Доверие — недоверие к источнику информации

Эффективность некоторых форм воздействия на человека (убеждение, совет, по­хвала, слухи) зависит от того, доверяет он или нет источнику воздействия. Боль­шинство исследователей определяют доверие как уверенно позитивные или оптими­стические ожидания относительно поведения другого, а недоверие — как уверенно негативные ожидания (Т. Govier, 1994; L. Т. Hosmer, 1995). Доверие и недоверие проявляются при открытости человека в ситуации неопределенности, уязвимости. Рядом авторов (И. В. Антоненко, 2004; Т. П. Скрипкина, 2001; L. Т. Hosmer, 1995) доверие и недоверие рассматриваются как противоположные, взаимоисключаю­щие и, следовательно, взаимосвязанные социально-психологические феномены, другие же доказывают, что доверие и недоверие независимы друг от друга (А. Б. Куп-рейченко, С. П. Табхарова, 2007; Т. Govier, 1994; Lewicki et al, 1998).

Связано это с тем, что еще недостаточно изучены характеристики личности источника информации, склоняющие людей доверять или не доверять ему. По­пытка выявить эти характеристики предпринята А. Б. Купрейченко и С. П. Таб-харовой (2007). Определяющими характеристиками человека, вызывающего или не вызывающего доверие, являются нравственность — безнравственность, надежность — ненадежность, открытость — скрытность, ум — глупость, независи­мость — зависимость, неконфликтность — конфликтность. Кроме того, для доверия человеку важными являются такие его характеристики, как оптимизм, смелость, активность, образованность, находчивость, вежливость, близость мировоззрения, интересов и жизненных целей. Для возникновения недоверия важны агрессив­ность, болтливость, принадлежность к враждебной социальной группе, конкурент­ность, невежливость.

Большинство позитивных характеристик наиболее значимы для доверия близ­кому человеку, а негативные характеристики — для недоверия незнакомому че­ловеку. Некоторые характеристики одними и теми же респондентами рассматри­ваются как критерии доверия для близких людей и как критерии недоверия для малознакомых и чужих. Это зависит от индивидуальных, групповых и ситуатив­ных особенностей отношения к данным характеристикам оцениваемого человека.

Авторы отмечают, что основными функциями доверия являются познание, обмен и обеспечение взаимодействия, а основными функциями недоверия — са­мосохранение и обособление. Это значит, что в случае доверия человек рассчиты­вает на получение какого-то блага (установление сотрудничества, получение цен­ной информации), а в случае недоверия он оценивает негативные последствия взаимодействия и использует недоверие как защиту от этих последствий.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: