6.1 Общие положения
Для компьютерного набора рекомендуются операционная система Windows и текстовый редактор Microsoft Word.
При компьютерном наборе используются:
шрифт – Times New Roman;
размер шрифта – 14pt;
межстрочный интервал – множитель 1,2;
выравнивание текста – по ширине;
абзацный отступ – 1,5;
поля страницы: верхнее – 20 мм, левое – 30 мм, нижнее – 20 мм, правое – 10 мм.
Для акцентирования внимания на определениях, терминах, важных особенностях применяются разные начертания шрифта: курсивные, полужирные, подчеркивание и др.
Опечатки и графические неточности, обнаруженные в тексте, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста печатным или рукописным способом. Допускается не более 3 исправлений на одной странице.
Каждая структурная часть работы начинается с новой страницы (за исключением подразделов, пунктов и подпунктов).
Заголовки структурных частей работы следует располагать в центре страницы и набирать прописными буквами (РЕФЕРАТ, СОДЕРЖАНИЕ, ВВЕДЕНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ, ПРИЛОЖЕНИЕ). При наборе любых заголовков не используются подчеркивания, курсив, жирный шрифт. Переносы в заголовках не допускаются.
|
|
Нумерация страниц должна быть сквозная по всем структурным частям работы. Номер страницы проставляется арабской цифрой в центре нижней части листа без слова «страница» (с., стр.), знаков препинания, знака №.
На титульном листе и страницах, на которых размещены задание,
реферат, содержание, номер не ставится, но включается в общую нумерацию работы. Страницы, на которых размещены приложения к работе, в общую нумерацию страниц не включаются.
Титульные листы контрольных, курсовых работ, рефератов и дипломных работ оформляются по образцам, данным в приложениях А, В, Л.
В тексте работы обязательно должны быть ссылки на использованные источники,оформленные в соответствии с требованиями подраздела 6.6 настоящей Инструкции.
6.2 Основная часть работы
Основная часть работы делится на разделы и подразделы. Название «ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ» не пишется.
Каждый раздел начинается с новой страницы. На подразделы данное требование не распространяется.
Заголовок раздела набирается по центру прописными буквами и включает его порядковый номер (арабская цифра без точки) и название. При этом слово «РАЗДЕЛ» или «ГЛАВА» не пишутся, точка в конце заголовка не ставится. Расстояние между заголовком раздела и текстом – 3-4 интервала.
Заголовок подраздела набирается по центру строчными буквами (начиная с прописной), включает порядковый номер (арабские цифры 1.1, 1.2 и т.д., где первая цифра – номер раздела, вторая цифра – номер подраздела) и название без точки в конце. Расстояние между заголовками раздела и подраздела 2 интервала, между заголовком подраздела и текстом – 1 интервал.
|
|
Подразделы могут состоять из одного или нескольких пунктов. Пункты, при необходимости, могут быть разделены на подпункты, которые должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого пункта, например: 4.2.1.1, 4.2.1.2, 4.2.1.3 и т.д.
Текстовая часть работы должна быть четкой и не допускать различных толкований. Текст должен быть не описательным, а аналитическим.
Рекомендуется обозначать авторскую позицию оборотами: «на мой взгляд», «я полагаю, что», «по моему мнению», «необходимо подчеркнуть, что», «считаю целесообразным» и др.
При изложении обязательных требований в тексте работы должны применяться слова: «должен», «следует», «необходимо», «требуется», «разрешается только», «не допускается», «запрещается», «не следует».
При изложении иных положений следует применять слова: «могут быть», «как правило», «при необходимости», «в случае» и т.д. При этом допускается использовать повествовательную форму изложения, например, «применяют», «указывают» и т. п.
При написании работы:
· следует избегать оборотов разговорной речи, техницизма;
· не следует применять для одного и того же понятия различные термины, близкие по смыслу (синонимы);
· не следует использовать иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в белорусском и русском языках;
· не пытаться применять производные словообразования;
· следует избегать сокращения слов, кроме установленных правилами белорусской или русской орфографии.
В содержании работы, за исключением формул, таблиц и рисунков, запрещается:
– применять математический знак минус (–) перед отрицательными значениями величин (следует писать слово «минус»);
– применять без числовых значений математические знаки, например, > (больше), < (меньше), = (равно), ≥ (больше или равно), ≤ (меньше или равно), ¹ (не равно), а также знаки № (номер), % (процент).
Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, фотоснимки, рисунки) могут быть расположены как по тексту работы, так и в виде приложений.
Иллюстрации обозначают словом «Рисунок» и нумеруют арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах всей работы. Пример – Рисунок 1, Рисунок 2 (слово «Рисунок» пишется полностью). Допускается нумерация рисунков в пределах раздела. Номер рисунка в этом случае состоит из номера раздела и порядкового номера рисунка, разделенных точкой. Пример – Рисунок 2.4 (четвертый рисунок второго раздела).
Название иллюстрации отделяют знаком тире от номера и оформляют полужирным уменьшенным на 1-2 пункта размером шрифта. Точку после номера не ставят. Пример – Рисунок 2.4 – Структура себестоимости продукции. Название располагают под иллюстрацией на расстоянии в 2-3 межстрочных интервала. Под названием указывают источник, из которого заимствована данная иллюстрация, или слова «Источник: собственная разработка». Название и источник иллюстрации выравниваются по центру страницы.
Не допускается размещение иллюстраций без ссылок на них в тексте работы. При ссылках на иллюстрации следует, например, писать
«... в соответствии с рисунком 2». Слово «рисунок» при этом не сокращают.
Иллюстрации, размещённые в приложениях, обозначают отдельной нумерацией. Здесь номер иллюстрации будет включать номер приложения и собственно номер рисунка. Например, второй рисунок ПРИЛОЖЕНИЯ 5 будет подписан так: Рисунок 5.2 – Динамика прибыли от реализации.
Таблицы в работе применяют для наглядности, удобства сравнения и анализа показателей. Умение строить таблицы является квалификационным требованием к специалистам-экономистам.
|
|
Таблицу располагают под текстом, в котором впервые дана на нее ссылка, или на следующей странице. Нумеруют таблицы арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах всей работы (пример – Таблица 1) или в пределах раздела (пример - Таблица 3.4). Если в работе одна таблица, ее не нумеруют.
Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным и кратким. Названия таблиц пишут с прописной буквы. Слово «Таблица», ее номер размещают слева в одной строке с названием. Название следует помещать над таблицей слева без абзацного отступа, применяя полужирный уменьшенный на 1-2 пункта шрифт. Расстояние между названием и таблицей – 2-3 межстрочных интервала.
При переносе части таблицы на другие страницы название помещают только над первой частью таблицы. Над перенесенными частями пишут «Продолжение таблицы» или «Окончание таблицы» с указанием номера таблицы. При переносе части таблицы допускается реквизиты подлежащего и сказуемого таблицы заменять арабскими цифрами. В этом случае заменяемые реквизиты должны быть предварительно обозначены в первой части таблицы.
На все таблицы должны быть ссылки в тексте работы. При ссылке следует писать слово «Таблица» с указанием ее порядкового номера, после которого ставится тире, а не точка, затем приводится название таблицы.
Таблицы сверху, слева, справа и снизу, как правило, ограничивают линиями. Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки и столбцы таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей. Высота строк таблицы должна быть не менее 8 мм. Допускается помещать таблицу вдоль длинной стороны листа работы.
Под нижней ограничительной линией таблицы на расстоянии 2-3 межстрочных интервала располагают примечание, содержащее ссылку на источник, из которого заимствована таблица, или слова «Источник: собственная разработка».
Формулы и уравнения следует выделять из текста в отдельную строку. Они нумеруются порядковой нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении напротив формулы. Пример – (4). Допускается нумерация формул в пределах раздела. Пример – (5.2).
|
|
Пояснение значений, символов, коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, что и в формуле. Значение каждого символа следует приводить с новой строки, первую строку пояснения начинают со слова «где» без двоеточия.
Пример. Фондоотдача (Ф) рассчитывается по формуле
Ф = О/ОФ, (1)
где О – объем производства в стоимостном измерении, р;
ОФ – среднегодовая стоимость основных фондов, р.
Формулы, следующие одна за другой и не разделенные текстом, разделяются запятой.
Ссылка – это словесное или цифровое указание внутри работы, адресующее читателя к другой работе (библиографическая ссылка) или фрагменту текста (внутритекстовая ссылка). Ссылка на источник обязательна при использовании заимствованных из литературы данных, выводов, цитат, формул, а также под каждой таблицей и иллюстрацией.
Ссылки приводятся по мере необходимости, но желательно наличие ссылок на каждой странице основной части работы. При обзоре литературы по теме исследования во введении ссылки обязательны.
Библиографическая ссылка оформляется в виде заключённого в квадратные скобки номера, под которым данный источник помещён в списке использованных источников. Скобка размещается после предложения, содержащего заимствованную из источника информацию. Точка ставится после скобки. Пример: [2]. При использовании сведений из источников с большим количеством страниц необходимо также указать номер страницы. Пример: [10, с. 225] (здесь 10 – номер источника в списке, 225 - номер страницы).
В тексте работы можно использовать внутритекстовые ссылки на разделы, подразделы, пункты, иллюстрации, таблицы, формулы, приложения.
Примеры:
«…в соответствии с разделом 2», «…согласно 2.1» «… по 2.1.3»,
«в соответствии с 2.2, 3.2»,
«…в соответствии с таблицей 1»,
«согласно рисунку 2»,
«…по формуле (8)»,
«…в соответствии с приложением 7» и т.п.
В конце текста приводится список использованной литературы, которая была использована при написании работы. Записи в списке оформляются в соответствии с приложением Н. Составление списка использованной литературы является частью научного исследования и отражает степень изучения материала.
В списке использованной литературы необходимо размещать источники в следующем порядке:
1. международно-правовые документы (декларации, договоры);
2. нормативные правовые акты Республики Беларусь в последовательности, учитывающей их юридическую силу (Конституция, кодексы, законы, декреты, указы, постановления Совета Министров, постановления Пленума Верховного Суда, положения, инструкции) и хронологическую последовательность (среди актов одного вида);
3. учебная и научная литература в алфавитном порядке.
Источникам дается сквозная порядковая нумерация в пределах всего списка. Не следует делить список на разделы с отдельной нумерацией. Нормативные правовые акты приводятся в списке с обязательным указанием последних изменений и дополнений (или последней редакции).
При описании источников и изложении текста работы название государств пишется полностью – Республика Беларусь, Российская Федерация.
В тексте работы допускаются общепринятые сокращения названий кодексов. Такое сокращение оговаривается при первом упоминании источника в тексте. Например: Уголовный кодекс Республики Беларусь (далее – УК Республики Беларусь). В списке использованных источников названия кодексов не сокращаются.
Библиографическое описание источников ведется в соответствии с Инструкцией по оформлению диссертации, автореферата и публикаций по теме диссертаций (в ред. постановления ВАК от 15.08.2007 № 4), утвержденной постановлением президиума Государственного высшего аттестационного комитета Республики Беларусь от 24.12.1997 № 178.
7.Приложения
В приложениях помещается материал, дополняющий текст работы. Приложениями являются: графический материал; комплект конструкторских, технологических, программных и иных документов, вспомогательные и дополнительные материалы, которые использованы при выполнении дипломной работы; материалы, подтверждающие практическую значимость дипломной работы: образцы оформления и тексты различных документов, таблицы вспомогательных данных, графики, диаграммы, чертежи, таблицы, образцы и тексты документов, расчеты, описание алгоритмов и программ задач, решаемых на ЭВМ, и т. д.
Приложения оформляют как продолжение текста основного материала. В тексте работы на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте работы.
Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием вверху посередине страницы слова «ПРИЛОЖЕНИЕ» и его номера. Номер приложения обозначают прописными буквами (пример - ПРИЛОЖЕНИЕ Д). Если приложение не умещается на одной странице, то в центре следующей страницы следует, например, написать «Продолжение ПРИЛОЖЕНИЯ Д».Приложение должно иметь заголовок, который располагают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.
Приложение обычно выполняют на листах формата А4. Допускается оформлять приложения на листах иных форматов. Все приложения должны быть перечислены в содержании работы с указанием их номеров и заголовков.
Приложение А
Образец оформления
титульного листа контрольной работы
Учреждение образования
«Мозырский государственный педагогический университет имени И.П. Шамякина»
Кафедра ___________________
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине ______________________________________
вариант _____________
Студент/слушатель______________________
______________________________________
(Ф. И. О. студента/слушателя, подпись)
Курс ____, группа ____
Факультет ______________________
Специальность __________________
Номер зачетной книжки __________
Проверил _____________________
Мозырь 20ХХ
Приложение В
Образец оформления
титульного листа курсовой работы (реферата)
Учреждение образования
«Мозырский государственный педагогический университет имени И.П. Шамякина»»
Кафедра педагогики и методик дошкольного и начального образования
КУРСОВАЯ РАБОТА (РЕФЕРАТ)
по дисциплине _______________________________________
на тему ______________________________________________
Студент/слушатель_____________________
______________________________________
(Ф. И. О. студента/слушателя, подпись)
Курс ____, группа ____
Факультет ______________________
Специальность __________________
Руководитель ____________________
(должность, уч. звание, уч. степень)
______________________________________
(Ф. И. О., подпись)
Мозырь 20ХХ
Приложение Г
Образец оформления
задания на курсовую работу
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой
«___» _____________ 20 __ г.
Факультет _____________________
Специальность _________________
ЗАДАНИЕ
на курсовую работу
по дисциплине __________________________________________________
студенту(ке) ____________________________________________________
1. Тема ________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
2. Содержание __________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
График выполнения ____________________________________________
1. Выдача задания __________________________________________________
2. Консультации ___________________________________________________
3. Представление работы на рецензию________________________________
Задание принял к исполнению «____» ___________________ ___________________ (____ _____) | Руководитель «____» ___________________ ___________________ (____ _____) |
ПриложениЕ Д
Образец оформления
отзыва о курсовой работе
Учреждение образования
«Мозырский государственный педагогический университет имени И.П. Шамякина»
Регистрационный № _______
Специальность ________________________________ Курс _____________
Студент ______________________________________ Шифр ____________
Курсовая работа по учебной дисциплине __________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
Допущена к защите «___» ___________ ______ г. Руководитель ______________________ __________________________________ | Защитил курсовую работу с оценкой ______________________ Члены комиссии: ________________________________ (подпись, Ф.И.О.) ________________________________ (подпись, Ф.И.О.) ________________________________ (подпись, Ф.И.О.) |
ОТЗЫВ О КУРСОВОЙ РАБОТЕ
1. Анализ положительных сторон работы:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
2. Анализ недостатков работы:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
3. Выводы и оценка работы:
___________________________________________________________________________
(В случае положительной оценки работы делается запись «допускается к защите»)
________________________
(дата, подпись руководителя)
Приложение Е
Образец оформления заявления
по теме дипломной работы
Факультет, курс, группа Зав. кафедрой
ЗАЯВЛЕНИЕ ______________________________
ХХ.ХХ.2013 ______________________________
Ф.И.О. студента/слушателя
_____________________________
__________________________________
Прошу разрешить выполнить дипломную работу на тему:
_______________________________________________________________
________________________________________________________________
Дипломная работа выполняется на фактических материалах (организации, учреждения)
___________________________________________________________________________
(наименование)
___________________________________________________________________________
(наименование)
___________________________________________________________________________
(фамилия, инициалы, ученая степень, звание руководителя дипломной работы)
Студент
А. И. Громова (подпись)
(дата)
Согласен
канд. пед. наук, доцент
О. О. Прокофьева (подпись)
(дата)
Приложение Ж
Образец оформления задания
на дипломную работу
Учреждение образования
«Мозырский государственный педагогический университет имени И.П. Шамякина»
Кафедра педагогики и методик дошкольного и начального образования___
(наименование кафедры)
Утверждаю
Заведующий кафедрой
______________ ___________________
(подпись) (фамилия, инициалы)
Дата _____________________________