Упражнения для самостоятельной работы. Примечание: упражнения выполняются по выбору преподавателя, могут использоваться на практических занятиях и рекомендоваться для выполнения домашнего

Примечание: упражнения выполняются по выбору преподавателя, могут использоваться на практических занятиях и рекомендоваться для выполнения домашнего задания.

Упражнение 1

Произведите словообразовательный разбор слов и определите тип словообразования, представив словообразовательную цепочку и называя составные части слов, служащих для образования новых слов (словообразующие) или форм одного слова (формообразующие):

Столик

Посадка

Бывает

Полюбил

По-зимнему

Расчехвостить

Увидав

Зимовочный

Перезванивать

Зерноуборочный

Выздоравливание

Упражнение 2

Разберите слова по составу, выделив чередование:

Изъять, рождение, потерявши, самолюбие, множество, состояние, разнообразие, выражение, пожелание, безумный, сплошные, праздничный, страшен, последнюю, всем, скрепляет, сходит, спросили, бывает, говорить, любил, представляю, выйти, сознавать, приснится, ответил, может, промолчать, считал, увижу, связанный, закрыт, увидав, расчехвостить, принятые, вынимать.

Упражнение 3

Определите морфемный состав слов, назовите каждую часть в порядке разбора.

Подоконник, увидав, по-летнему, заезжать, доходить, водопроводчик, пролетарий, землянка, передача, перенести, поработали бы, умывается, выровнять, сбираться.

Упражнение 4

Сравните образование следующих слов:

числительных: одиннадцать, двенадцать, пятнадцать, семнадцать;

наречий: сегодня, сейчас, тотчас;

сложных числительных: пятьдесят, триста, пятьсот, шестьсот, семьсот и др.

Упражнение 5

Докажите, что в представленных словах наблюдается процесс субстантивации.

Рабочий, дежурный, больной, русские (новые русские), столовая, мастерская, проходная, запятая, учительская, преподавательская, мороженое, пирожное, приданое, насекомое, животное и др.

Упражнение 6

Определите, от каких слов образованы данные слова. Выделите морфемы, с помощью которых они образованы. Определите способ образования слов:

Больница, грузовик, строитель, учитель, счетчик, вешалка, спальня, стойло, стойбище, проректор, правнук, неправда, небольшой, безынтересный, безнравственный, подснежник, нахлебник, собутыльник, предгорье, пританцовывать, отпуск, синь, математик, физик, лирик, журналист, вертолет, сталевар, луноход, кашевар, баснописец, пятилетка, ковер-самолет, скатерть-самобранка, шапка-невидимка, шкаф-купе, педуниверситет, агитбригада, профсоюз, профсобрание, литобъединение, профтехучилище, горком, профком, физмат, НОСТА, Рунет, СНГ, МГУ, ОГПУ, МЧС, НЛО, ГТРК, ВДНХ, КПСС, КПРФ, ЛДПР, ЦДЖ, МФЖ, вуз, загс, ТАСС, ДОСААФ, БАМ, МАПРЯЛ, ООН, СМИ, РАН, НИИ, МГИМО, СНО, ТЮЗ, МХАТ, «Окна РОСТА», ГУЛАГ, ИМЛИ, ИРЛИ, ЛИТО, РОВД, ОЦДЮТ.

Упражнение 7

Прочитайте и определите, каким способом обра­зованы данные слова. Сделайте их словообразовательный разбор.

I. I. Неправда, антивоенный, перелететь, заранее (предупредить), юго-восток, письмоносец. 2. Резчик, косьба, прадед, победитель, удалец, метелица, ново­стройка. самообразование. 3. Преотличный, прибреж­ный, незрелый, бабушкин, рыбачий, доверчивый, при­морский, заграничный, ярко-красный, плодово-ягодный, научно-технический, новогодний.

II I. Предугадать, перестроить, недовыполнить.
2. Сушить, пустовать, лакировать. 3. Пояснить, призем­лить, разредить, удвоить. 4. Искренне (рад), привычно
(действовать), навсегда (уехать), доныне (помнить),
справа (от входа), изредка (справляться).

Упражнение 8

Прочитайте и определите, каким способом обра­зованы выделенные слова. Приведите свои примеры на каждый из этих способов.

I. Вызвать дежурного. 2. Посетить больную. 3. Счи­таться первым учеником. 4. Колонны трудящихся. 5. Помощь пострадавшему. 6. Перевязать раненого. 7. Не читать лежа. 8. Цветущее здоровье. 9. Благодаря заботе друзей. 10. Легкорастворимое вещество. 11.Тру­долюбивый работник.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: