Заключение. Из характеристики познавательного процесса как отображения окружающей реальности следует характеристика истины как правильного

Из характеристики познавательного процесса как отображения окружающей реальности следует характеристика истины как правильного, адекватного ее отображения. Если же по какой-то причине адекватность отображения нарушается, деформируется, результат познания приобретает противоположный характер — заблуждение. Однако наше отображение никогда не является зеркальной копией реального мира, а если между реальным предметом и его познавательным образом не существует такого абсолютного сходства, то возникает вопрос о критериях различия между правильным и деформированным отображениями, между истиной и заблуждением. Объективность истины является одной из ее важнейших характеристик. Ее можно трактовать как независимость содержания нашего знания от людей и человечества, а не самого знания (то есть истины, поскольку она и есть знание) от человека. В этом ракурсе рассмотрения проблемы истины возникают вопросы этического характера. «Кто не знает истины, тот просто дурак. Но кто знает ее и называет неправдой, тот преступник», — именно такую оценку возможным отношениям к истине предоставляет Г. Галилей в осмыслении Б. Брехта.

Другой плоскостью познавательного процесса являются особенности его построения, в связи с чем речь идет о научном и ненаучном познании. Научное познание ограничено предметной структурой деятельности, оно ищет законы перехода предмета деятельности, то есть объектов в продукт. Особенностями научного познания выступают обоснованность, систематизированность, доказанность. Создание метода, методологической основы как условия воспроизведения объекта, который исследуется, обязательно. В научном познании истина становится превыше всего. Среди ненаучных методов познания выделяют художественное, религиозное, мифологическое, изотерическое и прочие. Эти формы постижения реальности не имеют четких рациональных критериев истинности и обоснованности.

Опытный уровень познания вырастает непосредственно из практики, сохраняя с ней теснейшую связь, которая заключается в том, что полученное таким путем знание является как бы непосредственной деятельной моделью объекта. В опытном познании «природа» знания явная, в связи с чем понятие «практика» выражается через достаточно широкий спектр терминов, среди которых «действие», «опыт», «физическая жизнь» и т. д. Таким образом, практику можно охарактеризовать как чувственно-предметную деятельность, которая направленная на непосредственное преобразование объективной реальности в соответствии с потребностями общества. Среди важнейших форм практики следует подчеркнуть следующие: материальное производство, преобразование естественного бытия людей; общественное производство, преобразование общественного бытия людей, изменение существующих социальных отношений определенными средствами: реформированием, революциями, войнами и т. д; научно-экспериментальная деятельность — активная по сравнению с наблюдением деятельность, в процессе которой человек искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать конкретные свойства окружающего мира, которые его интересуют.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: