Восприятие партнера по общению и возникновение первого впечатления о нем

Этот этап имеет большое значение для установления взаимопонимания, так как первое впечатление о человеке бывает довольно устойчивым, но не безошибочным (Kleinke, 1976; А. А. Бодалев, 1965).

Познание объекта общения начинается с получения сведений о нем либо от других (рассказы, слухи и т. п.), либо от восприятия самого партнера по общению.

Получение сведений от других на этапе предобщения создает у человека опре­деленное мнение о будущем объекте общения, установку на его восприятие. Од­нако это мнение не всегда объективно по многим причинам. Во-первых, сообщае­мые о каком-либо человеке сведения всегда эмоционально окрашены и отражают во многом сложившиеся у человека — источника информации отношения с буду­щим партнером по общению. Характерно при этом, что негативная информация сильнее влияет на наше впечатление о других людях, чем позитивная. Во-вторых, формирующееся мнение во многом зависит от того, чего ждет человек от партне­ра по общению.

Рассмотрим, например, ситуацию с учителем, который идет первый раз на урок в какой-то класс. Если отзывы педагогического коллектива о классе плохие, то прогноз (ожидания) учителя связан с построением отрицательной модели ситуа­ции урока: плохая дисциплина, низкая активность учащихся, невнимательное отношение к нему самому и т. д. Поскольку эта ситуация нежелательна для учи­теля, ее возможность настораживает его, настраивает на обостренное восприятие всего, что может служить проявлением этих негативных сторон поведения уча-


щихся на уроке. Хочет того учитель или нет, но он настраивается на защиту, мо­билизуя шаблоны поведения, соответствующие его поведению в напряженной ситуации.

Настороженность учителя на фоне его психической напряженности ведет к то­му, что случайное и частичное совпадение каких-то действий учащихся с призна­ками отрицательной модели ситуации урока получает со стороны учителя одно­значное отрицательное толкование. Случайная реплика, жест, смех учащихся, заданный ему вопрос (воспринимаемый непременно как вопрос с подвохом) со­здают у учителя впечатление о враждебности класса к нему и его предмету.

При этом наряду с защитными действиями, имеющими какое-то отношение к ситуации, включаются посторонние реакции. Наслаивание многих защитных шаблонов приводит к взрыву отрицательных эмоций. Последние в зависимости от индивидуальных особенностей учителя могут выражаться в разных формах. Эмоциональный взрыв может направляться на класс в целом или на отдельных учащихся и, будучи для них непонятным, не оправданным ситуацией, действи­тельно настроит против учителя. Эмоциональный взрыв может быть обращен внутрь и не виден для учащихся, однако он все равно вносит дезорганизацию в деятель­ность учителя, приводит к потере контакта с классом.

И в том и в другом случае учитель с первой встречи с учащимися создаст о себе невыгодное впечатление, да и сам будет плохого мнения о классе. Основа для вза­имопонимания надолго будет разрушена.

С другой стороны, имеет значение и предуготованность школьников к воспри­ятию впервые появляющегося перед ними учителя. Она будет разная в зависимо­сти от того, с кем им предстоит встретиться — с мужчиной или женщиной. Эта установка на наличие у учителя тех или иных качеств и соответствие их выпол­няемой им роли может первое время мешать созданию объективного представле­ния об учителе.

Девочки наделяют учителей-мужчин и учителей-женщин такими же качества­ми, что и мальчики: мужчина-учитель должен быть сильным, смелым, мужествен­ным, справедливым, а женщина-учитель должна обладать заботливостью, добротой, отзывчивостью (в большей мере, чем учитель-мужчина). Однако особенностью девочек является то, что у них значительно шире спектр требований к различным качествам учителя, будь то мужчина или женщина. Широта подхода к оценке че­ловека увеличивает и широту ожиданий школьниц, поэтому создание у них пер­вого впечатления об учителе — более многосторонний процесс, а оттого, вероят­но, и более сложный. Угодить вкусу мальчиков учителю легче, чем вкусу девочек. Девочки придают большее значение по сравнению с мальчиками таким факторам, как общительность учителя, его увлеченность своей профессией, внимательность к людям.

Такое же негативное влияние на деловое общение окажет и созданная кем-либо установка, что новый сослуживец — карьерист. Теперь все, что он ни будет пред­лагать для улучшения работы коллектива, будет расцениваться его коллегами как стремление выделиться перед начальством, обеспечить себе карьерный рост.

Опасность предубеждений состоит в том, что их трудно изменить даже при наличии доказательств, которые их опровергают.




Предубеждение к партнерам по общению противоположного пола имеет мес­то уже у детей дошкольного возраста. Во многих работах показано, что оценки представителей своего пола оказываются более высокими, чем представителей противоположного пола. И эта тенденция начинает проявляться у детей доволь­но рано. Еще в яслях 2-летние девочки предпочитают играть с девочками, а 3-лет­ние мальчики выбирают в партнеры для игр мальчиков (Jacklin, Maccoby, 1978; La Freniere et al, 1984). Такая половая сегрегация с каждым годом жизни все усилива­ется. В возрасте 6,5 лет дети проводят с товарищами своего пола в 10 раз больше времени, чем с представителями противоположного пола {Maccoby, 1998). При изучении Т. А. Репиной эмоционально-личностных отношений дошкольников выявилось, что взаимные выборы между детьми одного пола составили 84,8%, а между детьми разного пола — только 15,2%. При этом устойчивость выборов у девочек была большей, чем у мальчиков. Отмечается {Martin, 1994), что детские симпатии направляются на сверстников своего пола, а дети другого пола рассмат­риваются как представители внешней группы, обладающей многими негативны­ми характеристиками.

По данным В. Е. Кагана (2000), дети обоего пола 4-6 лет считают, что девочки лучше мальчиков, с той разницей, что у мальчиков имеется эмоциональная уста­новка «мальчики хуже девочек и я плохой», а у девочек — «девочки лучше маль­чиков и я хорошая».



Группы нередко укрепляют свою внутреннюю солидарность за счет подчеркивания негатив­ных качеств представителей других групп и создания образа внешнего врага. Это свойствен­но как мужчинам, так и женщинам: и те и другие охотно отпускают острые шутки и делают уничижительные комментарии по адресу представителей противоположного пола.

БернШ., 200], с. 226.


Это подтверждают и данные, полученные Б. А. Еремеевым (2005) на 1600 с лиш­ним школьниках 2-11 классов. Правда, в старших классах сверстницы перестают быть только хорошими, а сверстники — только плохими. Но в общем картина остается прежней, как в младших и средних классах: девочки для девочек хоро­шие, а мальчики — плохие.

В исследовании Н. А. Васильева с соавторами (1979) на большой выборке школь­ников было выявлено, что эмоционально-личностная оценка представителей сво­его и противоположного пола существенно разнится у мальчиков и девочек. Во всех классах (с 1-го по 10-й) девочки в абсолютном большинстве случаев выше оцени­вали девочек, чем мальчиков.

У мальчиков возрастная динамика оценок была сложнее. В младших классах они примерно одинаково часто эмоционально-положительно оценивали как маль­чиков, так и девочек. В средних классах симпатии мальчиков явно были на стороне представителей своего пола. В старших классах картина резко меняется: симпа­тия к представителям своего пола встречалась редко, а частота проявления сим­патий к девочкам даже превышала число симпатий, относимых к представителям того и другого пола в одинаковой степени (рис. 12.1).




Рис. 12.1. Эмоционально-положительная оценка школьниками разных классов своих одноклассников одинакового и противоположного пола: А - оценки, данные девочками; Б - оценки, данные мальчиками

Подобную тенденцию на младших школьниках и подростках выявили и запад­ные психологии (Underwoodet al., 2001). Дети, нарушающие правила половой сег­регации, менее популярны среди своих сверстников, отвергаются ими (Kovacs et al., 1996). В подростковом возрасте половая сегрегация ослабевает (Bukowski et al., 2000; Serbin et al, 1993).

Д. Хартли (D. Hartley, 1981) изучал, как мальчики и девочки оценивают пове­дение в школе представителей своего и противоположного пола. Выявилось, что мальчики оценивают поведение девочек только с положительной стороны, а свое собственное — как с положительной, так и с отрицательной. Девочки же опреде­ляют свое поведение как хорошее, а поведение мальчиков — как плохое. Авторская интерпретация этих фактов сводится к тому, что роль школьников и школьниц по-разному соотносится с полоролевыми стереотипами. Представления о «хорошей» школьнице и «настоящей» женщине не противоречат друг другу, в то время как быть хорошим (прилежным) школьником и в то же время «настоящим» мужчи­ной в сознании учащихся выступают как противоречивые представления.

Более положительное отношение к представителям своего пола сохраняется, по данным А. Г. Шестакова (1997), и у взрослых, хотя это проявляется и не так резко, как у детей. Так, проявили положительное отношение к изображению на фотографиях мужчин 32,2% мужчин и 23,4% женщин. Симпатию к женщинам проявили 23,6% мужчин и 29,8% женщин.

Создание адекватного представления о будущем партнере по общению может во многом зависеть от доверия или недоверия к источнику информации. Эта ин­формация может быть абсолютно истинной и все-таки остаться непринятой. И на­оборот, информация может быть искаженной или даже откровенно ложной, но принятой вследствие доверия к ее источнику.

Вторым путем получения сведений об объекте общения является непосред­ственное восприятие его при вхождении в прямой контакт с ним. Речь при этом




идет о восприятии скорее как социально-психологическом процессе, чем психо­физическом.

Восприятие другого человека {социальная перцепция) означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками восприни­маемого и интерпретацию на этой основе его поступков. Важность социальной перцепции состоит в том, что на основании образа партнера, который создается при знакомстве, мы строим в дальнейшем общение с этим человеком. В каждой ситуации в фокусе восприятия оказываются те признаки другого человека, которые позволяют определить его принадлежность к той или иной группе. А остальные черты и особенности этого человека, оказавшиеся не в «фокусе», достраиваются, домысливаются на основании существующих в общественном сознании стерео­типов (Jones, Thibaut, 1958).



Наши первые впечатления возникают на основе физических качеств человека в таком поряд­ке: раса (национальность), пол, возраст, внешний вид, выражение лица, контакт глаз, движе­ния, личное пространство и прикосновения. Эти характеристики помогают оценить людей как дружелюбных, мужественных, интеллигентных, сдержанных или приписать им противополож­ные характеристики (Gardenswartz, Rowe, 1998). Первые впечатления также формируются на базе социального поведения. Например, человек, позволяющий себе прерывать собеседни­ка, может быть воспринят как невежливый. Вердербер Р., Вердербер К., 2007, с. 51-52.


Одни люди склонны в большей мере опираться при восприятии другого чело­века на физические черты (внешний вид), другие — на психологические характе­ристики (поведение). От этого во многом зависит широта приписывания объекту общения тех или иных характеристик: в первом случае сфера приписывания огра­ничена, во втором случае открывается особый простор для воображения.

Внешние признаки включают в себя внешний вид человека, его внешнее выра­жение своего внутреннего мира (поведение): манеру держаться, говорить, совер­шаемые поступки. Эти суждения основаны на так называемых «скрытых теориях личности», которые допускают наличие связи между физическими особенностя­ми человека и чертами личности. Женщины и мужчины обращают внимание на разные особенности других людей. Мужчины и мальчики обычно видят и описы­вают других в терминах способностей («он хорошо рисует»), а женщины и девуш­ки—в терминах Я-концепции («он думает, что хорошо рисует»). Мужские опи­сания чаще включают в себя деятельность, не связанную с общением, тогда как женщины включают в описания больше межличностных отношений.

Приписывание может зависеть и от особенностей характера человека, который оценивает партнера по общению. В одном исследовании перед группой людей была поставлена задача определить характер человека на основании общего впечатле­ния. Каждому из этих людей давался опросный лист, в котором были перечисле­ны все возможные черты характера. Им надо было лишь подчеркнуть те из черт, которые, по их мнению, были присущи воспринимаемому человеку. В результате




оказалось, что наблюдатели в основном приписывали наблюдаемому именно то свойство характера, которое было отчетливо выражено у них самих.

Приписывание связано с тем, что при первом восприятии человека у субъекта общения явно не хватает информации, которую приходится домысливать для того, чтобы составить какое-то впечатление о воспринимаемом, построить прогноз относительно его поведения. Приписывание может базироваться на эффекте орео­ла, эффекте новизны и первичности, а также эффекте стереотипизации.

Эффект ореола проявляется в приписывании человеку, о котором имеется бла­гоприятное мнение, положительных оценок и тех качеств, которые в данный мо­мент не наблюдаются. Например, ученики, увидя на пиджаке учителя физической культуры значок мастера спорта, сделают заключение, что он обладает высоким мастерством и как педагог. В данном случае ореол спортсмена влияет на воспри­ятие учителя физкультуры как профессионала-педагога.

Эффект ореола чаще всего возникает при следующих условиях: 1) когда вос­принимающий судит о чертах, в которых он не разбирается; 2) когда черты связа­ны с нравственностью; 3) когда воспринимающий плохо знает данного человека.

Эффект первичности и новизны состоит в том, что первое впечатление о чело­веке сильнее, чем последующие, поэтому и велика роль первого появления учите­ля перед учащимися. Исправление первоначального впечатления о человеке тре­бует длительного его познания и совершается с трудом.



Стереотипы - упрощенные и стандартизованные концепции характеристик или ожидаемого поведения членов определенной группы... Создание стереотипов - это простой способ, по­зволяющий нам поддерживать порядок в сложном социальном обществе, в котором мы вза­имодействуем (McCrae, Milne, Bodenhausen, 1994). К тому же стереотипы иногда полезны (Deaux, Dane, Wrigttsman, 1993). Они обеспечивают «рабочие гипотезы». Так, когда мы не­ожиданно сталкиваемся с новым человеком, которого определяем, исходя из специфики его расы или культуры, мы можем снизить неопределенность наших суждений об этом человеке, приписывая ему характеристики из нашего стереотипа. В таком случае мы относимся к этому человеку, основываясь на стереотипе, пока не получим достаточно информации, чтобы вос­принять его как индивидуальность (Jones, 1990).

Вердербер Р., Вердербер К., 2007, с. 54.


Эффект категоризации состоит в том, что человеку приписываются те или иные характеристики в зависимости от того, к какой категории людей он отнесен. Например, в одном исследовании профессиональные психотерапевты смотрели снятое интервью с человеком, который в одном случае был представлен как паци­ент психиатрической клиники, а в другом случае — как поступающий туда на ра­боту. В первом случае психотерапевты находили в его ответах массу признаков ненормальности и плохой адаптации. Во втором же случае психотерапевты реши­ли, что он абсолютно нормален и хорошо адаптируется (hanger, Abelson, 1974).

Эффект стереотипизации состоит в том, что суждение о человеке выносится на основании своего ограниченного прошлого опыта или устоявшегося мнения других, некритически воспринятого субъектом общения. Стереотипы — это упрощенные




и стандартизованные концепции характеристик или ожидаемого поведения чле­нов определенной группы. Стереотипизация — это идентификация человека как принадлежащего к определенной группе с присущими ей особенностями. Стерео­типы играют как положительную, так и отрицательную роль. Положительная роль стереотипов состоит в том, что они дают готовые рецепты, как вести себя в не­определенной ситуации, как относиться к незнакомому человеку. С другой сто­роны, в них игнорируются индивидуальные черты партнера по общению. Кроме того, стереотипы и установки могут приводить к предубеждениям, когда на осно­ве ограниченного прошлого опыта или ограниченных сведений создается невер­ное впечатление о человеке. Например, у большинства пожилых людей имеется предубеждение, что нынешнее поколение хуже предыдущего. Вспомним стихотво­рение «Бородино» М. Ю. Лермонтова: «Да, были люди в наше время, не то, что ны­нешнее племя». Отсюда извечная проблема «отцов и детей», описанная И. С. Тур­геневым в его романе.

По внешним признакам оценивается интеллект людей: если человек в очках, то его умственный и образовательный уровни переоцениваются (Argyle, Kendon, 1967). Мужчин с длинными волосами люди склонны воспринимать более духовными, интеллигентными, с более широким кругом интересов {Argyle et ah, 1981).



В исследовании, проведенном Бродели, испытуемым предъявляли пять мужских силуэтов разных типов телосложения. Нужно было дать описание возможных психологических свойств людей с предложенными силуэтами. Реакции испытуемых расположились следующим обра­зом. Мускулистый, спортивный мезоморфный тип получил в описаниях устойчивые положи­тельные оценки. Эндоморфный тип - низкорослый толстяк - в большинстве случаев харак­теризовался отрицательно. Силуэты эктоморфного типа - высокие и худые - занимали в оценке испытуемых промежуточное положение: они не вызывали такой благожелательной реакции, как мезоморфный тип, но и не подвергались уничижительной критике, как эндоморф­ный (Э. Берн, 1988). В другом исследовании Лоусон предлагал учащимся 4-го и 6-го классов выбрать подхо­дящие характеристики для трех изображений сверстников одного и того же пола и возраста -худого, полного и нормального сложения. Включенные в список 56 прилагательных давали возможность выбирать характеристики - положительные или отрицательные. На основании того же списка детей просили оценить их сверстников в классе. Как и в других исследовани­ях, толстяк на фото не пользовался успехом. А предпочтение, оказываемое нормальному те­лосложению, с возрастом росло. Однако стереотипные оценки человеческой фигуры никак не связывались с оценками реальных сверстников (см. по Э. Берн). С другой стороны, достоверно зарегистрирован факт меньшей привлекательности детей эктоморфного (астенического) телосложения - их реже выбирают в качестве товарищей, чаще избегают, причем замечено, что с возрастом эта тенденция усиливается, что и так понятно, так как именно с возрастом человек начинает лучше ориентироваться в том, что одобряется группой, а что нет. КрижанскаяЮ. С, Третьякове. П., 1990, с. 28-29.




Как показано А. А. Бодалёвым (1970), В. Н. Панферовым (1968, 1982) и мно­гими зарубежными психологами, эффект приписывания в соответствии с оценоч­ными стереотипами проявляется в антропологических эталонах-стереотипах (тучность связывается с добродушием, стройность — с уверенностью и интеллек­туальностью, высокий лоб — с умом, большая нижняя челюсть — с бандитизмом и т. д.), в этносоциальных стереотипах (немец — педант, южанин — темперамент­ный), в социально-статусных стереотипах (чем выше официальный статус, тем более знающим кажется человек), в социально-ролевых стереотипах (врач — доб­рый, военный — смелый, ученый — рассеянный, умный), в экспрессивно-эстети­ческих стереотипах (чем более привлекательной кажется внешность человека, тем более позитивными личностными чертами он наделяется).



Психолог П. Уилсон (P. R. Wilson, 1968) провел остроумный опыт. Кучащимся колледжа в аудиторию заходил преподаватель с незнакомым для них мужчиной и сообщал, что прово­дится эксперимент по оценке глазомера. Необходимо «на глаз» оценить рост этого человека и записать свою оценку на листочке. Так как правила этикета требуют представить незнакомого человека, помогающего в проведении эксперимента, в первом классе его представляли -мистер Инглэнд, студент из Кембриджа. В другом классе эксперимент повторяли в точности, но представляли помощника - мистер Инглэнд, лаборант из Кембриджа. В следующих классах помощник становился лектором, старшим лектором и, наконец, профессором из Кембриджа. Ясно, что целью эксперимента была вовсе не простая оценка глазомера. Результаты, усред­ненные по группам, оказались поразительными. Разница в оценках первой группы, где социаль­ный статус «мистера Инглэнда» был наименьшим (студент), и последней группы, где статус был наивысшим (профессор), составила 12 см. Чем более высоким объявлялся социальный статус, тем более физически высоким казался его носитель. ...В одном из экспериментов психолога А. Миллера с помощью экспертов были отобраны фотографии трех групп людей, лица которых были оценены как красивые, обыкновенные и некрасивые. Затем испытуемых (в возрасте от 18 до 24 лет) попросили высказаться о вну­треннем мире каждого из тех, кто был изображен на фотографии. Испытуемые оценили «красивых» как более уверенных в себе, счастливых, искренних, уравновешенных, энергич­ных, любезных, находчивых, более богатых духовно, чем «некрасивых». Кроме того, испыту­емые мужчины оценили «красивых» (и мужчин, и женщин) как заботливых и внимательных, ориентированных на других людей. ...Молодым людям предлагали оценить очерк, написанный женщиной, портрет которой прилагался. В одних группах испытуемым демонстрировали портрет женщины с привлека­тельной внешностью, в других - с малопривлекательной. Очерк оценивался более высоко, когда испытуемые считали, что он написан красивой женщиной. РеанАА, Коломинский Я. Л., 1999, с. 325-328.


Стереотип физической привлекательности. Педагоги воспринимают учащихся с привлекательной внешностью как более умных {Clifford, Walster, 1973). Людям кажется, что красивые люди обладают определенными желательными для нас каче­ствами: красивое — значит хорошее. Это усваивают уже дети, у которых красивая




кукла — добрая. В стереотипе физической привлекательности есть доля истины. Дети и молодые люди с привлекательной внешностью несколько более уравнове­шенные, общительные и лучше ведут себя в обществе (Feingold, 1992; Goldman, Lewis, 1977). Это объясняет, почему на Западе более привлекательные люди по­лучают более престижную работу и больше зарабатывают (Umberson, Hughes, 1987).



...Когда мы говорим, что привлекательная внешность - при прочих равных условиях - важ­ный фактор, это вовсе не означает, что она всегда перевешивает прочие качества человека. Не исключено, что внешность оказывает наибольшее влияние на первое впечатление. Но первое впечатление важно, и по мере того как общество становится все более и более под­вижным и урбанизированным, а контакты между людьми - все более поверхностными, роль первого впечатления возрастает. МайерсД., 2004, с. 509.


Несмотря на преимущества, которые дает привлекательная внешность, она име­ет и оборотную сторону. Привлекательные люди чаще страдают от сексуальных домогательств и от неприязненного отношения представителей собственного пола. Их могут мучить сомнения по поводу того, за что их ценят — за дела, за че­ловеческие качества или только за красоту (Satterfield, Muehlenhard, 1997).

В процессе взаимодействия полученные первые впечатления о человеке будут либо подтверждаться и усиливаться, либо изменяться.

Чтобы более реалистично воспринимать партнера по общению, целесооб­разно соблюдать следующие рекомендации (Р. Вердербер, К. Вердербер, 2007, с. 56-57):

• Убедитесь в точности вашего восприятия; выяснение точности восприятия следует начинать с мысли: «Я могу ошибаться. Как это выяснить?» Допу­ская возможность ошибки, вы даете себе повод для поиска подтверждающей информации.

• Ищите больше информации для подтверждения восприятия; наилучший способ получить больше информации о людях — говорить с ними. Однако замечено, что мы склонны избегать людей, которых мало знаем. Надо пре­одолеть свою неуверенность, робость.

• Допускайте возможность и даже необходимость изменять мнение о людях; легче, конечно, придерживаться первого впечатления, даже если оно оши­бочно, чем сменить его. Помните, что общение, основанное на устаревшем, неправильном впечатлении, может обойтись вам дороже, чем пересмотр сво­его мнения.

• Проверяйте ваше восприятие, чтобы убедиться в правильности своих вы­водов. Понаблюдайте некоторое время за человеком без предубеждения и измените ваше впечатление, если поведение человека дает для этого осно­вания.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: