double arrow

Агрессивное поведение как проявление конфронтации

Часто конфронтация приводит к агрессивному поведению (агрессии). Оно явля­ется выражением возникшего состояния фрустрации, когда попавшие в конфликт­ную ситуацию люди не могут достигнуть своей цели.

Исходя из выбранного человеком при конфронтации способа поведения, вы­деляют физическую и вербальную агрессию. И та и другая может быть прямой и косвенной. Прямая физическая агрессия выражается в физическом воздействии на другого человека (нападении, препятствовании осуществлению каких-либо действий). Косвенная физическая агрессия выражается в ломании предметов, сту-чании по столу кулаком, хлопаньи дверью при уходе из помещения. Прямая вер­бальная агрессия — это словесное оскорбление человека, высказываемое ему лично, а косвенная вербальная агрессия — за его спиной (в разговоре с другими людьми, не участвовавшими в конфликте).

Прямая и косвенная физическая агрессия больше присуща лицам мужского пола, а вербальная агрессия, особенно косвенная, лицам женского пола.

В зависимости от направленности агрессивного поведения различают гетеро-агрессию (направленность на других) и аутоагрессию (направленность на себя, самообвинение и самонаказание).



Многие маленькие дети склонны причинять другим боль и страдание. Это поведение имеет свои причины: ребенок хочет узнать, какова будет реакция предмета или живого существа на какой-то жест, слово, удар. Маленький ребенок неспособен понимать переживания других людей. Ему трудно представить, что кто-то, кроме него, может ощущать боль, печаль, страх. Подчас ребенок, причиняя себе или кому-то другому боль, стремится извлечь из этого ка­кую-то пользу. Например, некоторые дети, склонные к истерическим проявлениям, бьются головой, даже наносят себе увечья - и этим преследуют конкретную цель: хотят обратить на себя внимание, получить какую-то выгоду и т. д.






У старших детей, эмоционально и социально более зрелых, такого рода поведение встре­чается все реже. Большинство детей, достигая определенного уровня развития, перестает стремиться к тому, чтобы причинять себе и другим боль - как физическую, так и психиче­скую. Однако случается и так, что ребенок не «вырастает» из того состояния, которое психи­атры называют детским мазохизмом. Для этих детей причинять боль другим, бить, нападать -способ получать удовлетворение и радость. Это дети злобные, язвительные, назойливые, агрессивные. В каждом коллективе, где они находятся, затевают ссоры, конфликты. В песоч­ницу они идут не затем, чтобы строить, а прежде всего для того, чтобы разрушать то, что построили другие. В детском саду они не умеют дружно играть, мешают товарищам, толка­ются, отнимают игрушки. В школе их мало интересует учеба, на уроках они скучают, зато во время перемен растрачивают всю свою энергию и находчивость: дергают, бьют других де­тей, что-то портят, пачкают. Одной из важных причин агрессивного отношения детей к окружающим являются психи­ческие отклонения, выражающиеся в соответствующих изменениях характера. Однако психи­ческие отклонения, обусловливающие агрессивное поведение, проявляются у детей достаточно редко. Отклонения в поведении детей сигнализируют о том, что в системе воспитания что-то срабатывает неправильно. Чрезмерная агрессивность и склонность причинять боль другим очень часто бывает про­явлением страха. Агрессивность сопутствует страху и одновременно является противоядием страха. Агрессивность помогает ребенку избавиться от ощущения затравленности, зажато-сти. Он в бешенстве и отчаянии набрасывается на что-то или кого-то, и это ему приносит облегчение и позволяет ощущать себя победителем. Причиной агрессивного поведения может быть также чувство обиды. Обиженный чело­век, особенно незрелый, имеет обыкновение переносить чувства неприязни и ненависти на всех окружающих его людей. Если ребенка часто унижают, если он незаслуженно ощущает себя неудачником, обиженным, возникает необходимость в самозащите, появляется агрес­сивность, очень часто - не только в моменты опасности, но и «профилактически», с целью предупреждения возможных неприятностей. Агрессивные наклонности имеют, как правило, дети, которые любят быть лидерами. Что­бы завоевать власть, недостаточно получить признание мягких, уступчивых, надо также под­чинить себе сильных, а это требует борьбы. Если потребность в лидерстве не подкрепляется авторитетом, который заставляет других добровольно уступать, признавать лидера, у того появляется агрессивность в поведении. Когда не хватает моральной силы, чаще всего при­меняют силу физическую. Маковская И. Агрессивность: проявления, причины, предупреждение // Родина и школа. 1979. №8 (Польша).


От агрессивного поведения следует отличать агрессивность как свойство лич­ности. Агрессивность — это склонность человека разрешать конфликтные ситуа­ции с помощью агрессивного поведения. Одни ученые считают, что агрессивность — это влечение, уровень которого задан человеку от рождения. Другие говорят о роли воспитания, научения путем подражания. Правы и те и другие. Агрессивность более выражена у лиц мужского пола, чем женского, что можно связать с преоб­ладанием у первых мужского полового гормона. Известно, например, что прием


анаболиков (в состав которых входит этот гормон) увеличивает агрессивность. С другой стороны, показано, что в близком к первобытности племени, традици­онно считающемся миролюбивым, агрессивность мужчин и женщин отсутствует.

Уровень агрессивности зависит от социального статуса школьников в классе и в компании. Наиболее высокий ее уровень наблюдается у лидеров и отвергае­мых. В первом случае агрессивность поведения вызывается желанием защитить или укрепить свое лидерство, во втором — неудовлетворенностью своим положе­нием, состоянием фрустрированности.

Общая агрессивность человека складывается из его различных частных осо­бенностей: вспыльчивости, обидчивости, заносчивости, подозрительности, не­терпимости, неуступчивости, склонности к доминированию, мстительности, бес­компромиссности. У высокоагрессивных субъектов все эти свойства выражены сильнее, однако наибольший вклад в склонность к агрессивному поведению вно­сят вспыльчивость, обидчивость, мстительность. Играет роль и склонность чело­века к демонстративности, т. е. к желанию все время производить впечатление на других людей, привлекать к себе внимание. Очевидно, именно такая склонность приводит к легко возникающей обиде, к заносчивости.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: