Верховный Суд Российской Федерации

— высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. B.C. РФ, являясь высшей судебной инстанцией, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции. В пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, — и в качестве суда первой инстанции (дела об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, нормативных актов Правительства РФ, Министерства обороны и иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба; дела о преступлениях, в совершении которых в установленных законом случаях обвиняется военный судья, иные судьи федеральных судов, и др.); изучает и обобщает судебную практику, дает разъяснения судам по вопросам применения законодательства; имеет право законодательной инициативы и право обращения в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии Конституции РФ применяемых судами нормативных правовых актов; является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым, (областным) судам, иным судам субъектов РФ. В состав B.C. РФ входят Председатель, его заместители, председатели судебных составов, судьи B.C. Председатель организует работу по изучению и обобщению судебной практики, созывает Пленум и Президиум B.C. РФ и председательствует на их заседаниях, вносит представления по вопросам, требующим толкования, руководит организацией работы судебных коллегий и т.п.

В составе B.C. РФ действуют три судебные коллегии: по гражданским делам, по уголовным делам и военная коллегия. Судебные коллегии рассматривают (по своему профилю) в качестве первой инстанции дела особой важности. Кроме того, Они выступают в качестве кассационной и надзорной инстанций по отношению ко всем судам общей юрисдикции. Решения судебных коллегий могут быть обжалованы в Президиум B.C. РФ. Высшей судебной инстанцией является Пленум B.C. РФ, в который входят: Председатель B.C. РФ, его заместители и члены B.C. РФ (всего численный состав B.C. РФ — 100 судей). В работе Пленума участвует Министр юстиции РФ и Генеральный прокурор (участие последнего обязательно).

НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ (ПРЯМАЯ) ДЕМОКРАТИЯ

осуществление народом власти через формы непосредственного волеизъявления. По Конституции РФ (ч. 3 ст. 3) высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Сочетание представительной и Н.д. является высшим проявлением полновластия народа. Н.д. обеспечивает наиболее полное участие масс в управлении страной, дополняет постоянно действующую централизованную представительную систему. Субъектами Н.д. выступают: многонациональный народ России в целом; население субъектов РФ и их административно-территориальных единиц (городских, сельских поселений), трудовые коллективы, группы граждан по месту жительства, граждане. Характерные черты Н.д.: 1) это одна из форм участия граждан в осуществлении народовластия; 2) право на участие в непосредственном волеизъявлении имеют определенные субъекты на основе гражданства, проживания на определенной территории, членства в трудовом коллективе или иных объединениях граждан; 3) прямое волеизъявление не опосредуется какими-либо органами, оно оформляемся актами Н.д. Неправомерный отказов приеме или рассмотрении обращений граждан, принятие заведомо необоснованного, незаконного решения, предоставление недостоверной информации либо разглашение сведений о частной жизни гражданина, а также другие нарушения влекут за собой ответственность виновных должностных лиц, государственных и муниципальных служащих в соответствии с действующим законодательством РФ и ее субъектов. Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением о возмещении материального ущерба, а также о компенсации морального вреда, причиненных ему в результате нарушения органом или должностным лицом законодательства об обращениях граждан. Абсолютно новую роль собраний (сходов) граждан в системе местного самоуправления закрепил Указ Президента РФ «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» от 26 октября 1993 года, этим указом было утверждено Положение «Об основах организации местного самоуправления в РФ на период поэтапной конституционной реформы»006. Пунктом 2 указанного Положения устанавливалось, что в городских и сельских поселениях с населением до 5 тыс. человек местное самоуправление может осуществляться непосредственно населением через собрания, сходы и выборным главой местного самоуправления, который периодически отчитывается перед собранием, сходом. Сходы выводились исключительно из сферы территориального общественного самоуправления и приобретали новый статус – статус представительных органов местного самоуправления. Они приобрели более широкие полномочия, по сути, осуществляя функции ранее существовавших поселковых, сельских советов. Таким образом, сходы граждан стали играть двоякую роль в сфере осуществления местного самоуправления: с одной стороны, они оставались формой территориального общественного самоуправления, с другой – приобрели статус представительных органов. Разграничение же функций этих двух разновидностей сходов должно было проводиться, во-первых, по территории, если сход проводился в целом в поселении, то он мог осуществлять функции представительного органа местного самоуправления, но при условии, что представительный орган в этом поселении не был сформирован, во-вторых, по составу участников, поскольку в сходах, решающих вопросы территориального общественного самоуправления имели право принимать участие жители, достигшие 16 лет.

По вопросам местного значения может проводиться местный референдум, муниципальные выборы, сход граждан сход граждан считается правомочным при участии в нем более половины жителей.

Население в соответствии имеет право на правотворческую инициативу, а результаты рассмотрения - официальному опубликованию (обнародованию).

Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления

Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях.

Граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции и иным федеральным законам, законам субъектов

В России законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Президентом РФ.

Законодательный процесс — процесс принятия и вступления в силу законов, начиная от внесения законопроекта и завершая опубликованием принятого закона, — в России проходит следующие стадии:

§ законодательная инициатива. Право законодательной инициативы (внесения законопроекта в Государственную Думу) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным органам субъектов Федерации, а также Конституционному, Верховному и Высшему Арбитражному Судам по вопросам их ведения;

§ рассмотрение законопроектов в Государственной Думе. Проект, как правило, рассматривается трижды. В первом чтении обычно анализируются общие положения, во втором тщательно рассматриваются детали и вносятся поправки, в третьем чтении поправки уже не вносятся: законопроект просто одобряется или не одобряется в целом;

§ принятие законов Государственной Думой. Федеральные законы принимаются Государственной Думой простым большинством голосов, федеральные конституционные законы (о референдуме, чрезвычайном или военном положении, принятии в состав России нового субъекта и т.д.) принимаются, если они одобрены двумя третями голосов. Принятые законы в пятидневный срок передаются на рассмотрение Совета Федерации;

§ одобрение законов в Совете Федерации. Федеральные законы считаются одобренными, если за них проголосовали больше половины членов Совета Федерации. Федеральные конституционные законы одобряются, если за них проголосовали больше 3/4 членов. Законы должны быть одобрены или отклонены в двухнедельный срок;

§ подписание законов Президентом РФ. Принятый и одобренный закон передается на подпись Президенту РФ. который должен подписать или отклонить закон (наложить вето) в двухнедельный срок. Отклоненный закон возвращается в Государственную Думу на повторное рассмотрение и внесение поправок. Вето Президента РФ может быть преодолено, если за закон в ранее принятой редакции проголосует более 2/з депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. В этом случае Президент РФ будет обязан подписать закон в недельный срок;

§ опубликование и вступление в силу. Подписанный Президентом РФ закон должен быть обнародован в недельный срок. Закон вступает в силу через 10 дней (если специально не указаны иные сроки) после официального опубликования полного текста закона в специальных изданиях (обычно в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации»).

Во времени действие правовой нормы начинается с момента вступления закона в силу и заканчивается в момент утраты законом своей юридической силы вследствие истечения срока его действия (например, было введено чрезвычайное положение сроком на один месяц); прямой отмены акта другим актом; замены действующего акта на другой. Как правило, законы и иные нормативные акты не имеют обратной силы. Это значит, что в случае правонарушения применяется тот закон, который действовал во время правонарушения (за исключением случаев, когда новый закон подразумевает смягчение или устранение ответственности за такие правонарушения, и других, особо оговоренных случаев).

Существуют также ограничения действия закона в пространстве: некоторые законы действуют только на определенной территории. Например, законы, принятые в каком-либо государстве, действуют только на территории этого государства; некоторые законы действуют в границах определенного региона (например, Дальнего Востока). Нормы деятельности за пределами национальных границ определяются специальными соглашениями или законами соответствующих стран.

Обычно нормы распространяются на всех лиц, находящихся на территории страны, включая не только граждан страны, но и иностранцев, и лиц без гражданства. В иных случаях в тексте нормативного правового акта специально определяется круг лиц, которым адресованы нормы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: