Возрастные особенности проявления отклонений

Выделяются различные ха­рактерологические и поведенческие отклонения ребенка.

Расторможенностъ, гиперактивностъ. Двигательная расторможенность может сочетаться с другими отклонениями. Наиболее часто расторможенность сочетается с психической незрелостью, которую называют инфантилизмом (М. И. Буянов).

Повышенная эмоциональная возбудимость (аффективностъ). Аффективное поведение - не медицинский диагноз, а склонность детей к частым, острым и разрушительным эмоциональным состояниям. Проявляется в повышенной обидчивости, необузданно­сти эмоций смеха и плача, капризах, упрямстве, остро выражен­ных симпатиях и антипатиях к людям, импульсивности поступков и побуждений ребенка. Могут быть заторможенность, страхи и асоциальное поведение.

Застенчивость, пугливость, наличие болезненных страхов (фобий), пассивность свойственны не только ребенку, но и подро­стку. Они могут быть выражены в разной степени и разных фор­мах. Пессимизм (уныние, безнадежность, склонность видеть во всем только плохое) в юношеском возрасте - тоже аномалия, так же как и его противоположность - чрезмерная постоянная весе­лость. Постоянное недовольство собой и окружением создает множество проблем в общении, решении жизненных задач.

Особую группу составляют дети с аутичным поведением (ауто -погружение в себя, отчужденность от окружения) Такие дети от­носятся к категории «трудных», поскольку обычные способы взаимодействия и воспитательные воздействия не всегда ими при­нимаются.

С нарушениями в развитии волевых процессов у человека свя­зывается и такое явление, как импульсивность. Она проявляется в том, что действие непроизвольно вырывается у субъекта, он не может сознательно регулировать свои намерения, взвешивать и обдумывать их. Иногда это может приниматься за решительность. Однако сильное импульсивное необдуманное действие быстро ослабевает, как только встречается с противодействием, требую­щим длительного усилия.

Восприимчивость к отрицательным влияниям связана с повы­шенной внушаемостью - некритической податливостью действию внушения, готовностью подчиняться внушающим воздействиям окружающих, рекламы и пр.

Негативизм проявляется в немотивированном сопротивлении любому влиянию, исходящему от других. Негативизм возникает как защитная реакция на воздействия, которые противоречат по­требностям человека. Отказ от выполнения требования есть свое­образный способ выхода из конфликта. В психологической лите­ратуре называются две формы негативизма - пассивный, выра­жающийся в отказе выполнять предъявляемые требования, и ак­тивный, при котором совершаются противоположные действия. Негативные реакции при длительном эмоциональном неблагопо­лучии ребенка могут стать качествами его личности.

Жестокость, деспотизм, агрессивность выражаются в драках, разрушительном отношении к вещам, оскорблениях, брани, стремлении мучить слабого или животных. Агрессия может быть физическая и вербальная, прямая и косвенная.

бесцельная ложь - когда ребенок не знает причины своей неправдивости и не связывает ее с каким-либо умыслом. Это не­преднамеренная ложь, от которой ребенок не может воздержаться.

Бесцельное воровство - зачаточная форма явления, которое специалисты называют клептоманией. Ребенок может коллекцио­нировать самые необычные предметы, и мотивация на первый ни ляд остается неясной. Например, правонарушение, совершен­ное подростком, оказалось полной неожиданностью для его родителей. (По характеристике мамы, это был спокойный и незлобный мальчик, имел хобби - коллекционировал трубки от уличных таксофонов).

Страсть к бродяжничеству может быть патологическим вле­чением психопатических или истерических личностей, но может быть и привычкой при отсутствии болезненного предрасположе­ния. В.П.Кащенко констатирует, что страсть к бродяжничеству развивается иногда в раннем детстве и начинается с того, что ребе­нок неоднократно после уроков не возвращается домой и до ночи) где-нибудь бродит. Постепенно бродяжничество становится привыч­кой со всеми сопутствующими ему явлениями - нищенством, кража­ми и т. п.

Лень как состояние бездеятельности, душевной вялости, пас­сивности тоже имеет разную природу и может быть «нормальной» и патологической. Чаще всего она проявляется в школьном воз­расте. По свидетельству врачей, большинство ленивых школьни­ков - совершенно здоровые люди. Но у некоторых учащихся лень есть одно из проявлений патологии. Основными признаками яв­ляются малоподвижность, низкая работоспособность, расстрой­ство воли, равнодушие к жизни, высокая подчиняемость другим. Частой причиной такого состояния бывает «соматогенная асте­ния, т.е. физическая и психическая слабость, вызванная соматиче­ским заболеванием». Она вполне преодолевается благодаря ща­дящему режиму. У здоровых же школьников чаще всего причи­ной лени, как замечает классик отечественной педагогики К.Д.Ушинский, является прямое нерасположение к той деятель­ности, к которой взрослый призывает ребенка. Причины такого нерасположения тоже различны, но в них, говорит педагог, вино­вато само воспитание. Так, нередки случаи, когда ребенку предъ­являются требования и на него обрушивается множество обязан­ностей, нисколько для него не интересных, к выполнению кото­рых он не готов, но которые он должен выполнить как долг. По­стоянное внушение ребенку его обязанностей, требований долга может вызвать обратное действие. Замечательна в этом отноше­нии психологическая зарисовка К.Г.Паустовского в книге «Повесть о жизни».

63 Когда мы дошли до Николаевского сквера и я увидел сквозь его зелень желтое здание гимназии, я заплакал. Я, должно быть, понял, что окончено детство, что теперь я должен трудиться и что труд мой будет долог и горек и совсем не будет похож на те спокойные дни, какие я проводил у себя дома...

Я остановился, прижался к маме головой и плакал так сильно, что в ранце за моей головой подпрыгивал и постукивал пенал, как бы спрашивая, что случилось с его маленьким хозяином. Мама сняла с меня фуражку и вытерла слезы душистым платком.

- Перестань, - сказала она. - Ты думаешь, мне самой легко? Но так надо.

Так надо! Никакие слова не входили до тех пор в мое сознание с такой си­лой, как эти два слова, сказанные мамой: «Так надо».

Чем старше я становился, тем чаще я слышал от взрослых, что следует жить «так, как надо, а не так, как тебе хочется или нравится». Я долго не мог примириться с этим и спрашивал взрослых: неужели человек не имеет права жить так, как он хочет, а должен жить только так, как хотят другие? Но в ответ мне говорили, чтобы я не рассуждал о том, чего не понимаю.

Иногда, пишет К.Д.Ушинский, лень образуется «от неудачных попыток в ученье». С самого начала освоения новой для ребенка деятельности он сталкивается с неуспехом. Систематические неус­пехи пугают его и делают ленивым. Впрочем, если ребенок доби­вается успеха, не прилагая никаких усилий, он тоже может стать ленивым. Но в этом тоже виновато воспитание.

В целом нарушения в развитии проявляются в устойчивой низ­кой успеваемости или неуспеваемости ребенка; «трудновоспиту­емость», асоциальном поведении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: