Из характеристики познавательного процесса как отображения окружающей реальности следует характеристика истины как правильного, адекватного ее отображения. Если же по какой-то причине адекватность отображения нарушается, деформируется, результат познания приобретает противоположный характер — заблуждение. Однако наше отображение никогда не является зеркальной копией реального мира, а если между реальным предметом и его познавательным образом не существует такого абсолютного сходства, то возникает вопрос о критериях различия между правильным и деформированным отображениями, между истиной и заблуждением. Объективность истины является одной из ее важнейших характеристик. Ее можно трактовать как независимость содержания нашего знания от людей и человечества, а не самого знания (то есть истины, поскольку она и есть знание) от человека. В этом ракурсе рассмотрения проблемы истины возникают вопросы этического характера. «Кто не знает истины, тот просто дурак. Но кто знает ее и называет неправдой, тот преступник», — именно такую оценку возможным отношениям к истине предоставляет Г. Галилей в осмыслении Б. Брехта.
|
|
Другой плоскостью познавательного процесса являются особенности его построения, в связи с чем речь идет о научном и ненаучном познании. Научное познание ограничено предметной структурой деятельности, оно ищет законы перехода предмета деятельности, то есть объектов в продукт. Особенностями научного познания выступают обоснованность, систематизированность, доказанность. Создание метода, методологической основы как условия воспроизведения объекта, который исследуется, обязательно. В научном познании истина становится превыше всего. Среди ненаучных методов познания выделяют художественное, религиозное, мифологическое, изотерическое и прочие. Эти формы постижения реальности не имеют четких рациональных критериев истинности и обоснованности.
Опытный уровень познания вырастает непосредственно из практики, сохраняя с ней теснейшую связь, которая заключается в том, что полученное таким путем знание является как бы непосредственной деятельной моделью объекта. В опытном познании «природа» знания явная, в связи с чем понятие «практика» выражается через достаточно широкий спектр терминов, среди которых «действие», «опыт», «физическая жизнь» и т. д. Таким образом, практику можно охарактеризовать как чувственно-предметную деятельность, которая направленная на непосредственное преобразование объективной реальности в соответствии с потребностями общества. Среди важнейших форм практики следует подчеркнуть следующие: материальное производство, преобразование естественного бытия людей; общественное производство, преобразование общественного бытия людей, изменение существующих социальных отношений определенными средствами: реформированием, революциями, войнами и т. д; научно-экспериментальная деятельность — активная по сравнению с наблюдением деятельность, в процессе которой человек искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать конкретные свойства окружающего мира, которые его интересуют.