Применение трансцендентного знания на практике (4.11-15)

Продолжая объяснять Свое высшее положение, Кришна подробно останавливается на том, что Он является конечной целью знания.

Основная тема:

Действия человека трансцендентны, если они выполняются с полным знанием того, что Кришна – высшая цель, к которой ведут все пути, и Тот, кто награждает результатами за всякую деятельность.

Подпункты:

А. Кришна – конечная цель, к которой ведут все пути, и Он открывает Себя, или, наоборот, скрывается, в зависимости от нашего желания (4.11-12).

1. Господь уже объяснил, чего достигает тот, кто принимает у Него прибежище, обладая полным знанием. Теперь Он расскажет о судьбе тех, кто принимает прибежище в какой-либо духовной практике, не обладая полным знанием:

а) Люди, идущие разными путями, в конечном счете осознают одно и то же: они осознают различные аспекты Кришны в разной степени.

б) Господь отвечает взаимностью и открывает Себя в зависимости от состояния сознания тех, кто обращается к Нему. Он исполняет желания карми, удовлетворяя их стремление к результатам деятельности, а гьяни Он позволяет слиться с Его сиянием. Но полностью Он открывает Себя лишь тем, кто безраздельно предан Ему (4.11).

2. Если Кришна – Всевышний, как постоянно подчеркивается в этой главе, почему же тогда такое множество людей избегает непосредственного поклонения Кришне и вместо этого поклоняется полубогам?

а) Те, кто стремится удовлетворить свои материальные желания, довольствуются поклонением могущественным личностям материального мира для того, чтобы получить сиюминутное благо.

б) Согласно правилам, установленным Господом, они, совершая жертвоприношения полубогам, действительно получают такие блага. Как объяснялось во второй главе, такие люди не могут развить решимость, необходимую для прямого поклонения Господу (4.12).

Б. Каков же процесс очищения для человека, чьи материальные желания препятствуют ему, не давая напрямую приблизиться к Кришне? Система варнашрамы (4.13-15).

1. Выполняя обязанности, предназначенные для человека, находящегося под влиянием определенного сочетания гун, можно, следуя системе варнашрамы, постепенно очиститься, вплотную. приблизившись к знанию о Кришне. Обретя знание о Кришне, такой человек становится трансцендентным по отношению к системе варнашрамы.

2. Кришна поясняет, что система варнашрамы установлена в соответствии с гунами и кармой, качествами и деятельностью (4.13).

а) Предписанные обязанности даются человеку в соответствии с тем, под влиянием каких гун природы он находится, и какой вид деятельности его больше всего привлекает.

б) Шрила Прабхупада часто цитировал это утверждение для того, чтобы опровергнуть современную идею «каст», состоящую в том, что единственным условием для того, чтобы занять определенное положение в социальной структуре, является происхождение человека из определенной семьи.

3. Хотя Кришна создал эту систему и кажется, что Он является ее частью, все же Кришна стоит выше варнашрамы, ибо Он выше уровня материальной деятельности и ее последствий. Он – «не-действующий».

· Хотя Господь и создает материальный мир, Он не несет личной ответственности за то, что в нем происходит. Мир был сотворен из-за желаний живых существ. Господь лишь осуществляет их желания в соответствии с их качествами. Следовательно, живые существа в ответе за свое счастье и несчастье, которое они обретают в материальной жизни. 4

4. Понимание положения Господа приводит к тому, что человек предается Ему, занимается деятельностью на уровне души и таким образом получает освобождение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: