражданско-правового законодательс­тва об авторских правах, т.е. с обязательным оформлением ссылок на авторов используемых произведений, виды используемых юри­дических актов с оформлением подстрочных ссылок на источники заимствования научно-практической и правовой информации.

Объем реферата не должен превышать 20-25 страниц маши­нописного текста или 30-40 страниц рукописного текста, выпол­ненного разборчивым почерком.

Титульный лист работы считается первой страницей рефера­та. Со следующего листа располагается план, а на других страни­цах - иные разделы, обозначенные в плане.

Во введении следует логическим путем обосновать актуаль­ность темы реферативного исследования.

Заключение - один из обязательных разделов содержания ре­ферата, посвященный подведению итогов реализации автором тех познавательных задач, которые были сформулированы во введении.

К непосредственному выполнению реферативного иссле­дования студент должен приступить после общего ознакомления с содержанием рекомендованной в программе учебного курса литературы. После этого следует перейти к подбору необходимой литературы, юридических актов, которые будут использованы для анализа и обобщения при раскрытии темы реферативного исследо­вания.

Таблица 5 Тематика реферативных работ

№ п/п Возможная тематика самостоятельной реферативной работы Рекомендуется для области знаний по темам
I II III IV V VI
               
Модуль I. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
1. Анализ понятийно-терминологического аппарата в области безопасности и защиты окружающей среды * * * * * *
2. Роль вопросов безопасности в предметной области знаний * * * * * *
3. Безопасность и профессиональная деятельность * * * * * *
4. Безопасность и устойчивое развитие * * * * * *
5. Государственная политика и безопасность       *    
6. Культура человека, общества и безопасность   * * *    
7. Современные аспекты международного сотрудничества в области безопасности   *   *    
Модуль II. Чрезвычайные ситуации и методы защиты человека и территорий в условиях их реализации
1. Структура техносферы региона и основные региональные проблемы безопасности   *   *   *
2. Экологическая логистика в техносфере   *   * * *
3. Анализ аспектов безопасности в жизненном цикле продукции и услуги         * *
4. Региональные демографические проблемы в свете состояния среды обитания региона   * * * *  
5. Структурно-экологическое зонирование территории города, техносферного региона         * *
6. Современные проблемы техносферной безопасности * * * * * *
  Продолжение таблицы 5            
               
7. Опасные зоны региона и их характеристика       * * *
8. Критический анализ городских и региональных экологических программ и предложение по их совершенствованию       *   *
9. Региональные экологически обусловленные заболевания * * * * *  
10. Профессионально-обусловленные заболевания, связанные с будущей деятельностью * * * * * *
11. Безопасность и нанотехнологии *         *
Модуль III. Управление безопасностью жизнедеятельности
1. Мобильная связь и здоровье человека. Анализ современных исследований * * * * * *
2. Безопасность генетически модифицированных пищевых продуктов. Анализ современных исследований * * * * *  
3. Лекарственные препараты и безопасность * * * * *  
4. Действие алкоголя и наркотиков на человека и его здоровье. Лекарственные препараты и безопасность * * * * * *
5. Современные технологии переработки отходов (по типам отходов) *         *
6. Методы сортировки городских отходов * * * * * *
7. Новые методы и средства очистки выбросов от вредных веществ (по типам и видам вредных веществ) *         *
8. Современные методы обеззараживания питьевой воды *         *
9. Анализ эффективности бытовых очистителей воды * * * * * *
10. Транспортный шум и методы его снижения *     *   *
11. Активные методы снижения шума *         *
12. Электромагнитная экология и способы защиты от электромагнитных полей *         *
13. Новые методы и средства очистки стоков (по типам и видам вредных веществ) *         *
  Продолжение таблицы 5            
               
14. Влияние световой среды на работоспособность и безопасность труда * * * * * *
15. Аэроионный состав воздушной среды и здоровье. Методы обеспечения оптимального ионного состава * * * * * *
16. Современные энергосберегающие источники света – типы, конструкции, экологические аспекты применения * * * * * *
17. Системы кондиционирования – типы и системы кондиционирования, аспекты применения и безопасности * * * * * *
18. Безопасность и человеческий фактор * * * * * *
19. Психологический тип человека, его психологическое состояние и безопасность   *     *  
20. Исследование условий труда для основных видов деятельности в выбранной профессиональной предметной области * * * * * *
21. Микро- и мидиэргономика и ее функции в обеспечении комфортности и безопасности труда * * * * * *
22. Принципы и методы эргономики труда * * * * * *
23. Генезис техносферных катастроф * * * * * *
24. Анализ природных катастроф – характер протекания и последствия (по видам стихийных бедствий) * * * * * *
25. Параметры стихийных бедствий, их предвестники и регионы их наиболее частого проявления * * * * * *
26. Анализ современного состояния пожарной безопасности в России и основные причины пожаров * * * * * *
27. Психологическая устойчивость в экстремальных ситуаций * * * * * *
28. Типы и характер террористических актов * * * * * *
29. Основные законодательные и нормативные акты, регулирующие вопросы безопасности в сфере профессиональной деятельности * * * * * *
30. Международные соглашения в области защиты окружающей среды * * * * * *
31. Современные экономические механизмы регулирования природопользования       *    
  Продолжение таблицы 5            
               
32. Киотский протокол и торговля квотами, экономические и правовые проблемы применения       *    
33. Трудности экологического страхования, современное состояние и проблемы развития в России       *    
Комплексные работы
1. Источники, воздействие и современные методы защиты от опасного и вредного техногенного и природного фактора (по типам факторов) * * * * * *
                 

2.11.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: