Брунхильд и Сигурд

История эта произошла давным-давно, во времена древних викингов. Жил тогда на свете храбрейший из воинов – славный Сигурд. Детство его было особенным, рассказ о нем требует отдельного времени и большого сострадания. Сигурд был силен и телом и духом, он выдержал все испытания, доставшиеся ему в детстве, и в юности стал королевским воспитанником.

Старый гном восстановил для него меч отца. Так Сигурд получил совершенное оружие. Боги помогли ему выбрать достойного коня. Так Сигурд приобрел верного и быстрого друга. Победив дракона Фафнира, он стал владельцем проклятых сокровищ. Несмотря на предупреждение, Сигурд взял себе кольцо Андвари, на котором лежало проклятье. Каждого, кто владел им, ждала гибель. Кроме того, кольцо разжигало в людях пламя алчности и страсть к золоту.

Молодой богатырь пренебрег предупреждением. «Мы все когда-нибудь погибнем», – улыбаясь сказал он. Погрузив золото на своего коня, он отправился в путь, сам еще не зная куда. В это время ласточка опустилась на его правое плечо и шепнула в самое ухо:

– К югу отсюда стоит шатер и в нем спит прекраснейшая девушка на свете. У нее большие темно-синие глаза и густые каштановые волосы. Она ждет тебя, Сигурд!

– Не слушай ее, – прошептала другая ласточка, садясь на его левое плечо. – Лучше послушай, что скажу тебе я. Иди в другую сторону, и придешь в страну, правит которой достойный король. У него есть дочь – прекрасная белокурая Гудрун. Ты будешь ее мужем, Сигурд!

– Хорошо, ласточки! Я увижу и ту, и другую, – смеясь ответил им Сигурд и пошел на юг.

Дремучими лесами, потом полями и долинами рек, высокими каменистыми горами ехал Сигурд. На восьмой день пути на вершине горы заметил он костер. Подъехав ближе, юноша увидел шатер, сложенный из больших блестящих щитов, ярко сверкавших в лучах солнца. «Уж не в нем ли спит та девушка, о которой мне говорили ласточки?», – подумал Сигурд.

Он спрыгнул с коня и стал быстро подниматься в гору. Ее склоны были обрывисты, а порою почти отвесны, но юноша, хватаясь руками за выступы скал, продолжал смело лезть вверх и вскоре добрался до самого шатра. Войдя внутрь он был изумлен. Вместо прекрасной девушки он увидел воина в высоком золоченом шлеме, броне и кольчуге. Тот лежал на простой деревянной скамье и крепко спал.

Сигурд подумал, что ласточки обманули его, и красавица поджидает где-то в другом месте. Однако ему захотелось разбудить воина. Он стал тормошить его и стянул с него шлем. Каково же было удивление Сигурда, когда воин оказался прекрасной девушкой с каштановыми волосами! Он поцеловал ее, она пробудилась и рассказала ему свою историю.

– Я валькирия Брунхильд, – сказала она. – И в те годы, когда твой дед, Сигурд, был во цвете сил, я множество раз сражалась вместе с ним на поле брани, невидимая никем. Валькирии, покорные воле верховного бога Одина, поражают насмерть тех, кого он наметил забрать к себе в Валгаллу. Там пируют герои. Но вот однажды воевали между собой два короля. Один из них был пожилым и опытным воином. Другой был молод, хорош собой и совершал свой первый в жизни поход. Непонятно почему, но Один любил старого короля и обещал ему свою помощь. Один отправил меня помогать старому королю на поле битвы. Я обещала принести в Валгаллу молодого воина. Но когда я увидела, как мужественно дерется он на поле брани, мне стало жаль этого славного юношу. Я подумала: «Почему в Валгаллу должен уйти тот, кто еще не изведал жизни на земле, а остаться тот, кому эта жизнь уже наскучила?». Рука моя сама собою поднялась и пронзила тело старого короля. Юный воин одержал победу. Один был в гневе: «Как посмела ты ослушаться воли богов, дерзкая! – гремел он. – С этого часа ты больше не валькирия! ты сегодня же отправишься к людям и выйдешь замуж за того, кого мы тебе выберем!». Я повиновалась верховному богу но поклялась, что мужем моим будет лишь тот, кто еще ни разу не изведал чувства страха. От моих слов Один рассердился еще больше: «Ты надеешься перехитрить богов, Брунхильд! Ты думаешь, что никогда не выйдешь замуж, потому что такого человека нет на свете, но ты ошибаешься. Придет день и он родится! А чтобы ты не состарилась до этого времени, ты будешь спать до тех пор, пока он не разбудит тебя!». Я испугалась и обрадовалась. Видно, заметив это, Один добавил с недоброй усмешкой: «Я сказал, что он тебя разбудит, но не сказал, что он будет твоим мужем. Боги не помогают тем, кто непокорен их воле». После этого Один привел меня в этот шатер и уколол шипом волшебного терновника, который усыпляет на долгие годы. Вот почему я здесь, Сигурд, и вот почему я знаю, что ты храбрее всех на свете!

– И вот почему ты должна стать моей женой! – радостно воскликнул Сигурд.

– Не торопись, Сигурд, верховный бог не сказал, что ты будешь моим мужем!

– Но он не сказал также, что я им не буду, – сказал восхищенной красотой Брунхильд юноша.

– Я жила среди богов, но не видела никого красивее тебя, Сигурд, – задумчиво промолвила Брунхильд. – Быть твоей женой большое счастье, но сердце мое чует беду. Один не простит мне своеволия и не пошлет нам удачу.

– Пусть боги делают, что хотят, а я клянусь, что буду любить лишь тебя одну, – пылко воскликнул Сигурд.

– Ах, Сигурд, разве ты не знаешь, что тот, кто нарушает клятву, должен погибнуть! – печально ответила бывшая валькирия.

– А я и не собираюсь ее нарушать! Вот кольцо Андвари, возьми его в залог моей любви и верности.

– Ты даешь мне кольцо, приносящее смерть, – вздрогнула Брунхильд. – Как мог ты взять его у дракона? Верно ты действительно очень смел! Что ж, я беру его. Может, нам не суждено быть вместе при жизни, но тогда, по крайней мере, мы умрем вместе!

Девушка одела кольцо на палец и, сияя от счастья, вышла из шатра. Она приветствовала солнечный свет, синее небо, цветы, траву, деревья, горы. Она славила богов, создавших этот удивительный мир, она просила их простить ей своеволие и послать хотя бы несколько лет земного счастья.

Затем Брунхильд обернулась к Сигурду и сказала:

– Нам нужно расстаться на полгода. Я должна найти своего брата Аттилу. Когда я заснула, он был мальчиком. Теперь, наверное, он совсем стар. Я попрошу брата подготовить все к нашей свадьбе.

– Я знаю Атиллу, – отвечал Сигурд, – он стал могущественным королем, предводителем гуннов. Я готов сопровождать тебя в его царство.

Брунхильд отвечала, что поедет одна. Сигурд невольно подчинился воле бывшей валькирии, и они расстались, условившись встретиться через полгода.

Оставшись один, Сигурд продолжал не спеша двигаться на юг и вскоре достиг широкой реки. Это был Рейн, за которым открывалось королевство Гьюкингов. Уже более половины столетия им правил старый Гьюки, доблестный воин и мудрый властитель. Он был совсем стар и границы страны защищали двое его сыновей – старший Гуннар и младший Хогни. Они во всем походили на своего отца в пору его молодости. Кроме них, у Гьюки была красавица дочь – белокурая Гудрун и пасынок Гутторн, сын жены от ее первого брака. Гутторна не любили в семье – был он хитер и жаден, в чем очень походил на свою мать. А про нее было известно, что она злая колдунья.

Вот в какую семью попал Сигурд, сам не зная этого. Гьюкинги приняли его как самого дорогого гостя. Сигурд простодушно рассказал им о побежденном драконе и его сокровищах. Сердца Гутторна и его матери наполнились злобой и жадностью. Гуннар, Хогни и сам старый Гьюки полюбили Сигурда как родного. Надо ли говорить, что красавица Гудрун ночей не спала, мечтая о юном красавце Сигурде. Только он вовсе не смотрел в ее сторону – в его сердце жила лишь одна Брунхильд.

Король Гьюки и его жена очень хотели, чтобы Сигурд посватался к их единственной дочери. Но тот рассказал им о своей клятве Брунхильд. Старый король, уважая решение гостя, лишь горестно вздохнул, отпустив надежды породниться с Сигурдом. Однако королева не собиралась сдаваться – ей были ведомы тайны колдовства и она знала какое средство поможет ей выдать Гудрун замуж за Сигурда.

Между тем, подходил к концу срок разлуки, назначенный Брунхильд, и Сигурд собирался ехать за ней к королю гуннов Аттиле. Но страшную весть принесли гонцы старому Гьюки – в его владения вторглись захватчики. Гуннар и Хогни собирали дружины, Гутторн решил охранять сестру и мать дома. Сигурд не мог остаться в стороне и предложил Гьюкингам свою помощь.

Надо ли говорить, что враги были повержены? Едва завидев Сигурда, они в страхе разбегались, а те, кто не успел, расстались с жизнью на поле брани. Гуннар и Хогни были счастливы. И на обратном пути к замку победители побратались и поклялись друг другу в вечной верности.

В честь большой победы король Гьюки устроил великолепный пир. Но накануне торжества жена его надолго удалилась в лес, а вернувшись с пахучими травами, заперлась в опочивальне. Слуги чувствовали оттуда пряные ароматы и слышали глухое бормотание. Сомнений не было – старая королева колдовала.

И вот во время пира, когда все славили Сигурда, колдунья поднесла герою рог с медом. Не желая обидеть ее, богатырь выпил зелье до дна. И вдруг голова у него закружилась и ему показалось, что он забыл что-то очень важное.

А старая королева подозвала свою дочь, Гудрун и приказала ей поднести Сигурду еще один рог с медом. Королевна сделала все, как сказала мать. Взгляды Гудрун и Сигурда встретились и он впервые заметил, как хороша дочь старого Гьюки. «Вот то главное, о чем я забыл! – подумал Сигурд. – Я так долго не замечал, как прекрасна Гудрун!».

Не прошло и нескольких дней, как Сигурд посватался к Гудрун. Король был невероятно удивлен:

– А как же твоя невеста? – спросил он.

– Никакой невесты у меня пока нет! – уверенно ответил Сигурд.

– Теперь будет, – улыбнулась старая королева, сделав мужу знак. – Ты видишь, все случилась, как я и говорила, – шепнула она Гьюки, когда они остались одни.

– Правда твоя, – вздохнув согласился король. – Но только чувствую я, что здесь скрывается какой-то обман. А где есть ложь, там не может быть счастья, и я боюсь за наших детей.

Так Сигурд женился на Гудрун, как и предсказала ему ласточка.

Со дня свадьбы прошло немного времени, как старая королева занемогла и стала готовиться к смерти. Она призвала к себе своего любимца Гутторна и долго с ним о чем-то говорила, после чего тот стал еще более скрытным, чем прежде. Умерла старая королева, а через некоторое время ушел в другой мир и король Гьюки. Его старший сын Гуннар унаследовал все имущество отца и был провозглашен королем.

Все жили дружной семьей. И вот молодой король задумал жениться. Прознал он, что Аттила выдает замуж свою сестру, прекрасную Брунхильд. Ходили слухи, что с ее красотою не может сравниться ни одна красавица в мире. Но она дала богам клятву, что мужем ее будет самый смелый человек на земле. А потому окружила свой замок стеной из огня. Тот, кто сумеет туда пробраться и станет шурином короля Аттилы.

Гутторн внимательно наблюдал за Сигурдом, когда разговор шел о Брунхильд. Но нет, Сигурд не вспоминал о своей прежней невесте. Напиток старой королевы надежно запер его память.

Гуннар же был воодушевлен своим намерением взять в жены недоступную деву и горел желанием пройти хоть три огненные стены. Однако пыл его убавился, когда они подъехали к замку Брунхильд. Гора, на которой он стоял, была невысока и полога, издали походила на большой холм. Вокруг нее бушевали вырывавшиеся из-под земли длинные языки пламени. Жар от них был так велик, что чувствовался за несколько сот шагов.

Гуннар попробовал пройти огненную преграду на коне, но тот встал на дыбы, и несмотря на все понукания всадника повернул назад. Сигурд предложил королю пересесть на своего коня, но тот сбросил Гуннара. Верный конь признавал только хозяина. Тогда сопровождавший их Гутторн предложил Гуннару и Сигурду поменяться обличьями:

– Мать, умирая, открыла мне тайну заклинаний, с помощью которых люди могут обмениваться своей наружностью. Только их глаза и голос остаются прежними. Превратись, Гуннар, на время в Сигурда. А ты, Сигурд, превратись в Гуннара.

– Но я не хочу жениться на Брунхильд в чужом образе, – возразил Гуннар.

– Тогда на ней может жениться Сигурд, приняв твое обличье, – ответил Гутторн. – А на следующий день вы снова станете самими собой.

– Нет, – решительно сказал Гуннар, – я не буду рисковать жизнью друга даже ради такой красавицы!

– Не бойся, – рассмеялся Сигурд, – мой конь легко перенесет меня через огонь.

Гуннар долго колебался, но стыд перед неудачей пересилил его сомнения, и он в конце концов уступил настояниям друга. Не желая, чтобы их дружинники знали о том, что они собираются сделать, молодой король, Сигурд и Гутторн скрылись в лесу. Когда они спустя полчаса вышли оттуда, Сигурд был уже Гуннаром, а Гуннар – Сигурдом. Только голубые глаза выдавали Сигурда за обликом Гуннара.

Дружинники ничего не заметили. Лишь верный конь Сигурда забеспокоился, не зная, чему верить – своим глазам или ушам и нюху. Могучий жеребец тревожно заржал, переступая с ноги на ногу. Но когда Сигурд, вскочив в седло, привычным для него движением взялся за поводья, конь рванул навстречу огненной преграде.

– Скачи, скачи, – едва слышно произнес Гутторн, – может там ты найдешь свою погибель, и тогда все твои сокровища достанутся мне.

Сигурд не слышал его слов. На одно мгновение нестерпимый шар охватил его со всех сторон, опаляя лицо и волосы. Но верный конь уже проскочил сквозь огонь и поскакал вверх к замку Брунхильд.

Валькирия выбежала ему навстречу:

– Это ты, это ты! Наконец-то! – радостно кричала она, но остановилась с широко раскрытыми глазами.

Сигурд тоже молчал, не зная, что сказать. «Какая красавица, – думал он. – Но мне кажется, что я не только слышал ее имя, но уже и видел ее когда-то. Неужели во сне?»

– Кто ты такой? – вдруг резко спросила Брунхильд.

– Я – король Гуннар, сын Гьюки, – помолчав неохотно ответил Сигурд, он не любил врать.

– Откуда у тебя этот конь и этот меч? – продолжала допытываться девушка.

– Коня и меч мне дал мой шурин Сигурд, – нерешительно отвечал Сигурд.

– Твой шурин Сигурд?! – побледнев переспросила Брунхильд. – Твой шурин Сигурд?! Так значит, Сигурд женат?!

– Да, он женат на моей сестре Гудрун, и уже больше года, – промолвил Сигурд. – «Как странно она спрашивает, будто знает меня», – подумал он.

Бывшая валькирия опустила голову и, закрыв лицо руками, пошла к замку. На пороге она обернулась и уже более спокойно сказала:

– Прости меня, я забыла свое обещание. Ты прошел сквозь пламя и я должна стать твоей женой. Добро пожаловать, супруг мой!

Сигурд медленно слез с коня и неохотно последовал за девушкой в замок. Также неохотно он принял ее приглашение сесть за богато убранный стол, но к еде и напиткам так и не притронулся. Брунхильд пристально смотрела на него:

– Ты чем-то недоволен? Может, я тебе не нравлюсь?

– Кому же не понравится такая красавица как ты?! – искренне воскликнул Сигурд. – Но я проделал длинный путь, устал и хочу лечь.

Не говоря более ни слова, Сигурд, стараясь не смотреть на девушку, прошел в спальню. Он лег на ложе не разоблачаясь, в кольчуге, положив рядом с собой вынутый из ножен меч.

– Разбуди меня завтра утром пораньше, – пробормотал он и тут же притворно захрапел.

На рассвете он был уже на ногах. «Мне нужно уезжать как можно скорее, – решил он. – Врать я не умею, да и Гуннар уже устал меня дожидаться».

– Как мне забрать тебя отсюда, Брунхильд? – спросил Сигурд.

– Огонь вокруг замка вырывается из пещер гномов. Они разожгли его по моей просьбе. Гномы потушат его, как только ты вторично пройдешь сквозь пламя. Потом можешь присылать за мной свою свиту и лошадей.

– Хорошо, я сейчас же еду обратно, – сказал Сигурд, радуясь, что ему не нужно больше притворяться.

– Подожди, Гуннар, – остановила его Брунхильд, снимая с пальца кольцо. – Возьми кольцо Андвари от меня. Говорят, что на нем лежит проклятье и оно приносит гибель тому, кто его носит. Если ты не боишься, прими его. Мне оно больше не нужно.

– Кольцо Андвари! – вскричал Сигурд; он хотел добавить: «Это мое кольцо! Откуда оно у тебя?»; но вовремя сдержался и более спокойно спросил: – Спасибо, Брунхильд, я беру его. Но скажи мне, как оно попало к тебе?

– Не все ли тебе равно, Гуннар? – печально ответила красавица. – Может, когда-нибудь ты сам об этом узнаешь. А сейчас поезжай. Я буду ждать твою свиту.

Так Сигурд покинул замок Брунхильд с тяжелым сердцем. Погруженный в свои думы, он и не заметил, как вторично прошел сквозь пламя и оно исчезло. Он рассказал Гуннару, как все произошло. Умолчал лишь о кольце Андвари, которое спрятал у себя на груди.

В тот же день Брунхильд покинула свой замок и в сопровождении Гуннара отправилась в королевство Гьюкингов. Молодой король любовался необычайной красотой своей жены и был счастлив. Брунхильд же, увидев Сигурда, принявшего свой прежний облик, изменилась в лице и всю оставшуюся дорогу была мрачной.

Сигурд тоже потерял свое былое веселье. Он ехал, погруженный в размышления: «Сон это или явь? видел ли я ее прежде? если видел, то как мог позабыть?». Гутторн внимательно наблюдал за ним и думал: «Видно колдовской напиток моей матушки начинает терять свою силу. Посмотрим, что будет дальше!»

Гуннар с нетерпением ожидал возвращение в родной замок, предвкушая счастливую жизнь с красавицей женой. Но, лишь войдя в дом мужа, Брунхильд холодно приветствовала Хогни, а Гудрун, выбежавшую ей навстречу, оттолкнула с ненавистью, и молча прошла в свои покои.

– Странная у тебя жена, брат, – заметил Хогни. – Она, действительно, необычайно красива. Но у нее злое сердце.

– Ничего страшного, – пожал плечами Гуннар, стараясь не смотреть в полные слез глаза сестры. – Ей нужно время, чтобы привыкнуть к нам. Через несколько дней все будет иначе.

Проходил день за днем, но ничего не менялось. Брунхильд старалась редко встречаться с Гудрун и говорила с ней враждебно. Сигурд стал мрачным и подолгу уезжал из дома под разными предлогами. Кольцо Андвари жгло ему грудь. Теперь он почти не сомневался в том, что сам когда-то отдал его бывшей валькирии. Но память его была еще затуманена, и он не понимал, как и когда это случилось. Наконец, чтобы не думать больше о роковом кольце, он отдал его жене, рассказав ей историю сватовства Гуннара и трюк с переменой обликов.

Гудрун, поразмыслив, пришла к выводу, что Брунхильд подозревает, что ее обманули, оттого она так мрачна и враждебно настроена. Но она не могла даже допустить мысли о том, что невестке может не нравится ее славный брат, король Гуннар. Она решила при первой же возможности поговорить с Брунхильд и попытаться подружиться нею.

И вот, наконец, такой случай представился. Гудрун увидела Брунхильд купающейся в озере. Никого поблизости не было, и Гудрун, быстро раздевшись, нырнула в воду.

– Не смей подплывать ко мне близко, – закричала Брунхильд, – я не хочу, чтобы вода, омывающая твое тело, касалась и меня! Я – королева, а ты лишь жалкая служанка, жена слуги моего мужа!

– Победитель дракона не нуждается в короне, – возразила Гудрун, гордо подняв свою белокурую головку. – Сигурд никогда не был и не будет ничьим слугой! Короли гордятся дружбой с ним, и среди них нет никого храбрее и богаче моего мужа!

– Да, я слышала, что он убил какого-то дракона, – презрительно усмехнулась Брунхильд. – Но самый храбрый человек не он, а мой муж. Не Сигурд, а Гуннар прошел сквозь пламя и смог получить меня в жены!

– Не Сигурд, а Гуннар прошел сквозь пламя? – повторила Гудрун. – Так значит, ты ничего не знаешь?

– Да, да, не Сигурд, а Гуннар! – закричала Брунхильд. – Твой Сигурд жалкий трус, по сравнению с моим мужем, и ты недостойна даже стоять рядом со мной, женой такого героя!

Кровь бросилась в голову Гудрун. Не стерпев оскорблений, она шагнула к Брунхильд и поднесла к самому ее лицу свою руку, на которой красовалось кольцо Андвари.

– А это кольцо ты тоже дала Гуннару? – спросила она, дрожа от волнения. – Тогда как оно попало ко мне? Уж не думаешь ли ты, что мне его отдал мой брат?!

Брунхильд отшатнулась и схватилась рукой за сердце.

– Откуда оно у тебя? – еле слышно спросила она.

– Я получила его от того, кто прошел сквозь огненную стену, от моего мужа Сигурда! – торжествующе сказала Гудрун.

– Ты лжешь! Ты лжешь! Ты лжешь! – закричала Брунхильд.

– Я лгу? И это говоришь ты, мудрая валькирия?! – рассмеялась Гудрун. – Да разве конь Сигурда пошел бы под кем-нибудь другим, кроме своего хозяина? Разве ты сама не сумела отличать голубых глаз Сигурда от серых глаз моего брата?

Но Брунхильд уже не слушала невестку. Разбрызгивая воду, она выбежала на берег, подхватила платье и, не оборачиваясь, побежала к замку. Там она заперлась в своих покоях, надолго отказавшись от еды и питья. Много дней сидела она, забившись в угол, глядя в одну точку на стене. Она словно окаменела, не двигаясь с места и не отвечала, когда ее о чем-либо спрашивали. Никто не мог ни разговорить ее, ни исцелить.

Сигурд же, между тем, был в отъезде. Он навещал свое родное королевство, прощаясь с матерью, ушедшей в другой мир. Он вернулся домой мрачнее обычного. Но не горе потери матери было тому основной причиной. Сигурд вспомнил всю историю своих отношений с Брунхильд, собственные клятвы и осознал непоправимость произошедших событий. Колдовской напиток старой королевы окончательно потерял власть над ним.

Гуннар, Хогни и Гудрун умоляли Сигурда пойти к Брунхильд и поговорить с ней. Они были уверены, что та заколдована и как всегда ожидали от Сигурда спасения. Гудрун, правда, уже понимала, что причина состояния Брунхильд в их недавнем разговоре, и предупредила мужа о том, что бывшая валькирия все знает о кольце Андвари и подмене обличий.

Когда Сигурд открыл дверь в королевскую спальню, Брунхильд уже не сидела в своем углу, а стояла у окна, и глаза ее вновь блестели, как прежде.

– Я ждала тебя, Сигурд, – промолвила она спокойно. – Ждала, чтобы пожелать тебе смерти! Ты забыл свои клятвы, и заставил меня не выполнить мои. Я поклялась выйти замуж за самого храброго человека на свете. Но разве меня разбудил Гуннар? Разве это он дважды проехал сквозь пламя?! Я догадываюсь, что тебе дали колдовской напиток, затуманивающий память. Это могла сделать только старая королева. О горе мне! – воскликнула она, хватаясь за голову. – Мое сердце рвется к тебе, а ты меня ненавидишь!

– Как могу я ненавидеть тебя?! – с горечью спросил Сигурд, садясь с ней рядом. – Я ненавижу себя за то, что смог позабыть нашу встречу! Я ненавижу себя за то, что женился на другой! Я снова люблю тебя! Люблю больше, чем когда бы то ни было! Уедем отсюда, поедем в мое королевство, или к твоему брату Аттиле, или в любое другое место, и там будем жить вместе!

– Нет! – твердо сказала Брунхильд. – Никогда не будет у меня второго мужа. И недостойно тебя, Сигурд, предлагать мне это.

– Я не понимаю тебя, Брунхильд, – покачал головой Сигурд. – Ты говоришь, что я тебе дорог, а сама желаешь моей смерти. Ты не желаешь видеть Гуннара, но хочешь остаться ему верной женой. Чего же ты хочешь?

– Разве я сама знаю?! – подняла на него полные слез глаза Брунхильд. – Я хотела твоей любви, но она принадлежит не мне, а этой ненавистной белокурой и голубоглазой Гудрун. Я хотела выйти замуж за Сигурда, а вышла за Гуннара, а теперь не хочу ни того, ни другого. Ах, если б мы оба умерли! Для нас это было бы лучше всего! Прощай! – и она показала Сигурду на дверь.

Повинуясь ее знаку, Сигурд безмолвно вышел. Сказал Гуннару, что его жене лучше, и она снова разговаривает. А сам же пошел прочь из замка. Он долго бродил по лесу, и в голове его стучали последние слова Брунхильд: «Ах, если б мы оба умерли! Для нас это было бы лучше всего!».

Услышав, что жене лучше, Гуннар сразу же вошел к Брунхильд. Она не стала таить от мужа того, что знает всю правду о перемене обличий, как Сигурд вместо Гуннара прошел пламя. Бывшая валькирия требовала от мужа смерти Сигурда, она угрожала тем, что навсегда уедет к своему брату, если Гуннар не выполнит ее приказ.

Гуннар не знал, как поступить и решил посоветоваться со своим братом Хогни. Тот не думал долго, и сказал королю:

– Пусть твоя жена уезжает куда угодно!

– Но я слишком люблю ее и не могу потерять! – возразил Гуннар.

– Но как же ты можешь убить Сигурда – вы же с ним кровные братья?! – спросил Хогни.

– Гутторн не давал клятвы быть Сигурду кровным братом. За золото он сделает все, что угодно. Я могу пообещать Гутторну сокровища Сигурда в обмен на его смерть, – промолвил тихо Гуннар.

– Послушай, Гуннар, то, что ты затеял – бесчестный поступок и он принесет нам множество несчастий. Я понимаю, что страшно потерять любимую жену, но еще страшнее потерять верного друга. Или, может быть, тебя пленили сокровища Сигурда?

– Да, сокровища Сигурда велики и могут сделать нас еще могущественней, – проговорил Гуннар. – Сигурд предал меня и нашу дружбу, он познал Брунхильд в ту ночь, что они провели вместе, и за это моя жена подарила ему кольцо! Теперь Сигурд должен умереть.

– Я не верю в вероломство Сигурда, брат мой, – ответил Хогни. – Но ты – король и мой старший брат. Тебе принимать решения, я же должен повиноваться. Но помни таким поступком ты навлечешь на нас беду.

– Ступай и приведи ко мне Гутторна, – не глядя на брата, сказал Гуннар.

Хогни вздохнул, но пошел выполнять приказ короля. Через несколько минут он вернулся с Гутторном.

– Сигурд изменил мне, – сказал Гутторну король. – Согласен ли ты его убить? В награду ты получишь третью часть его сокровищ.

– Я давно знаю о его измене, – засмеялся Гутторн. – Конечно, я исполню твою просьбу. Мать перед смертью рассказывала мне, что Сигурд, еще до встречи с Гудрун, знал Брунхильд и хотел на ней жениться. Я боялся тебе сказать об этом, ведь ты слишком любил своего коварного друга и не поверил бы мне.

– Ты слышишь, Хогни? – вскричал Гуннар, обращаясь к младшему брату.

– Даже если бы это было правдой, даже тогда убивать Сигурда бесчестно, – пожал плечами Хогни.

«Хорошо еще, что я не рассказал им про колдовской напиток моей матери, – подумал Гутторн, глядя на Гьюкингов, – а то бы, чего доброго, они и вовсе переменили свое решение. А так сокровища попадут в мои руки!».

Сигурд, между тем, не спал всю ночь и пришел к такому решению: «Мне нельзя здесь дольше оставаться, – думал он. – Это причинит горе и мне, и Гуннару, и нашим женам. Надо сегодня же вечером сказать Гьюкингам, что мы уезжаем в Данию, ко двору моего деда. Сокровища дракона не тронуты, а с ними мы при любом дворе будем желанными гостями». Успокоившись, он заснул. Гудрун не стала его тревожить и ушла к себе.

В это время коварный Гутторн пробрался в покои Сигурда и пронзил его, спящего, мечом. Глаза богатыря открылись и Гутторн, не выдержав взгляда, в ужасе бросился бежать. Но тут Сигурд, собрав последние силы, бросил свой меч вдогонку убийце, и тот упал, разрубленный пополам.

На шум прибежали Гуннар с Хогни и Гудрун. Она села оплакивать мужа. А Гуннар сказал:

– Теперь золото Сигурда в наших руках и Брунхильд останется со мной!

– Нет, она с тобой не останется! – услышал он голос. В дверях бледная, с горящими глазами, стояла Брунхильд. – Она не станет жить с презренным убийцей! Ты убил того, кому клялся в вечной верности, и убил безвинно, потому что я солгала тебе – Сигурд никогда не изменял вашей дружбе!

– Как смеешь ты винить нас в смерти Сигурда? Не ты ли грозила брату бросить его, если он не убьет Сигурда? – не выдержал Хогни.

– Да, грозила! Но если бы он был верен своей клятве и своей дружбе, он не послушал бы меня! – возразила Брунхильд. – Гуннар прельстился сокровищами Сигурда!

– Не сердись, Брунхильд, – примирительно сказал Гуннар. – Подумай лучше о том, как помочь Гудрун. Смотри, она совсем без сознания.

– Гудрун скоро успокоится, – презрительно сказала валькирия, – и даже помирится с тобой, Гуннар. Такие, как она, не умеют любить. А я последую за тем, кто мне дорог. Уходи прочь отсюда!

Брунхильд схватила меч Сигурда и твердой рукой вонзила его себе в сердце.

Гудрун не последовала на погребальный костер за Сигурдом. Первые дни она горько плакала о муже, но потом постепенно успокоилась и даже помирилась с братьями, простив им его смерть. А спустя еще два месяца она вышла замуж за Аттилу, просватавшему ее. И в положенный срок родила ему сына. Гуннар и Хогни женились и около года жили вполне счастливо. Однако тень содеянного висела над ними. И в скором времени пришло возмездие, предсказанное Брунхильд перед смертью. Ее брат, Аттила, отомстил своим новым родственником за смерть Сигурда и сестры. Род Гьюкингов был истреблен полностью. Но это уже совсем другая история.

Что касается Сигурда и Брунхильд, пламя погребального костра охватило их тела и высоким столбом устремилось к небу, унося их души по дороге бессмертия…[3] 3
История рассказана с использованием материалов следующих изданий: «Скандинавские сказания о богах и героях» в пересказе Ю. Светланова Москва «Детгиз», 1959; «Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах» перевод А. Корсуна. Москва «Художественная литература», 1975


javascript:ShowPopupNote(\'idp203680\')

Вот такая история. Как откликнулось на нее ваше сердце? Кому-то она могла показаться печальной, кому-то красивой, а некоторым и поучительной. Где-то она перекликается с историей Ромео и Джульетты, а где-то с историей Тристана и Изольды. Но самым удивительным является то, что она нередко разыгрывается в жизни наших современников. Правда, уже в измененных декорациях.

Представьте себе тридцатидвухлетнюю женщину. Назовем ее Ольгой. Она замужем за «хищником».[4] 4
Имеется в виду женский сюжет «Красавица и Хищник», описанный в первой книге данной серии «Тайный шифр женских сказок»: СПБ, «Речь», 2006


javascript:ShowPopupNote(\'idm19872\') Сюжет «Красавица и Хищник» не завершен ею красиво и корректно. Она не живет с мужем, он остался в другом городе. То есть Ольга не победила «хищника», а просто сбежала, получив тем самым некоторую передышку в отношениях. Ее перестали интересовать мужчины и окружающая жизнь. Она как будто «погрузилась в сон». Изо дня в день она автоматически совершала жизненно важные действия. Так продолжалось три года.

Удивительным образом судьба сводит ее с мужчиной, существенно моложе ее. Она как будто «просыпается». Но тень незавершенных отношений с мужем не дает ей возможности без оглядки погрузиться в переживание женского счастья. Ольга уверена, что все складывается «слишком хорошо», такого не бывает. Сердце ее переполнено противоречивыми чувствами: в нем одновременно сосуществуют радость, любовь и страх.

Постепенно страх начинает побеждать и оформляться в конкретное убеждение: из-за разницы в возрасте счастье невозможно. Ольга начинает убеждать своего возлюбленного, что их отношения ни к чему не приведут, потому что она будет стареть быстрее, чем он. На этом основании, она не принимает его предложение о замужестве, предлагая оставить все, как есть.

Проходит некоторое время, молодой человек встречает очаровательную девушку и влюбляется в нее. Ольга в шоке. То, чего она ожидала, наконец, случилось. Но, как всегда, «совершенно неожиданно». Теперь ей кажется, что в ее жизни уже два «хищника»: муж, который периодически дает о себе знать, и молодой возлюбленный, который стал «хищником» вследствие своей «измены». Он нарушил свою клятву любви.

В ее внутреннем мире новая любовь только-только начала восстановительные работы, и вдруг снова – удар. Что ей делать? Конечно, думать о смерти, желать ее прихода и приближать его. На языке событий это означает – попытка суицида.

Она выжила. Удивительно то, что после этого Ольге захотелось разобраться в том, что привело ее к таким разрушительным намерениям и трагическим событиям. И нам с ней пришлось вспомнить и подробно разобрать сюжет «Дорога в бессмертие» на примере отношений Брунхильд и Сигурда.

Действительно, в ее сюжете отношений и древнем мифе много общего. Брунхильд намного старше Сигурда. Верховный Бог Один погрузил ее в сон, как и Ольгу в сон погрузил муж-«хищник». Молодой возлюбленный появляется в жизни Ольги, как Сигурд в жизни Брунхильд. И также, как и ее древняя предшественница, Ольга отсрочивает их свадьбу. Ее возлюбленный повинуется ее воле, как Сигурд принимает волю Брунхильд. В результате, Ольга остается связанной незавершенными отношениями с мужем, и через некоторое время у ее возлюбленного появляется невеста, как Гудрун у Сигурда. Дальше по древнему сюжету предполагается смерть героев. Поэтому попытка суицида закономерна.

В процессе нашего общения и разбора древнего сюжета, возлюбленный Ольги возвращается к ней. Он не смог сделать окончательного выбора между Ольгой и своей юной пассией. Он просит нашу героиню сделать выбор за него, вновь предлагая жить вместе. Как вы думаете, какое решение она принимает?

Я позволю себе некоторое время подержать вас в напряжении и не скажу, чем закончилась эта история. Вместо этого, я приведу наши с Ольгой рассуждения на тему древнего сюжета о Брунхильд и Сигурде. Развязка истории Ольги ожидает вас в конце размышлений о сюжете «Дорога в бессмертие»… Итак…

Начнем с того, что Сигурд – могучий богатырь, герой, воин. Но самая большая часть истории о нем посвящена не его подвигам, а его взаимоотношениям с Брунхильд. Что подчеркивает их значимость для него, для его развития.

Брунхильд – бывшая валькирия, одна из младших богинь. Существо, наделенное большой силой и знаниями. И для нее сюжет отношений с Сигурдом является самым значимым в жизни.

Для этих двух ярких и самодостаточных героев взаимоотношения оказываются доминантой жизненного пути. Почему же эти сильные люди оказались не способными построить личное счастье? Это загадка первого сюжета отношений. Нам предстоит прикоснуться к отгадке.

Начнем с того, что Брунхильд изначально не верит в возможность счастливых отношений. В отличие от Сигурда, сердце которого не знает страха.

Брунхильд, ослушавшись верховного бога Одина, фактически получила независимость. Это состояние новое для нее. Ведь вся ее прежняя долгая жизнь была посвящена служению Одину и его воле.

В мифах валькирии считаются дочерьми Одина. В различных источниках их насчитывается либо девять, либо тринадцать. Число девять в скандинавской мифологии считается самым волшебным числом. Число тринадцать символизирует тринадцать лунных месяцев солнечного года и играет существенную роль в древних женских мистериях.[5] 5
Фрейя Асвинн «Руны и мистерии северных народов» Москва, Издательский торговый дом «Гранд», «Фаир-пресс», 2003


javascript:ShowPopupNote(\'idp1383472\') Валькирии – воительницы, облаченные в латы и шлем, вооруженные копьями. Их основная задача – сопровождение падших в бою героев в Валгаллу на пир Одина. Обычно они выполняют приказание Одина, но иногда им дается право самостоятельно решать исход битвы. Брунхильд особенна тем, что вышла из повиновения Одина, перестала быть продолжением его воли, приобрела самостоятельность. И теперь перед ней встает задача иного рода – научиться быть человеком, научиться быть женщиной, научиться прислушиваться к мужчине.

Отношения с Сигурдом должны были научить бывшую валькирию быть земной женщиной. Можно ли постичь этот путь за одну земную жизнь?! Это очень непросто. Особенно когда попадаешь во все возможные ловушки расставленные на дороге отношений.

Начнем с того, как Брунхильд выбирала свою судьбу. Она поклялась, что мужем ее будет тот, кто ни разу не изведал чувства страха. Это было ее единственным критерием отбора супруга. Почему? Кто не ведает страха, тот свободен. Даже от воли богов. Она, освобождаясь от воли Одина, пожелала в мужья себе подобного. Того, у кого есть хороший старт, чтобы обрести собственную судьбу на основе свободного выбора.

Однако мало желать быть свободной, необходимо научиться пользоваться этой свободой. Сигурд для Брунхильд – этот тот, кто может научить ее распоряжаться свободой. Сигурд едет туда, куда глаза глядят. Свой долг перед отцом он выполнил – отомстил за его гибель. Он сдержал данное своему наставнику-гному слово – одолел дракона Фафнира. Теперь он свободен от обязательств. Он доверяет дороге, которая посылает ему проводников – ласточек. Он свободен прислушиваться к их пророчествам, принимать их всерьез или игнорировать. Он заинтригован возможными встречами, но также легко он может от них и отказаться.

Итак, встречаются два свободных человека, Она и Он. Однако их свобода обременена: у Нее – предчувствием беды, у Него – кольцом Андвари, несущим гибель владельцу. С этой точки зрения встречаются не два свободных, а два обреченных человека.

Фактически, герои в начале сюжета отношений оказываются перед выбором – по какому пути следовать. По пути обреченности, или по пути свободы. Сигурд склонен следовать по пути свободы, Брунхильд – по пути обреченности.

Так в начале сюжета отношений закладывается конфликт между Ней и Ним. У них разные представления о перспективе их взаимоотношений. Разность видения перспектив отношений у Нее и у Него – вот конфликтная основа данного сюжета.

В конфликте побеждает сильнейший. Брунхильд сильнее, в итоге побеждает ее видение перспективы. В бывшей валькирии слишком много мужских энергий. Сила ее приказа так велика, что даже богатырь Сигурд, не ведающий страха, безропотно ей подчиняется.

Она желает установить полугодовой срок разлуки и запрещает ему сопровождать себя к брату, – он покорно принимает ее волю. Она отвергает его предложение о совместной жизни, – он подчиняется ее решению. Она желает совместной смерти, – все так и происходит.

Брунхильд – носительница колоссальной силы намерения. Она провоцирует проявление в Сигурде проявление состояния ведомого, мало ему свойственного.

Так и многие женщины, возможно, сами того не ведая, неосознанно провоцируют мужчин идти по тому пути, который выбирает Она. Так Брунхильд провоцирует Сигурда пройти путем обреченности, переносит на него собственное видение трагической перспективы их отношений. То же произошло и с нашей героиней – Ольгой.

Итак, первая ловушка этого сюжета – следовать путем «обреченности отношений». Суть ее состоит в следующем. Женщина (или мужчина, или оба) видит, что обстоятельства и окружение против их любви. Она «опускает руки», начиная верить, что их любовь обречена. У него обязательства, у нее – долженствования. Их любовь не вписывается в сценарий уже имеющихся у них отношений. Она – замужем, он – женат, они принадлежат разным системам, социальным слоям, родам и прочее. Всё и все вокруг против них. Их Любовь – луч Света в царстве тьмы и взаимных должествований. Окружение, близкие люди оказывают на них давление, в результате которого становится ясным – перспективы отношений в «этом мире» нет.

В таком положении очень многое зависит от женщины, от ее чувств, от ее веры в Любовь и возлюбленного. Во многом, именно Она выбирает по какому пути будут следовать их отношения – по пути свободы или по пути обреченности. Брунхильд, Изольда, Виолетта (Травиата), Джульетта уже предупредили нас к чему приводит установка на путь обреченности. Возможно, это – дорога в бессмертие. Однако…

Однако в случае обычных людей, мужчин и женщин, жизнь вносит весьма неприглядные, а иногда и смехотворные коррективы. Чтобы немного отвлечь вас от возвышенных рассуждений, позвольте обратиться к Михаилу Веллеру, к его рассказу «Суицид».[6] 6
М. Веллер «Легенды Невского проспекта»: цикл «Байки скорой помощи». Санкт-Петербург, «Пароль», 2004


javascript:ShowPopupNote(\'idm69232\') В нем идет речь о двух несчастных влюбленных, не имеющих собственной жилплощади и поддержки родителей. «Деться некуда, не на что, никаких просветов и перспектив: нормальный трагизм юных душ. Ленинград, как известно, не Таити, бананом под пальмой не проживешь. Целуются они в подъездах, читают книги о любви и ходят в кино, держась за руки. И тут им в эти неокрепшие руки попадает биография, чтоб ей сгореть, дочери Маркса Женни, как они с мужем-марксистом Полем Лафаргом вместе покончили с собой». Девушка взяла у знакомой санитарки сильных таблеток от бессонницы, юноша попросил у знакомого ключи от его комнаты в общежитии.

В назначенный день они заперлись в комнате общежития, расположенной на четвертом этаже, выбросив ключ в форточку. Влюбленные разделили поровну таблетки, приняли их и легли «ждать вечного забвения». «От сна отвлекало только металлическое ощущение в желудке. Возник холодок по всему телу, выступил пот. Кольнуло в животе, там появились спазмы; забурчало. Крутить стало в животе, нет уже мочи терпеть». Просто санитарка, не желая греха, снабдила влюбленных хорошим слабительным. «Если им и раньше жизнь была не мила, то сейчас они и умирать тоже больше не хотели, потому что хотели только одного – в сортир. И любовь, и смерть, конечно, прекрасны, но все это ерунда по сравнению с туалетом в необходимый момент».

Когда хозяева комнаты открыли ее запасным ключом… Отключив обоняние, вы можете нарисовать эту картину в своем воображении. «Так высокая кульминация и низменная развязка завершили отношения злосчастной пары: разбежались. Его потом дважды ловил знакомец и бил морду; а она, напротив, подружилась с санитаркой».

Итак, у нас есть предупреждения о ловушке следования «путем обреченности отношений» как трагические, так и комические.

Некоторые женщины спрашивают: «Как же не попасть в эту ловушку, если всё вокруг против нас?!». Но, с другой стороны, если бы все складывалось красиво и гладко, как могли бы влюбленные научиться защищать свое чувство?

Вибрация Любви, созданная женщиной и мужчиной, должна пройти проверку на жизнеспособность, жизнестойкость. Вибрация Любви – это символический ребенок, рожденный возлюбленными. Мужчина и женщина – родители Любви.

Ни у одной хорошей матери не возникает сомнений в том, что за новорожденным дитем нужно ухаживать, оберегать его, кормить, скрывать от дурных глаз и прочих опасностей. Почему же у женщины не всегда проявляется здоровое древнее чувство материнства по отношению к новорожденной Любви?! Почему она, будучи матерью, вдохновляет партнера на защиту ребенка, а будучи просто любящей женщиной не дает мужчине возможности послужить их Любви, оберегая ее?!

Брунхильд не дает Сигурду возможности послужить их новорожденной Любви, уберечь ее. Напротив, она подвергает их новорожденную Любовь жесткому испытанию. А вслед за нею также поступают и многие наши современницы.

В некоторых культурах, например, в Спарте, с хилыми детьми расставались без тени сомнения, сбрасывая со скалы в пропасть. Жрецы и родители видели, что новорожденный не выживет. Его состояние здоровья давало им основания для того, чтобы следовать «путем обреченности».

Что же дает основание влюбленной женщине «сбрасывать в пропасть» новорожденную Любовь? Ведь, даже будучи совсем юной, Любовь прекрасна и здорова. Ответ здесь прост: женщина боится, и этим подписывает новорожденной Любви «приговор». Если мать несет внутри себя разноликие страхи будет ли это основанием, чтобы «сбрасывать в пропасть» здорового крепкого младенца? Согласитесь, само по себе такое предположение абсурдно. Страх женщины за отношения и перед отношениями не является основанием для уничтожения Любви.

Вернемся теперь к женскому вопросу: «Как же не попасть в ловушку следования путем обреченности отношений, если всё вокруг против нас?! Как поддержать, сохранить Любовь?». Ответ прост и труден одновременно. Если женщина и мужчина будут относиться к своему взаимному чувству, как Новорожденному Ребенку, станут заботиться о Нем, внимательно относиться, прислушиваться к Его потребностям, – они никогда не попадут в первую ловушку этого сюжета. Если женщина пробудит в себе чувство древнего здорового материнства к новорожденной Любви, она никогда не обречет ее на жесткие испытания.

Представьте, что было бы, если бы родители, вместо того, чтобы заботиться о своем младенце, всё своё время стали бы посвящать конфликтам с ближайшем окружением. При этом, они даже забывали бы покормить ребенка, увлекшись боями с несправедливостями. Сколько бы времени выдержало их дите?

Представьте себе мать, которая ежедневно говорит своему ребенку: «Ты ни на что не годен, ты нежизнеспособен, у тебя ничего никогда не получается и руки не из того места растут; зачем только я тебя на свет родила!». Будет ли ребенок счастливым, если в него сама мать не верит и закладывает разрушительные программы? А ведь то же самое происходит, когда некоторые наши современницы говорят возлюбленным: «У нас с тобой ничего не получится». Именно это делала Ольга, и она поняла это.

Итак, чтобы не попасть в ловушку «обреченности отношений», нужно подойти к новорожденному чувству Любви с позиции мудрых родителей, которые верят, что их ребенок вырастит сильным, здоровым, достойным, красивым. Женщина – мать новорожденной Любви, новорожденных отношений. Мужчина – отец. В ажный урок отношений состоит в заботе о взаимном чувстве Любви, как о младенце.

Идем дальше, и развернем историю Сигурда и Брунхильд под другим углом зрения. До встречи друг с другом герои имели свою историю. В результате, он – владелец проклятых сокровищ и кольца, приносящего смерть. Она – наказанная отступница. Так в их новорожденные отношения вмешиваются «тени прошлого».

«Тени прошлого» – это вторая ловушка этого сюжета. Действительно, создавая настоящее и будущее, мы опираемся на собственный опыт. А он – «тень прошлого», то, что уже было.

Чтобы нам было на что опираться, необходимо навести порядок в собственном прошлом, завершить незавершенные сюжеты. Поэтому большинство психологических упражнений связано с осознанием прошлого, его принятием, пониманием значения различных ситуаций и символическим их «отпусканием».

Каковы же «тени прошлого» у наших героев? Брунхильд всю свою жизнь исполняла волю Одина, принадлежала к могущественному клану богов. Ее жизнь была организована по определенному не ею порядку. Ее задачей было – повиноваться и служить. В процессе собственной эволюции она начала обретать свою волю, свой взгляд на жизнь и порядок вещей в нем, свой взгляд на справедливость.

То же самое происходит и с женщиной, рано вышедшей замуж и подчиняющейся закону семьи мужа. Или с женщиной, выросшей в крепкой патриархальной семье, в которой отец был безусловным авторитетом и создавал в доме удобный ему порядок. По мере психологического взросления женщина начинает обретать собственную волю, собственные желания и стремления. Она сначала потихоньку, а потом и более активно, начинает протестовать против существующего порядка. И после очередного конфликта семья объявляет ее отступницей.

Наша героиня – Ольга, имела именно такую ситуацию. И она сбежала от мужа, его семьи и их порядка. Сбежала, но не освободилась. Муж напоследок сказал ей: «Ты поиграй, девочка, в самостоятельность, посмотрим, выживешь ли ты одна». Она выжила, нашла жилье, устроилась на работу. Правда, чувства ее в тот период «как будто умерли», но это помогло ей в адаптации на новом месте. Ее «тень прошлого» – мужчина, способный подчинить себе ее волю. Таким является ее супруг. Поскольку это был ее первый мужчина, она не имеет опыта других отношений. Она не знает, что может быть и по-другому. Она пока лишь допускает мысль о том, что мужчина испытывает радость от того, что просто делает женщину счастливой, не используя ее для собственных целей. Она допускает эту мысль, но не верит в возможность таких отношений в своей жизни.

«Тень прошлого» и Брунхильд, и Ольги – мужчина доминирующий, поглощающий волю, мужчина-хозяин, мужчина-бог, мужчина карающий. Этот пугающий образ партнера «записан» в подсознании Ольги и неосознанно переносится ею на других мужчин. Отсюда проистекает и страх новых отношений. Но это только одна сторона ловушки.

Другая сторона ловушки «теней прошлого» заключается в том, что и Брунхильд, и Ольга неосознанно стремятся к прежней форме отношений с мужчиной. Они не признаются себе в том, что ожидают от нового партнера, что он будет вести себя с ней также, как Один или бывший супруг. Противоречие заключается в том, что они одновременно и боятся таких отношений, и стремятся к ним.

Их сердце, душа, чувства, разум разрываются на части. Как все это прекратить? Как спасти себя от раздирающих противоречий? Самый простой выход – не вступать в новые отношения, или, по крайней мере, максимально отсрочить совместную жизнь. Поэтому Брунхильд назначает Сигурду полугодовое расставание, а Ольга отказывается принять предложение своего нового возлюбленного.

«Тень прошлого» опасна тем, что она претендует на право решающего голоса в истории новых отношений. У женщины ведь нет другого опыта, на что ей опираться?

Брунхильд попала в ловушку «теней прошлого», она прошла ее до конца, чтобы предупредить о ней нас, женщин, живущих в двадцать первом веке.

Как же не угодить в эту ловушку?

Для начала, просто ДОПУСТИТЬ мысль о том, что те отношения с мужчиной, которые были, которые травмировали, ЛИШЬ ОДИН ИЗ ВАРИАНТОВ взаимоотношений с мужчиной. Далее, принять мысль о том, что существует великое МНОЖЕСТВО ВАРИАЦИЙ отношений. Затем, «войти в режим» НАБЛЮДАТЕЛЬНИЦЫ за ходом новых отношений. Особенность Наблюдательницы состоит в том, что она не сравнивает новые отношения со старыми, а отмечает и фиксирует их НОВИЗНУ. Она наблюдает за собой, своими реакциями, чувствами, рождающимися мыслями, принимает заботу и любовь, дарит возлюбленному радость просто оттого, что ее переполняют светлые чувства. Она дарит новому возлюбленному радость и любовь от собственного избытка эмоциональной энергии, а не от благодарности или страха.

Наблюдательница За Новыми Отношениями – это такой «режим», такая настройка женщины, благодаря которой она впускает в себя ОБНОВЛЕНИЕ, новую энергию, свет. Если женщина поставит перед собой задачу – сформировать внутри себя «настройку Наблюдательницы» – постепенно опыт новых отношений «подвинет» во внутреннем пространстве «тени прошлого».

Итак, чтобы женщина не оказалась в ловушке «теней прошлого» на место страха должен прийти Его Величество Интерес к новым отношениям. Правда, это требует немалой внутренней работы.

А есть ли «тени прошлого» у Сигурда? Удивительно, но у него нет «теней», связанных с отношениями с женщиной. Он чист и верит во взаимное счастье. В его сердце нет страха, как и «заказывала» Брунхильд. Сигурд «послан» бывшей валькирии для исцеления ее от «теней прошлого». Но она отталкивает «лекарство».

То же самое произошло и с Ольгой. Ее возлюбленный искренне верил в их счастье, и желал исцелить Ольгу от душевной травмы. Но она оттолкнула от себя его «лекарство», опомнившись лишь тогда, когда он принес ей боль.

Сигурд свободен от страха и «теней прошлого». Но есть мужчины, которые приносят в новую привязанность старые «тени». Некоторые из них просто бояться вступать в отношения с женщиной, говоря: «Спасибо, не надо, я уже один раз обжегся».

Оказывается, мужчинам сложнее не попасть в ловушку «теней прошлого». Если женщине нужно просто довериться интересу, то мужчине необходимо проявить СМЕЛОСТЬ. Поэтому Брунхильд и поклялась, что выйдет замуж только за того, чье сердце еще ни разу не ведало страха.

Страх боли, страх поражения, хотя бы раз испытанный, постепенно разъедает мужчину изнутри, лишая его Силы. Страх притягивает к себе множество ситуаций, чтобы мужчина смог убедиться в справедливости его существования. Он начинает «коллекционировать» мужские истории о неудавшихся отношениях, питая внутри себя мысль о том, что «у всех такие проблемы, ни у меня одного». И наступает момент, когда у него не хватает смелости сказать всем препятствиям: «Нет! У меня будет все по-другому! Я и моя возлюбленная будем счастливы!»

Как смелый мужчина может помочь женщине, так и смелая женщина может помочь мужчине, говоря: «Я верю в тебя! Я верю в нас! У нас все получится!».

Если хотя бы один из партнеров не угодил в ловушку «теней прошлого», у влюбленных есть шанс выбраться. Но если оба они одержимы «тенями прошлого» – тут требуется квалифицированная психологическая помощь, или искренняя поддержка мудрого друга.

Общая рекомендация может быть следующей: не надо сравнивать новые отношения со старыми, нельзя давать питание прежним страхам; новые отношения – это новые отношения, и пусть пребывают в них Интерес, Смелость и Любовь. Благодаря смелости и вере разрываются оковы старого сценария жизни, благодаря интересу и любви новая связь получает качественное питание. Правда, чтобы новые отношения складывались красиво и достойно, необходимо завершить старые сюжеты. Расставаться со старыми партнерами с благодарностью за уроки и опыт – особое искусство жизни.

Мы с вами вновь поменяем ракурс рассуждений, чтобы разобраться с третьей ловушкой сюжета. Это «ловушка предопределенности».

Судьба Брунхильд предсказана Одином.[7] 7
«Один был в гневе: «Как посмела ты ослушаться воли богов, дерзкая! – гремел он. – С этого часа ты больше не валькирия! ты сегодня же отправишься к людям и выйдешь замуж за того, кого мы тебе выберем!». Я повиновалась верховному богу но поклялась, что мужем моим будет лишь тот, кто еще ни разу не изведал чувства страха. От моих слов Один рассердился еще больше: «Ты надеешься перехитрить богов, Брунхильд! Ты думаешь, что никогда не выйдешь замуж, потому что такого человека нет на свете, но ты ошибаешься. Придет день и он родится! А чтобы ты не состарилась до этого времени, ты будешь спать до тех пор, пока он не разбудит тебя!». Я испугалась и обрадовалась. Видно, заметив это, Один добавил с недоброй усмешкой: «Я сказал, что он тебя разбудит, но не сказал, что он будет твоим мужем. Боги не помогают тем, кто непокорен их воле».


javascript:ShowPopupNote(\'idm1091584\') Она должна выйти замуж за того, кого назначили ей боги. По сюжету получается, что за Гуннара. Судьба Сигурда предсказана ласточками.[8] 8
«В это время ласточка опустилась на его правое плечо и шепнула в самое ухо:
– К югу отсюда стоит шатер и в нем спит прекраснейшая девушка на свете. У нее большие темно-синие глаза и густые каштановые волосы. Она ждет тебя, Сигурд!
– Не слушай ее, – прошептала другая ласточка, садясь на его левое плечо. – Лучше послушай, что скажу тебе я. Иди в другую сторону, и придешь в страну, правит которой достойный король. У него есть дочь – прекрасная белокурая Гудрун. Ты будешь ее мужем, Сигурд!»


javascript:ShowPopupNote(\'idm1289216\') Его женой должна стать Гудрун.

Получается воля богов сильнее, воли человека, пусть даже необычного? Когда человек не знает воли богов, он может думать, что многое в своей жизни определяет сам? Но когда он осознает свою предопределенность, он должен следовать ей? Все не так просто и однозначно.

Важно различать предопределенность Урока и свободу выбора Схемы Собственных Действий. Урок, который должен пройти человек, может быть предопределен текущим состоянием его развития, его «зоной ближайшего развития». Эту предопределенность можно назвать Божественной. Но каким образом будет человек проходить свой урок, решает он сам. Собственно, в этом заключается одна из частей урока.

В чем предопределенность урока Брунхильд? Ей, проявившей свободу воли, необходимо научиться ею пользоваться, то есть жить самостоятельной жизнью, принимать ответственные судьбоносные решения. Верховный бог Один знает, что данный урок ей, как женщине, лучше всего проходить ЧЕРЕЗ ОТНОШЕНИЯ с мужчиной. То есть через замужество. В данном случае, замужество символизирует приобретение опыта отношений с мужчиной.

Более шестидесяти процентов женщин проходят жизненный урок, приобретают опыт именно благодаря замужеству. Юная барышня, мечтая выйти замуж за принца, даже не предполагает, что в своих фантазиях она приближает час начала труднейшей психологической работы. Одинокая женщина, жалуясь на отсутствие отношений с мужчиной, на самом деле, остро желает получить свой жизненный урок. Но, быть может, она приобретает свой опыт через иные ситуации?

Однако к урокам в Школе Отношений тоже нужно быть готовыми. Почему для детей, поступающих в школу есть подготовительные занятия, а для влюбленных, желающих соединить свои судьбы, – нет? Почему перед заброской в «горячую точку» бойцы проходят специальную подготовку, а влюбленные – нет? В результате многие мужчины и женщины приходят в Школу Отношений не подготовленными и начинают учиться азам «на ходу». Неудивительно, что тучи сгущаются довольно быстро и общая квартира становится «горячей точкой».

Древние истории: легенды, мифы, сказки, а также созданные на их основе авторские истории, готовят нас к поступлению в Школу Отношений. Главное, раскрыть их метафорический шифр.

Проходя ситуацию-урок, мы учимся думать, чувствовать, действовать так, как не умели прежде. Брунхильд умела подчиняться, выполнять волю Одина. Теперь ей нужно научиться выражать собственную волю, предугадывая последствия этого, особенно в отношениях с мужчиной. Такова ее ПРЕДОПРЕДЕЛЕННОСТЬ.

И она учится выражать свою волю мужчине – в этом Брунхильд СВОБОДНА. Она устанавливает Сигурду полугодовой срок разлуки, принимает решение остаться с Гуннаром, желает смерти. Все это – первые шаги самостоятельного волеизъявления. С нашей точки зрения, они могут показаться неудачными и деструктивными. Но она – учится решать. Это особенно трудно для тех, кто всю жизнь провел в подчинении. Их приказы, их намерения слишком односложны, жестки, и не всегда мудры.

Брунхильд учится, но в ее урок вовлечены и Сигурд, и Гуннар, и Гудрун, и Хогни, и Гутторн, и Аттила, и слуги, и многие другие. Трудность ее урока в том, чтобы рассчитать множественные и разноплановые последствия принимаемых ею самостоятельных решений. Она новичок, ей сложно «просчитать» все «линии вероятностей» событий, следующих за решением.

Подобные прозорливость и дальновидность, тонкий расчет по силам лишь богине, или мудрой женщине. Верховный бог показывает Брунхильд как трудно быть богом. Но отрекшись от воли Одина, Брунхильд выразила готовность становится богиней: самостоятельной, ответственной, мудрой, дальновидной. «Быть богом», в данном случае, символизирует способность самостоятельного волеизъявления и полноту ответственности за события, порожденные решением.

Первое решение Брунхильд – расстаться с возлюбленным на полгода и отправиться к брату – казалось бы, касалось только ее и Сигурда. Но это только на первый взгляд. Принимая решение о разлуке, понимает ли Брунхильд, что и она, и Сигурд вступят в отношения со многими людьми, которые будут оказывать на них определенное влияние? Вероятно, она уверена, что ни один человек не сможет сбить ни ее, ни Сигурда с толку, спровоцировав отказ от взаимных клятв.

Действительно, разве может обычный смертный что-либо изменить в судьбе бывшей валькирии или самого храброго человека на свете? Да, возможно, у смертных недостаточны силы, чтобы нанести вред Брунхильд и Сигурду. Но, бывшая валькирия недооценивает тот факт, что некоторым людям силу заменяет коварство, способность к манипулированию и хитрость. Она забывает, что среди людей немало охотников за сокровищами. А Сигурд не только держит при себе золото дракона, он сам – сокровище. Другими словами, она принимает НЕДАЛЬНОВИДНОЕ решение, не беря в расчет «линии вероятностей» событий, порождаемые людьми, встреченными ею или Сигурдом по дороге.

Она пока не умеет УПРАВЛЯТЬ СОБЫТИЯМИ на основе продуманных решений. Верховный бог Один не обучил ее этому, предоставив возможность учиться самой, на своих ошибках. Он не рассказал ей, что мир людей существенно отличается от мира богов. Она не знает, что некоторые люди бывают хитрее и коварнее самого Локи.[9] 9
Локи – скандинавский бог огня, происходит из рода великанов, отличается необыкновенным умом и хитростью; он зол и коварен, совершает множество проделок, которые подвергают самих богов огромной опасности.


javascript:ShowPopupNote(\'idp27424\') Фактически, большая часть ее урока и посвящена противостоянию человеческим манипулированию, коварству и хитрости. Она не справляется с такой ситуацией и выбирает уход из мира людей.

Верховный бог, как отец,[10] 10
По некоторым версиям Один является отцом валькирий.


javascript:ShowPopupNote(\'idp44768\') наглядно демонстрирует дочери, что она еще не готова быть полноценной богиней, хоть и созрела для противостояния родителю. Так поступают мудрые родители, столкнувшись с «подростковыми реакциями» своих детей – они создают ситуацию, в которой ребенок должен принимать взрослые решения и терпеливо дожидаются, когда их чадо устанет и скажет: «Все, хватит, я устал быть взрослым!».

Подростки воюют с родителями за свободу, но умеют ли они ею обращаться? Способны ли они просматривать многочисленные «линии вероятностей» последствий принимаемых решений? Достаточно ли они зрелы для того, чтобы «играть во взрослые игры», противостоять скрытому злу, различать кто прав, кто виноват; кто достоин жить, а кто нет?

С этой точки зрения, Брунхильд проходит очень непростой «урок подростка», получившего не только свободу, но и ответственность взрослого. С высоты Одина видно, что он, как родитель, организовал дочери хорошую учебную ситуацию. Брунхильд претендовала на высокий уровень сложности, Один внял ее невысказанной просьбе. Она не справилась с заданием и вернулась к учителю. Смерть Брунхильд – символическое возвращение к Одину. Но валькирия вернулась ни одна – она принесла отцу душу самого храброго и достойного воина на свете. Фактически, тем самым, завершив старое задание Одина. Получается, мы снова вернулись к предопределенности?

Если мы и вернулись к предопределенности, то в ее тонком духовном аспекте. В этом ракурсе, предопределенность – закон причинно-следственных связей, закон «завершения сюжетов», говоря языком сказкотерапии. Посылая Брунхильд на поле боя, с которого она должна была принести в Валгаллу молодого воина, Один ждал, что дочь принесет достойнейшего. Валькирия же рассудила, что молодой воин должен жить среди людей, а не среди богов. Тем самым, она дала понять Одину, что мир людей для нее более привлекателен. Верховный бог понимает, что его дочь одержима иллюзиями, и отсылает ее в мир людей, чтобы она набралась собственного опыта, рассталась с «розовыми очками» и научилась ответственности за принимаемые решения и их последствия. Но, чтобы «завершить сюжет», завершить урок, она должна выполнить задание Одина и унести из мира людей достойнейшего воина. Им становится Сигурд.

Таков божественный промысел, обеспечивающий в мире порядок вещей. Нарушение этого порядка, закона причинно-следственных связей, вносит хаос и смуту и в мир людей, и в мир богов. А потому порядок должен быть восстановлен, сюжет завершен. С этой точки зрения предопределенность уже не выглядит пугающей и фатальной. Все просто – предопределенность в том, чтобы восстановить нарушенный порядок, пройти свой урок, получить новый опыт, а значит – привести систему к более высокому уровню развития, либо в ближайшей перспективе, либо в отдаленной.

Получается, в предопределенности нет ловушки, как таковой, есть проявление закона причинно-следственных связей. А также отражение эволюционных сил, которые, на первый взгляд, проявляются как сложнейшие перипетии жизненного сюжета.

Есть еще один важный момент. На основе чего Брунхильд принимает решения? Нетрудно увидеть, что это – «тени прошлого», чувство фатальной обреченности. Подобное основание в корне ошибочно. Брунхильд, а вслед за нею и многие люди, путают «фатальную неизбежность» и «законы развития жизненного сюжета». «Фатальная неизбежность» порождается страхом жить счастливо, неумением жить с радостью. Тогда как «законы развития сюжета» происходят от целей эволюции и таинственной игры «линий вероятностей». Мудрецы говорят, что боги способны на основе знания целей эволюции, играть с вероятностями событий, порождая затейливый


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: