double arrow

Межличностное восприятие, его механизмы и эффекты


Межличностное восприятие – процесс систематизации и интерпретации чувственных данных о поведении и внешности человека. Процесс межличностного познания начинается с формирования первого впечатления о человеке, с восприятия поведения и внешнего его облика. С этого момента включаются в действие эмоциональные оценки. И происходит это потому, что эмоции обеспечивают быструю оценку происходящих с нами событий, обеспечивая формирование первого впечатления о человеке. Эмоции на этом этапе межличностного познания обнаруживают себя через механизмы и эффекты межличностного восприятия, к рассмотрению которых мы и приступаем.

Механизмы межличностного восприятия это присущие человеческой психике спонтанно действующие алгоритмы восприятия и обработки информации о других людях, дающие максимально быструю оценку значимости последней. К механизмам межличностной перцепции, влияющие на адекватность формирования образа другого, относятся:

· Проекция – перенос на того, кого мы познаем, своих собственных особенностей и состояний; при этом осуществляется приписывание другим людям как позитивных, так и негативных черт и свойств, которых у них в действительности нет. У тех, кто отличается малой самокритичностью и слабым проникновением в образ собственного «Я», механизм проекции выражен наиболее ярко.




· Идеализация – наделение объекта познания исключительно положительными качествами вне зависимости от реального поведения; этот механизм проявляется не только в завышении оценки позитивных особенностей личности, но и в преуменьшении негативных из них. Это имеет место в условиях первоначальной ограниченной информации о воспринимаемом.

· Стереотипизация – это стремление строить выводы на базе ограниченной информации, когда образ другого заменяется штампом, т.е. обобщенным (причем обобщение осуществляется на основе несущественных признаков) и упрощенными представлением о нем с точки зрения его принадлежности к возрастным, этническим, профессиональным и иным социальным группам. И как только мы выяснили, к какой группе принадлежит наш партнер по общению (например, является преподавателем), в действие вступает соответствующий стереотип, имеющий определенное содержание и эмоциональную окраску.

· Упрощение – это неосознаваемое стремление иметь четкие, непротиворечивые представления о тех, кого мы познаем, что приводит к игнорированию проявлений полярных качеств и особенностей, когда человек оценивается или только положительно, или только отрицательно. Это в конечном счете снижает точность межличностного познания.

Как видим, механизмы межличностного восприятия ведут к искажению поступающей информации о человеке. Поэтому при познании другого, необходимо видеть эти механизмы (т.е. «знать их в лицо»), чтобы уменьшить степень неточности при создании образа другого.



К возникновению ошибок в процессе познания другого ведут не только механизмы, но и эффекты восприятия.

Эффекты межличностного восприятия, в которых находит выражение эмоциональные отношения между партнерами по общению, что снижает точность межличностного познания. Остановимся на важнейших из них.

· Эффект «ореола» состоит в том, что первое впечатление о человеке распространяется на образ человека в целом. При этом может сформироваться как позитивный, так и негативный «ореол». Если первое впечатление в целом благоприятное, то последующее поведение человека оценивается позитивно, если даже это не соответствует реальности. К негативному «ореолу» ведет отрицательное первое впечатление о человеке, которое приводит к игнорированию позитивных качеств человека в дальнейшем из-за усиленного внимания к недостаткам.

· Эффект «новизны» возникает по отношению к знакомому человеку, когда наибольшую ценность приобретает последняя, т.е. более новая информация о нем. По отношению же к незнакомому человеку более значимой является первая информация.

· Эффект «бумеранга» возникает в тех случаях, когда воздействие информации на партнера по общению вызывает результат, обратный ожидаемому. Этот эффект имеет место в тех ситуациях, когда партнер по общению не пользуется у нас ни доверием, ни авторитетом. Этим объясняется то, почему даже правильные советы некоторых людей воспринимаются нами враждебно.








Сейчас читают про: