Особенности общественного районирования

Советская школа районирования накопила богатый багаж методику и техник, однако он применим прежде всего для экономического районирования. Общественное районирование настолько же сложнее экономического, насколько общество в целом сложнее одной своей части – экономики. Общественному районированию нужны своя теория, своя методология, своя методика, хотя бы частично. Вот эти особенности (по крайней мере, некоторые из них).

А. Новое в предмете.

Экономическая география изучает размещение производительных сил, а общественная география – самого человеческого общества. Центральной темой оказывается не завод, а сам Человек. По сравнению с заводом или машиной Человек обладает по меньшей мере четырьмя коренными отличиями:

o Он не средство ( как производительные силы), а конечная цель

o Он обладает сознанием и свободой воли.

o Он осмысленно ведёт себя в пространстве ( идентичность )

o У него можно спросить (!)

Б. Новое в методологии.

o В районировании надо делать упор н а поведение самих людей. Такие вещи, как трудовые поездки или выписка газет, выдают с головою то, как сами люди районируют территорию страны. Если житель Санта-Барбары выписывает «Лос-Анджелес таймс», а не «Сан Франциско кроникл», то он, очевидно, считает, что находится в зоне влияния Лос-Анджелеса, а не Сан-Франциско.

o Ключевую роль начинает играть выявление самоидентичности, регионального самосознания, то есть того, как именно сами люди очерчивают границу своего местообитания и какие свойства они ему приписывают.

o Перцепция и вторая реальность: человек ведёт себя в пространстве в соответствии с тем, как он его воспринимает, а не с тем, какова «реальная» геометрия этого пространства. Эта геометрия может сильно отличаться от её восприятия человеком (от перцепции), потому что восприятие это сильно окрашено культурой. Это как бы вторая реальность, потому что именно плоды перцепции руководят поведением человека в пространстве и тем самым становятся реальностью (разумеется, только в том случае, если именно такая перцепция характерна для основной массы местных жителей, а не является уделом одиночек-маргиналов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: