ПЛАН-КОНСПЕКТ
проведения занятия по РХБ защите с личным составом 2 УР СО.
ТЕМА 1: Боевые свойства и поражающие факторы ЯХБО.
ЗАНЯТИЕ 3: Назначение и боевые свойства биологического оружия.
МЕСТО: класс.
ВРЕМЯ: 2 часа.
МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: 1. СИЗ на каждого
2. секундомер
УМБ по РХБЗ
ЛИТЕРАТУРА: 1 План-конспект.
2 Учебник сержанта химических войск
ХОД ЗАНЯТИЯ:
№ п/п | Учебные вопросы | Содержание учебных вопросов |
Вступительная часть | Проверяю наличие личного состава. Довожу тему занятия, учебные цели. | |
Основная часть | . БИОЛОГ ИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ Биологическим оружиемназывается оружие массового поражения, поражающее действие которого основано на использовании биологических средств. Оно включает боеприпасы и приборы со средствами доставки, снаряженные боевыми биологическими средствами и предназначено для массового поражения живой силы противника, сельскохозяйственных животных, посевов, а также порчи некоторых видов военных материалов и снаряжения. К биологическим средствам относятся специально отобранные для военных целей болезнетворные микробы (бактерии, вирусы, риккетсии, грибки) и вырабатываемые некоторыми бактериями токсины. При попадании в живой организм микробы и токсины вызывают заболевание опасными болезнями. Биологические средства могут быть применены противником в виде жидких или сухих порошкообразных рецептур. Возможно применение комбинированных рецептур, содержащих возбудителей нескольких заболеваний. Применение биологических средств может быть осуществлено путем распространения зараженных переносчиков (насекомых, клещей и грызунов). Поражение личного состава биологическими средствами может произойти в результате: вдыхания зараженного воздуха; попадания их на слизистые оболочки и поврежденные кожные покровы; употребления зараженной пищи и воды; укусов зараженных кровососущих членистоногих; соприкосновения с зараженными предметами и животными; ранения осколками биологических боеприпасов; общения с больными людьми. Биологическими средствами снаряжаются различные боеприпасы и приборы, которые могут применяться с помощью артиллерии, ракет, пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов, автоматических аэростатов, подводных и надводных кораблей. Применение противником биологических рецептур наиболее вероятно при скорости ветра от 2 до 6 м/с, отсутствии конвекции, осадков и высокой температуры воздуха, а зараженных насекомых и клещей — в теплое время года при температуре воздуха не ниже +10°С. При разрыве биологических боеприпасов происходит заражение воздуха с образованием биологического облака, которое под действием ветра распространяется на значительное расстояние. Глубина распространения биологического облака при средних метеорологических условиях может достигать нескольких десятков километров. Создаваемые по следу биологического облака зоны заражения местности могут являться опасными в течение 1—2 суток и более. Заболевание людей от воздействия биологических средств проявляется через определенный промежуток времени, который называется инкубационным(скрытым) периодом и продолжается в среднем 1—2 суток и более. В течение этого периода пораженный личный состав может сохранять боеспособность и выполнять боевые задачи. Характеристика некоторых инфекционных заболеваний приведена в приложении 17 При обнаружении применения противником биологического оружия назначается обсервация или карантин. Обсервация — это система изоляционно-ограничительных и медицинских мероприятий, направленных на локализацию очага заражения и ликвидацию заболеваний в нем. Она проводится непосредственно в боевых порядках войск. Обсервация устанавливается решением командира части (соединения). Подвергнутые обсервации части продолжают выполнять повседневную боевую задачу. При появлении в части или в подразделении массовых заразных заболеваний, создающих угрозу боеспособности войск или при установлении факта применения противником возбудителей чумы, холеры, натуральной оспы и других опасных заболеваний немедленно вводится карантин. Карантин— это система противоэпидемических и режимных мероприятий, направленных на полную изоляцию очага заражения и локализацию инфекционных заболеваний в нем. Карантин устанавливается распоряжением командующего армии или войсками фронта. Обсервация и карантин снимаются по истечении инкубационного периода со дня изоляции последнего больного и проведения полной специальной обработки в очаге. НОРМАТИВ № 4а НАДЕВАНИЕ ОЗК В ВИДЕ ПЛАЩА Надевание защитного комплекта на незараженной местности производится по команде «Плащ в рукава, чулки, перчатки надеть», «Газы». Для этого необходимо: положить оружие на землю или прислонить его к какому-либо предмету, надеть защитные чулки, надеть противогаз и дернуть за тесьму, предназначенную для раскрытия чехла, надеть подшлемник и перчатки, надеть плащ в рукава, накинуть капюшон на голову и застегнуть борта плаща, застегнуть хлястики и завязать обе тесьмы на поясном ремне, взять оружие. Для снятия ОЗК подают команду «Защитный комплект снять.» При этом необходимо повернутся лицом к ветру; расстегнуть полы плаща, хлястики чулок, откинуть капюшон; опустить обшлага рукавов на кисти и вынуть руки из рукавов плаща, не снимая перчаток, развязать держатели плаща и вытащить их из рамок чехла, приподнять плащ за держатели и сбросить назад. Подаваемая команда: - «Плащ в рукава, чулки, перчатки надеть». «Газы» Оценки: - отлично – 3 мин; - хорошо – 3 мин. 20с; - удовлетворительно – 4 мин. Ошибки, снижающие оценку на один балл: - надевание защитных чулок производилась с застегнутыми хлястиками; - неправильно застегнуты борта плаща или не полностью надеты чулки; Ошибки, определяющие оценку «неудовлетворительно»: - при надевании повреждены средства защиты; - допущены ошибки, определяющие оценку неудовлетворительно» при надевании противогаза (норматив № 1). НОРМАТИВ № 4б НАДЕВАНИЕ ОЗК В ВИДЕ КОМБИНЕЗОНА По команде «Защитный костюм надеть». «Газы» обучаемые надевают средства защиты и при действиях на машинах выстраиваются около них: на открытой местности, в укры-тиях или закрытых машинах. Время отсчитывается от подачи команды до выхода обучаемых из машин (укрытиях). При выполнении норматива необходимо: положить оружие; заправить козырьки под обшлага рукавов куртки ОКЗК; снять сумку с противогазом, снаряжение, стальной шлем, головной убор; снять плащ в чехле и положить на землю; надеть чулки, застегнуть хлястики, раскрыть чехол плаща; надеть плащ в рукава; продеть концы держателей в рамки в низу плаща и закрепить в рамках; застегнуть центральные отверстия на центральный шпенек сначала правой а затем левой пол плаща и закрепить их закрепкой; застегнуть полы плаща так чтобы они обхватывали ноги; держатели двух шпеньков, расположенные ниже центрального шпенька, закрепить закрепками; застегнуть боковые хлястики плаща на шпеньки обернув их вокруг ног под коленями; застегнуть полы плаща; надеть поверх плаща полевое снаряжение и сумку противогаза, перевести в боевое положение противогаз; надеть и застигнуть подшлемник; надеть головной убор и шлем; застегнуть два верхних шпенька; завернуть рукава плаща; надеть перчатки; опустить низки рукавов на краги перчаток, надев петли на большие пальцы. Снятие ОЗК производят по команде «Защитный костюм снять». Необходимо: повернутся лицом к ветру, снять сумку для противогаза, снять снаряжение, отстегнуть закрепки, расстегнув полы и хлястики чулок, снять петли с больших пальцев рук; откинуть капюшон; освободить держатели из стальных рамок; вытащить руки из рукавов плаща; приподнять плащ за держатели и сбросить назад, отвязать тесемки от брючного ремня; поочередно наступая носком одной ноги на пятку другой вытащить ноги из чулок до половины и встряхиванием снять чулок. Ошибки, снижающие оценку на один балл: - надевание защитных чулок производилось с застегнутыми хлястиками; - неправильно застегнуты борта плаща или не полностью надеты чулки; - не закреплены закрепками держатели шпеньков или не застегнуты два шпенька; Ошибки, определяющие оценку «неудовлетворительно»: - при надевании повреждены средства защиты; - допущены ошибки, определяющие оценку «неудовлетворительно» при надевании противогаза (норматив № 1). Подаваемая команда: «Защитный комплект надеть». «Газы» Оценки: - отлично – 4 мин. 35 с; - хорошо – 5 мин. удовлетворительно – 6 мин. | |
Заключительная часть | Подвожу итоги. Отмечаю лучших. Указываю на конкретные недостатки. Даю задание на самоподготовку. |
Руководитель занятия: ________________