Особенности общения младших школьников

В младших классах ведущим становится общение со сверстниками и формируется устойчивый круг ближайшего общения. Потребность в эмоциональной поддерж­ке сверстников бывает столь велика, что дети не всегда задумываются о принци­пиальных основах этих отношений. Отсюда случаи «ложного товарищества», «круговой поруки».

Младшие школьники относительно редко в качестве мотива общения называ­ют желание помочь товарищу. В то же время общение нередко базируется на внешних факторах: «живем по соседству», «моя мама знает ее маму», «в спальне кровати рядом» и т. д.

Еще недавно учащиеся наших школ при выборе партнера общения не заду­мывались, с детьми какой национальности они хотели бы учиться, играть, дру­жить. В последние годы, по данным Д. И. Фельдштейна, картина изменилась: уже 69% 6-7-летних школьников, выбирая товарища, на первое место по значимо­сти ставят его национальную принадлежность. У подростков этот процент еще выше — 84%.



На протяжении первых семи лет жизни последовательно сменяют друг друга четыре формы общения (М. И. Лисина, 1981): На протяжении первого полугодия - ситуативно-личностная форма, проявляемая в «ком­плексе оживления», т. е. сложной реакции младенца на появление в его поле зрения матери






или на звук ее голоса. Эта реакция включает зрительное сосредоточение, вокализации, дви­гательные и эмоционально-экспрессивные формы активности. От 6 месяцев до 2 лет - ситуативно-деловая форма, проявляемая в сотрудничестве ре­бенка со взрослыми, в деловом взаимодействии с ними. От 3 до 5 лет - внеситуативно-познавательная форма, проявляющаяся во множестве вопросов о предметах и явлениях окружающей жизни, обращенных к взрослым. Это возраст «почемучек». В 6-7 лет - внеситуативно-личностная форма, которая служит для познания самого себя, других детей и человеческих отношений.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: