double arrow

ОБЗОР НИЗШЕЙ СТУПЕНИ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ


Вид упражнения Формула Общее воздействие Побочные явления
+ Успокоение и собранность „Я совершенно спокоен и расслаблен” Общее успокоение тела и психики Симптомы ожидания
1. Упражнение на тяжесть „Моя рука тяжелая” Расслабление мышц, общее успокоение Эффекты аутогенной разрядки всевозможного рода. Остаточные явления при неправильном снятии
2. Упражнение на тепло „Моя рука теплая” Расслабление стенок кровеносных сосудов, успокоение Эффекты аутогенной разрядки
3. Упражнение для сердца „Сердце бьется спокойно и равномерно” Нормализация сердечной деятельности, успокоение Эффекты аутогенной разрядки. При обращении внимания на отдельные органы тела могут возникать органические симптомы
4. Упражнение для дыхания Дыхание совершенно спокойное (и равномерное)" Переход к гармоничному непроизвольному дыханию, успокоение (см. выше)
5. Упражнение для солнечного сплетения „По солнечному сплетению (животу) разливается тепло" Расслабление и гармонизация всех органов брюшной полости, успокоение (см. выше)
6. Упражнение для головы „Лоб приятно прохладный" Холодная ясная голова, расслабление кровеносных сосудов головы, успокоение Эффекты аутогенной разрядки. Иногда головная боль и головокружение
7. Упражнение для шеи и затылка „Затылок приятно теплый" Расслабление мышц задней части головы и шеи Отмечаются редко

+ Успокоение лишь в отдельных случаях может рассматриваться как самостоя­тельное упражнение. Как правило, оно считается, по словам Шульца, „целеуказующей вставкой”.




Глава 6. ВЫСШАЯ СТУПЕНЬ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

Спонтанные красочные визуальные ощущения возникают у некоторых участников уже на низшей ступени. Посколь­ку мои занятия на курсах высшей ступени по времени проводятся раньше, чем занятия низшей ступени, я в конце занятия рассказывал начинающим о некоторых особенно ярких событиях из высшей ступени. В результате число проявлений эффектов высшей ступени у новичков возрос­ло на 5-7 процентов.

На курсах медитации для молодых людей я заметил, что молодые начинающие слушатели испытывают почти столько же визуальных ощущений, сколько и опытные. И все же я требую от участников курсов высшей ступени „полного уверенного и быстрого владения техникой низ­шей ступени” (Шульц).

Что понимается под „быстрым владением”? Предпосылкой для участия в занятиях является реализация содержания формул примерно за одну минуту. Некоторым слушателям переключение удается практически моментально. Все они в один голос описывают состояние своего тела как „теплой и тяжелой массы, в которой выделяется холодная голова”. Как правило, в наших курсах принимают участие от 12 до 18 слушателей, иногда меньше, иногда больше. Про­ведение тренировок за неудобными школьными партами практически не создает помех, хотя, конечно, лежа было бы тренироваться приятнее. Каждый из участников рас­сказывает о двух-трех своих впечатлениях, полученных на занятиях, а также об особенностях домашних тренировок. Если участник считает, что содержание его впечатлений носит слишком личный характер, он может по окончании занятий поговорить с глазу на глаз с руководителем кур­са. Слушатели высшей ступени посещают занятия более регулярно, чем низшей.



В целом на верхней ступени практикуется более инди­видуальный подход к слушателям. Они могут выдвигать предложения относительно содержания упражнений. Если кому-то из них известны схожие методики (формы меди­тации, йога, дзэн и т.п.), а это сегодня не редкость, то проводятся сравнения. Иногда в этих случаях тренировка осуществляется по другой методике. В зависимости от со­става и возраста участников предпочтение может отдавать­ся определенным упражнениям, и очередность их выпол­нения может меняться.







Сейчас читают про: