double arrow

страницы машинописного текста


‚ данном реферате описан жизненный путь риторика €сократа, его основные мировоззренческие идеалы и цели, которые позволЯли ему двигатьсЯ вперЮд исполнЯЯ своЮ жизненное предназначение.

Љлючевые слова: €сократ, ѓрециЯ, риторика, панегирик, речь, оратор.

Џлан

‚ступлениеЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙ..4

1.ЃиографиЯ ЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙ..5

2.Њежду огней войны и мираЙЙЙ...Й7

3.‘мерть оратораЙЙЙЙЙЙЙЙ..Й.15

4.Ѓыль минувших летЙЙЙЙ..ЙЙЙ16

‚ыводЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙ...ЙЙ.21

‹итератураЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙ..ЙЙ22

‚ступление

“чеником ѓоргиЯ был известный преподаватель риторики €сократ (436-338). Ћн содержал в Ђфинах школу красноречиЯ, подготовившую много практических деЯтелей Р политиков (€сей, ‹икург, ѓисперид) и полководцев (’имофей, ‹аодамант, Љлеарх, Ќикокл). Ћбучение продолжалось три-четыре года, стоило дорого - около 1000 драхм. €сократ придерживалсЯ следующего принципа: не научившись хорошо говорить, нельзЯ научитьсЯ хорошо мыслить. Ћн считаетсЯ отцом практического образованиЯ (в отличие от научных школ, какими были ЂкадемиЯ Џлатона и ‹ицей ЂристотелЯ), отцом греческой интеллигенции. €сократ сам никогда принародно не выступал, а только преподавал и писал речи, которые имели широкое хождение как политические памфлеты. …го можно поэтому считать одним из первых политических публицистов.




Ћн так и не сумел преодолеть врождЮнную стеснительность, был небольшого роста и голос имел слабый. ЗЉогда его спрашивали, как это он, сам не способный произносить речи, учит других, он отвечал, что точильный камень не может резать, но он делает железо острымИ[1].

‘тиль его речей высоко ценили знатоки, в частности Ђристотель, хотЯ и недолюбливал €сократа (известна его фраза Зстыдно молчать и давать говорить исократамИ), в своей ЗђиторикеИ неоднократно цитирует известную речь ЗЏанегирикИ как некоторый образец красноречиЯ.

‚ отличие от своих учителей-софистов €сократ считал, что общественному деЯтелю надо быть по возможности морально твердым человеком.

–ель: описать жизненный путь риторика €сократа

‡адача: осмыслить идеи, мысли и достижениЯ €сократа

1. ЃиографиЯ

€сократ Р это выдающийсЯ оратор, публицист „ревней ѓреции, создавший особый письменный жанр красноречиЯ и открывший эпоху эллинизма в риторике. ‚ своих речах он давал политические наставлениЯ, использовал их в качестве воспитательного орудиЯ. €сократа называют наследником ‹исиЯ, учеником ѓоргиЯ Р одного из создателей искусства красноречиЯ.

ђодилсЯ €сократ в 436 г. до н.э. Ћн был сыном ”еодора из города ќрхиЯ, который был состоЯтельным человеком (он владел большой мастерской флейт). ‘воим детЯм он постаралсЯ дать хорошее образование. З“чилсЯ он у Џротагора, ѓоргиЯ, Џродика и ’исиЯЙ‘ократ говорил, что в €сократе была Зприродой заложена какаЯ-то любовь к мудростиИ.[2] €сократ был единственным, кто после казни ‘ократа открыто осмелилсЯ носить траур по погибшему философуИ. Џозже ритор выскажет благодарность своему отцу в речи ЗЋб обмене состоЯниемИ. ћность €сократа прошла в годы Џелопоннесской войны, в которой Ђфины потерпели поражение. ќтот фактор наложил соответствующий отпечаток практически на все его произведениЯ. ‘ помощью своих работ он стремилсЯ возродить традиционную афинскую демократию, котораЯ была сильно искажена в ходе войны.



Џосле Џелопоннесской войны состоЯние отца было потерЯно, и €сократ вынужден был стать логографом Р человеком, который пишет речи за деньги. €меЯ слабый голос, он не мог сам читать свои работы длЯ публики. ‘ам ритор говорил: ЗЙнет у менЯ ни достаточно сильного голоса, ни смелости, чтобы обращатьсЯ к толпе, подвергатьсЯ оскорблениЯм и бранитьсЯ с торчащими на трибунеИ. ‡анималсЯ логографией он около десЯти лет Р с 403 до 393 или 390 г. до н.э. ‚ то времЯ €сократ писал судебные речи, шесть из них дошли до нас. ЗЌесомненно, однако, что это занЯтие не могло надолго удержать €сократа. …го литературному вкусу, сформировавшемусЯ в школе ѓоргиЯ, сродни было не столько судебное, сколько торжественное, эпидейктическое красноречие; следы пристрастиЯ к этому последнему отчетливо заметны уже и в первых, судебных речах €сократа. ‘ другой стороны, и нравственным его убеждениЯм, сложившимсЯ под сильным влиЯнием ‘ократа, претила роль наемного судебного адвоката. ђано пробудившеесЯ честолюбие влекло его в другую и более высокую сферу политических интересов и государственной деЯтельности С к публичному, политическому красноречиюИ.[3]



Џанегирик Р это перваЯ полностью политическаЯ €сократа и, вместе с тем самаЯ совершеннаЯ. Ђвтор долго работал над этим произведением, стремЯсь наиболее полно развить и обосновать идею единениЯ афинЯн со спартанцами в борьбе против персов, о чЮм и говорит в ¤14: З’ак вот, если моЯ речь недостойной своего предмета и моей славы, если она не оправдает потраченного на неЮ времени, и больше того Р всей моей жизни, то пусть менЯ презирают и осыпают насмешками за то, что, не имеЯ особых дарований, Я взЯлсЯ за такую задачуИ.

Ќад ЗпанегирикомИ ( речью на всеэллинском собрании) €сократ работал около 10 лет. ЗЃольшое значение придаЮт €сократ искусству выражениЯ мыслей: в этом отношении важнаЯ роль принадлежит выбору слов и их сочетанию. ЏорицаЯ особое пристрастие к метафорам, €сократ считает, что слог вместе с тем должен быть отделанным и возвышенным. ‘ледуЯ ѓеоргию в употреблении украшающих средств, он вместе с тем не злоупотреблЯет имиЙ ‚ его искусстве делать лЮгкие и естественные переходы нет ему равныхИ.[4]

2. Њежду огней войны и мира

ЗЌепосредственным толчком к созданию ЗЏанегирикаИ Явилась та политическаЯ обстановка, котораЯ сложилась в ѓреции к середине 80-х годов IV в. ЉратковременнаЯ гегемониЯ ‘парты после Џелопоннесской войны сменилась новой междоусобной борьбой, котораЯ ослабила греческие полисы и сделала возможным унизительный Ђнталкидов мир (386 г.), приведший к установлению персидского контролЯ над греческими деламиИ.[5] ’акже после войны началсЯ очень сильный социальный кризис, на который оратор намекает в ¤115 (ЗЌеужели мир, который мы имеем сейчас, и свобода городам, котораЯ только чиститьсЯ в договоре, лучше, чем былое господство Ђфин? Љому нужен мир, парни котором на море хозЯйничают пираты, когда города отданы во власть наЮмниковЙ) и в ¤167 (З•орошо бы начать этот поход ещЮ при нынешнем поколении, чтобы оно, перенЮсшее столько бед, смогло наконец насладитьсЯ счастьем. ‘лишком много ему пришлось выстрадатьЙ)

‘оздавал ЗЏанегирикИ €сократ в кабинетной тиши, ЗопираЯсь на на глубокие мифологические и исторические экскурсы, продуманную, но очень сложную композицию, выверенный многократным прочтением вслух способ использованиЯ тропов и фигур. „ревние говорили, что его речь льЮтсЯ как масло, гладко и плавно, правда, на слушателЯ наводит сон, зато в текстовом варианте не имеет себе равных по красотеИ.[6]

Љомпозиционно ЗЏанегирикИ разделЮн на две части. ‚ первой части (¤ 1-132), продолжающей традицию торжественных речей, посвЯщенных прославлению отечества, автор прославлЯет героическое прошлое Ђфин и их заслуги перед эллинами, обосновывает право Ђфин на гегемонию в ќлладе (по крайней мере, на море) и, таким образом, убеждает слушателей в необходимости объединениЯ греческих полисов под руководством Ђфин.

‚ самом начале €сократ говорит, что Ђфины Р это Зсамый древний, самый большой и знаменитый городИ, а также то, что его жители, в отличие от других эллинов всегда жили на греческой земле, т.е. ЯвлЯютсЯ его коренными жителЯми, доказываЯ тем самым исторические права на главенство Ђфин в ќлладе.

„алее ритор рассуждает об их благодеЯниЯх всему человечеству: освоении Ѓалкан, изобретении многих вещей, возникновении законов, учреждении общеэллинских празднеств, во времЯ которых повсеместно заключаетсЯ мир, открытии крупнейших торговых путей и рынка в Џирее. ЏонЯтно, что столько сделав длЯ целого мира, афинЯне имеют полное право управлЯть всеми остальными греками и верховенствовать в бой против варваров.

€сократ, сам будучи оратором, считает Ђфины бесспорным центром философии и красноречиЯ: З‚ уме и красноречии Ђфины своих соперников опередили настолько, что стали подлинной школой всего человечества, и благодарЯ именно нашему городу, слово ЗэллинИ теперь означает не столько место рождениЯ, сколько образ мысли и указывает скорее на воспитание и образованность, чем на общее с нами происхождениеИ (¤50).

€сократ приводит доказательства в пользу необходимости афинского господства и длЯ тех, считает вышеупомЯнутые доводы достаточно мелочными. “знаваЯ от оратора о том, кто прибегал к помощи его города, читатели и слушатели сразу понимают насколько мощны Ђфины: ЗЙ ещЮ до ’роЯнской войны к нам обратились за помощью дети ѓеракла, а чуть раньше Р аргосский царь Ђдраст, сын ’алаЯИ (¤54).

‚ следующем абзаце €сократ, доказываЯ, что ‘парта должна подчинитьсЯ Ђфинам, говорит: ЗЊногим благодеЯниЯм нам обЯзаны спартанцы, но уже за одно это они перед нами в неоплатном долгу, ибо только афинскаЯ помощь дала возможность ѓераклидам, предкам правЯщих ныне в ‘парте царей, вернутьсЯ с победой в Џелопоннес, захватить Ђргос, ‹акедемон и Њессену, основать ‘парту и заложить основы еЮ нынешнего могуществаИ (¤61).

З‚ыдвижение €сократом на первый план своего родного города в качестве инициатора объединениЯ ќллады, весьма возможно, объЯснЯлось действительным возрождением политического могущества Ђфин: речь создана накануне образованиЯ второго Ђфинского морского союза. Ћднако отсюда еще не следует, что всЯ речь в целом была направлена против ‘партыИ[7]. €менно по этой причине, далее €сократ говорит об афинских победах над варварами. Ћн приводит в пример наиболее крупные войны и рассказывает о том как одни лишь афинЯне, безо всЯкой помощи, побеждали огромные варварские войска. Ќемного погодЯ, ритор говорит о греках предыдущих поколений, о том какие ценности и убеждениЯ у них были. Џо его словам, афинЯне Зи спартанцы всегда соперничали, но тогда они состЯзались на поприще славы и не считали себЯ врагамиИ (¤85). Ќо, несмотрЯ на все споры и разногласиЯ, и те, и другие Зобщим отечеством считали ќлладуИ (¤81). „алее €сократ сравнивает, то как против персов сражались афинЯне и спартанцы. Ћказалось, что жители ‘парты были хотЯ и отважны, но нерасторопны, слабы, т.е. практически беззащитны перед натиском врага. Ђфинские воины бились с врагом очень доблестно, храбро, победоносно. Ћни всегда приходили на помощь к своим собратьЯм. €сократ говорит в ¤96: ЗЊожно ли найти более Ясное доказательство благородства афинЯн и их преданности ќлладе, чем та решительность, с которой ради общей свободы они пожертвовали родным городом, и самообладание, с которым они смотрели на то, как грабЯт их полЯ, разорЯют свЯтилища и сжигают храмыИ.

„алее €сократ пишет о том, как хорошо афинЯне обращаютсЯ со своими подданными. ЏокорЮнные народы живут в процветании и практически полной свободе при таком же демократическом строе как и в самих Ђфинах. Љроме того, территории своих соседей Ђфины не захватывают. ‚ ЗЏанегирикеИ еЮ автор длЯ большего благозвучиЯ употреблЯет сложнейшие предложениЯ со множеством причастных и деепричастных оборотов, подчинительных предложений, уточнЯющих членов, вводных слов и т.д. ‚ этом абзаце есть такое предложение, одно из самых длинных в речи: З€ вот доказательство: хотЯ земли у нас слишком мало, особенно если учесть число наших граждан, хотЯ властвовали мы над огромной державой и располагали вдвое большим, чем остальные государства, числом боевых кораблей, да ещЮ таких, каждый из которых стоит двух вражеских, хотЯ …вбеЯ расположена совсем близко от Ђттики и обладание еЮ даЮт ключ к господству на море, да и в прочих отношениЯх она ценнее любого другого из островов, хотЯ нам ничего не стоило еЮ захватить и удержать еЮ было бы даже проще, чем наши сухопутные владениЯ, и к тому же мы по опыту знали, что всюду в почЮте именно те государства, которые сгонЯют с земли соседей, чтобы обеспечить себе сытную, беззаботную жизнь, - ни одно из этих соображений, однако, не побудило нас к захвату …вбеи, но мы были единственной великой державой, котораЯ мирилась с тем, что живЮт в большей бедности, чем те, кого упрекают в покорности намИ (¤¤ 107-109).

„алее €сократ обвинЯет спартанцев в развЯзывании войны под предлогом освобождениЯ эллинов и окончании еЮ их предательством, а также в последствиЯх этого предательства, больно ударившим по ним же самим. ‡десь автор показывает их глупость, а глупый народ не может главенствовать в ѓреции. ђитор говорит, что отнюдь не враждебен к народу ‘парты и употреблЯет в их отношении резкие выражениЯ только длЯ того, чтобы они изменили свой нынешний образ мысли.

ќ. Ѓухнер, автор новейшего специального исследованиЯ о ЗЏанегирикеИ €сократа, тщательно проанализировав текст речи, убедительно показал различное содержание терминов ЗархэИ (ЗвластьИ, ЗдержаваИ) и ЗгегемониЯИ, используемых здесь €сократом. Ќе выступаЯ в поддержку архэ, €сократ здесь выступает с идеей гегемонии Ђфин, т. е. такого первенства, которое основано не на принуждении, а на добровольном подчинении.

ЗHe против ‘парты, не ради Ђфин и не в угоду демократии был написан ЗЏанегирикИ. ‚ерность этого негативного определениЯ подтверждаетсЯ при рассмотрении второй части памфлета (¤ 133 С 186), имитирующей симбулевтическую, совещательную речь. ‚сЯ эта часть посвЯщена одному С призыву к совместному походу эллинов против персов. Џри этом автор не просто призывает к борьбе с извечным врагом эллинов, не только обосновывает реальную возможность успеха, но и доказывает, что сама эта борьба ЯвлЯетсЯ единственным средством, могущим избавить ќлладу от бедствий, которые она теперь испытываетИ.[8]

‚ начале второй части ЗЏанегирикаИ €сократ говорит о положении дел в Џерсии и близких к ней странах и островах. Ћн рассказывает, что варвары из-за безрассудства греков уже владеют многими территориЯми и пытаетсЯ убедить начать войну против них немедленно. Ђвтор описывает самые крупные войны, а таких было очень много , где персы оставались победителЯми. Ќо тут же оратор показывает и трусость персов, рассказываЯ о некоторых их поражениЯх. ’ак же €сократ описывает несовершенную социальную систему Џерсии, и страданиЯ захваченных ей народов, в том числе и эллинов, которых нужно освободить. „алее он опЯть начинает убеждать нас в необходимости начать войну уже сейчас: З„аже слишком многое, Я считаю, нас побуждает к войне против персов. Џозор упускать такой случай и потом о нЮм с горечью вспоминать. Ђ ведь лучших условий длЯ войны с царЮм, чем теперешние и пожелать нельзЯЙ •орошо бы начать этот поход ещЮ при нынешнем поколении, чтобы оно, перенЮсшее столько бед, смогло наконец насладитьсЯ счастьемИ. (¤¤ 160 и 167).

€сократ говорит, что нужно расторгнуть мирный договор с Џерсией, Явно дающий варварскому государству большие преимущества и, ставЯщий ќлладу практически ни во что, и отомстить ей Зза прошлое и обеспечить своЮ будущееИ. Зќто единственнаЯ война, котораЯ лучше, чем мир. ЏохожаЯ больше на летнюю прогулку, чем на поход, она выгодна и тем, кто хочет мира, и тем, кто горит желанием воевать: те смогут открыто пользоватьсЯ своим богатством, а эти разбогатеть за чужой счЮтИ. (¤182).

ЋбщеэллинскаЯ война с персами как панацеЯ от всех бед С вот главный тезис ЗЏанегирикаИ. ’акаЯ война ЯвитсЯ важным средством достижениЯ политического мира в ќлладе, установлениЯ согласиЯ между всеми полисами. Ќо эта же война может принести и мир социальный, содействуЯ установлению согласиЯ между гражданами в каждом отдельном полисе. Ћтметить персам за прошлые унижениЯ, перенести бедствиЯ ќллады в Ђзию, а богатство Ђзии в ќлладу, сделать варваров подданными эллинов, С шовинистический и вместе с тем классовый, рабовладельческий характер этой программы, провозглашенной €сократом в ЗЏанегирикеИ и затем развитой в других его произведениЯх, совершенно очевиден.

‡аканчивает свою речь €сократ, даЮт наставлениЯ слушателЯм, в которых говорит не только о войне и объединении Ђфин со ‘партой, но и о своей речи, призываЯ других ораторов попытатьсЯ превзойти еЮ, и, в которых слышны отголоски из работы ЗЏротив софистовИ: ЗЙ кто опытен в красноречии, пусть перестанут рассуждать о денежных залогах и прочих безделках, пусть лучше попробуют превзойти эту речь и поищут способа на эту тему высказатьсЯ красноречивей, чем ЯЙИ (¤188).

ЗЏанегирикИ очень искусно выстроен, его композициЯ необычна. €сократ Зкак бы делал эскиз с далЮкого расстоЯниЯ, откуда видны лишь контуры предметов, но откуда заметны также нити, свЯзующие их друг с другом, откуда можно объЯть обзором множество предметов сразу, можно их сопоставить, отличить похожие от непохожих, малые от великихЙ Џластичность красочных, чувственно воспринимаемых фигур заменена здесь наглЯдностью совсем иного рода, заменена логической Ясностью чЮтко проведЮнной группировкиИ.[9]

3. ‘мерть оратора

‚ 337 г. старый €сократ умер. Ћн отказалсЯ принимать пищу из-за крушениЯ своих надежд. Зђазвитие политических событий перед его смертью показало, насколько нереальны были расчеты €сократа на мирное объединение ќллады. ”илипп II Явно не склонен был ограничитьсЯ ролью незаинтересованного посредника и благодетелЯ, а греческие полисы, со своей стороны, не спешили расстатьсЯ со свободою и независимостью и растворитьсЯ в греко-македонской державе. Џоложение обострилось, назревал новый вооруженный конфликт между Њакедонией и родным городом €сократа ЂфинамиЙ Ќапрасны были призывы престарелого ритора к сдержанности и взаимным уступкам. Ќи одна сторона не захотела уступить, и дело кончилось кровавой битвой при •еронее, доказавшей полную иллюзорность последней надежды €сократа, его попытки совместить несовместимое С принципы полисной автономии и свободы с идеей объединениЯ эллинов под руководством сильного монархаИ.[10]

4. Ѓыль минувших лет

€з 28 его речей дошло до нас 21, а также 9 писем к нескольким историческим личностЯм: македонскому царю ”илиппу, тирану „ионисию и т. п. ‘удебные речи, числом 6 (XVIСXXI), относЯтсЯ к первой поре деЯтельности €сократа (402С390) и составлены длЯ произнесениЯ на суде одной из сторон, если только это не школьные образцы, сочиненные учителем в руководство ученикам по поводу действительных или даже вымышленных процессов: по крайней мере, €сократ в более поздние годы настойчиво отвергал всЯкую прикосновенность свою к судебному красноречию и о составителЯх подобных речей говорил с Явным пренебрежением (XV, ¤¤ 24-41). €зобилуЯ общими местами и софистическими измышлениЯми, не выдаваЯсь в стилистическом отношении, судебные речи €сократа содержат в себе некоторые бытовые черты и намеки на исторические событиЯ, особенно на тиранию тридцати и следовавшие за еЮ падением перемены.

‘лаву и богатство доставила €сократу преподавательскаЯ деЯтельность, сначала на •иосе, потом в Ђфинах, а также составление сочинений наставительно-политических. ‚ ЗЏанафинейскойИ речи (XII), в речи ЗЏротив софистовИ (XIII) и в ЗЋбмене состоЯниЯмиИ (XV) имеютсЯ некоторые автобиографические известиЯ; здесь же преподаны правила декламации его речей (XV, 10-12). €з так называемых речей только немногие (IV, VI, VII, VIII, XII, XV) заслуживают это название; все прочие С или обращениЯ к царЯм и правителЯм с наставлениЯми и похвалой, или упражнениЯ в модном тогда стиле софистов.

‘амаЯ раннЯЯ и вместе замечательнейшаЯ из речей €сократа, ЗЏанегирикИ, стоила автору 10 лет труда (390С380); наиболее позднЯЯ, ЗЏанафинейскаЯИ речь, начата им на 94 и кончена на 97 году жизни; обе речи названы так от праздников, к которым приурочивал автор их произнесение. Ќа самом деле сочинениЯ €сократа назначались длЯ чтениЯ дома или в кружке друзей и ни одно из них не произносилось ни в суде, ни в народном собрании. „о конца дней своих, однако, €сократ стремилсЯ направлЯть событиЯ к определенной цели посредством воззваний к народам и царЯм и никак не мог понЯть, почему никто не пользуетсЯ его уроками в политике. ‡ато в роли мастера и учителЯ литературной прозы €сократ не имел соперников; слава его привлекала в его школу многочисленных учеников из разных мест европейской и азиатской частейќллады.

–ицерон сравнивал дом €сократа с гимназией и с открытой длЯ всей ќллады мастерской; школу его он называл троЯнским конем, из которого толпой вышли герои, ученики; число слушателей €сократа доходило, по словам его биографа, до ста. €з его школы вышли историки …фор, ”еопомп, Ђндротион, ораторы ‹икург, ‹еодамант и др. Џодобно софистам, €сократ учил за деньги, получаЯ до 2 5 0 р. с. с ученика за курс; получал он иногда деньги и за свои сочинениЯ С напр. за панегирик…вагору, саламинскому царю на Љипре, около 30000 р. сер.

“ченикам частью преподавались правила построениЯ речи, начинаЯ с подбора отдельных слов и кончаЯ образованием длинных периодов, частью читались, с комментариЯми, собственные сочинениЯ учителЯ. Ћб одном и том же предмете говорить на разные лады, подновлЯть старое, новому придавать печать старины, великое уничтожать, ничтожное превозносить С таково, по словам €сократа, назначение речи (IV, 8); то же говорили софисты, когда учили неправое дело сделать правым, и наоборот.

Џериод увлечениЯ чудесной силой слова ознаменовалсЯ быстрыми успехами в разработке грамматики, в выЯснении различных стилей и т. п. “силиЯми €сократа завершено было развитие аттической прозы и приспособление еЮ длЯ разнообразнейших видов литературы не одних афинЯн, но и всех эллинов. ‚лиЯние €сократа перешло в ђим, отразившись на цицероновской прозе, а через последнюю проникло в книжную речь новых народов. Ќе обращаЯсь за украшениЯми к поэтической речи, избегаЯ всего вычурного и напыщенного, €. довольствовалсЯ в своих уроках риторики и в составлении образцовых произведений теми средствами Языка, какие были длЯ всех доступны в живой речи современных ему афинЯн. Ћбразцы предложений Ђристотель в своей ЗђиторикеИ заимствует из €сократа. ЏериодическаЯ речь, гармоническаЯ, тщательно отделаннаЯ в своих составных частЯх, была впервые создана €сократом и преподана многочисленным его ученикам. Ќа афинЯн, в высшей степени чувствительных к красотам слова, да и на прочих эллинов подобные сочинениЯ производили чарующее впечатление (XII, 2; XV, 38-40).

Ќо слава ритора не удовлетворЯла €сократа; он желал учить современные поколениЯ Зне только красноречию, но и добродетелиИ, то есть морали и политике. …му казалось, что только незвучный голос и робость перед толпой мешала ему играть роль вдохновителЯ народов и царей (XII, 9. 10). Ќа самом деле больше, нежели голоса, недоставало €сократу. …му не хватало Ясного видениЯ людей и событий, силы воли и решимости, страстного увлечениЯ идеей и неутомимого изысканиЯ живой действительности в еЮ сокровенных мотивах и причинах С тех именно качеств, которые обеспечивали великим ораторам греческим и римским успех в многолюднейших собраниЯх. ‚место фактов, приуроченных к данному месту и времени, вместо неотразимых заключений из фактов €сократ обыкновенно предлагает своим читателЯм несколько общих положений о желательном порЯдке вещей и облекает эти мысли в изЯщную форму многоречивых советов в том убеждении, что народы или цари только дожидались благонамеренных указаний ритора и готовы согласовывать с ними свои поступки.

‚ совершеннейшем из своих сочинений, ЗЏанегирикеИ, изданном после Ђнталкидова мира (387), €сократ советует эллинам прекратить раздирающие их распри и войны и соединЮнные силы ќллады направить на общего врага, царЯ персов, с предоставлением морской гегемонии афинЯнам, а сухопутной С спартанцам. ЏредлагаЯ повторить старый, много раз не удававшийсЯ опыт, €сократ в то же времЯ перечислением заслуг Ђфин перед эллинами только раздражал лакедемонЯни затруднЯл полюбовное соглашение между двумЯ государствами. ‘ этого времени €сократ не переставал проповедовать мир в среде эллинов, борьбу эллинов против персов и завоевание ‚остока, где могли бы поселитьсЯ многие нуждающиесЯ эллины (XII, 11 сл., 74-76, 119-1 2 1 и др.).

‚ умиротворителЯ ќллады и национального вождЯ эллинов €сократ пыталсЯ обратить то царЯ спартанского Ђрхидама, тосиракузского тирана „ионисиЯ ‘таршего, то царЯ македонЯн ”илиппа. ‚ 346 до н. э., когда ”илипп владел уже многими городами ”ракии, разрушил Ћлинфский союз, держал в своих руках ”ермопилы и разорил ”окиду, €сократ приветствовал в беспощадном завоевателе благородного рыцарЯ, которому оставалось только опровергнуть клеветы афинских демагогов и стЯжать себе вечную славу покорением ‚остока длЯ свободных эллинов. ’а же наивнаЯ вера в ”илиппа проходит через всю ЗЏанафинейскуюИ речь, выпущенную в свет в 339 г. ѓода за три до этого €сократ убеждал ”илиппа беречь свою жизнь, столь необходимую длЯ славы ќллады.

‘охранилсЯ рассказ, будто €сократ не перенес роковой вести о поражении союзных эллинских сил при •еронее и уморил себЯ голодом; но на самом деле €сократ оставалсЯ до конца верным своему самоослеплению. Љо времени после •еронейской битвы относитсЯ письмо €сократа к ”илиппу, в котором ритор с радостью оповещает, что теперь, когда умиротворение эллинов наступило само собой, царю легко исполнить заветную мечту своего советника.

€сократ был ритор, бедный оригинальными идеЯми, мечтатель без точных сведений о положении вещей. Ќесравненный мастер формы, он был лишен энергии, энтузиазма и творчества мысли. €сторическаЯ роль его сводитсЯ, помимо выработки общеэллинского литературного Языка, к распространению раньше приобретенных понЯтий, гуманных и цивилизующих, далеко за пределы Ђфин; многочисленные ученики и читатели €сократа тем легче усваивали эти понЯтиЯ, чем меньше изложение их носило на себе печать сильной, оригинальной личности.

‚ывод:

Ќа закате дней свои монархические идеи €сократ формулирует в речи "”илипп", представлЯющей собой форму открытого письма написанного македонскому царю, врагу эллинской свободы ”илиппу. ‡десь €сократ с пылом возвращаетсЯ к обоснованию ѓоргиевой идеи панэллинства, звучавшей и в более ранних его речах "Ћ мире и "Џанегирик". ’еперь прославленный ритор предлагает ”илипп примиритьсЯ с греками, и, объединив их под своей эгидой, разгромить Џерсию. ’аким образом, за счет варваров €сократ планирует вывести ќлладу из экономического и политического кризиса, в котором она пребывает. Љак указывает неизвестный древний комментатор последней речи €сократа, "”илипп не послушалсЯ излагавшихсЯ в ней советов, но отложил их исполнение до другого времени. Ћднако позже сын его Ђлександр тоже прочитал эту речь и, во одушевленный ею, предпринЯл поход против „ариЯ ‚торого10. ‚дохновленный идеЯми €сократа, он создал самую знаменитую из великих империй древности и открыл новую историческую эпоху -эллинизм.

‹€’…ђЂ’“ђЂ:

1. ”ролов ќ.„. ”акел ЏрометеЯ. Ћчерки античной общественной мысли. Р ‹енинград, €здательство ‹ѓ“, 1991.

2. Љисиль ‚.џ., ђибери ‚.‚. ѓалереЯ античных философов: ‚ 2 т.: ’. I/‚.џ. Љсиль, ‚.‚. ђибери. Р Њ.: ”Ђ€ђ-Џђ…‘‘, 2002.

3. Ђ.”.‹осев, ѓ.Ђ. ‘онкина, Ђ.Ђ. ’ахо-ѓоди, Ќ.Ђ.’имофеева, Ќ.Њ. —ерЮмухина. ЂнтичнаЯ литература. “чебник длЯ пединститутов. Р Њ., ѓосударственное учебно-педогогическое издательство Њинистерства просвещениЯ ђ‘”‘ђ, 1963.

4. Њиллер ’.Ђ. Ћт поэзии к прозе. ђиторическаЯ проза ѓоргиЯ и €сократа // ЂнтичнаЯ поэтика. Њ., 1978.


[1] Џсевдо-Џлутарх. ‘м.: Љорнилова ….Ќ. ђиторика Р искусство убеждать.- Њ.1998. Р ‘.43.

[2] Љисиль ‚.џ., ђибери ‚.‚. ѓалереЯ античных философов: ‚ 2 т.: ’. I / ‚.џ. Љсиль, ‚.‚. ђибери. Р Њ.: ”Ђ€ђ-Џђ…‘‘, 2002. ‘тр. 469.

[3] ”ролов ќ.„. ”акел ЏрометеЯ. Ћчерки античной общественной мысли. Р ‹енинград, €здательство ‹ѓ“, 1991. ‘тр. 330.

[4] Ђ.”.‹осев, ѓ.Ђ. ‘онкина, Ђ.Ђ. ’ахо-ѓоди, Ќ.Ђ.’имофеева, Ќ.Њ. —ерЮмухина. ЂнтичнаЯ литература. “чебник длЯ пединститутов. Р Њ., ѓосударственное учебно-педогогическое издательство Њинистерства просвещениЯ ђ‘”‘ђ, 1963. ‘тр. 154.

[5] ”ролов ќ.„. ”акел ЏрометеЯ. Ћчерки античной общественной мысли. Р ‹енинград, €здательство ‹ѓ“, 1991. ‘тр. 333.

[6] Љорнилова ….Ќ. ђиторика Р искусство убеждать. ‘воеобразие публицистики античной эпохи: “чебное пособие. Р 2-е изд., испр. и доп. Р Њ., €зд-во Њѓ“, 2002. ‘тр. 46.

[7] ”ролов ќ.„. ”акел ЏрометеЯ. Ћчерки античной общественной мысли. Р ‹енинград, €здательство ‹ѓ“, 1991. ‘тр.334.

[8] ”ролов ќ.„. ”акел ЏрометеЯ. Ћчерки античной общественной мысли. Р ‹енинград, €здательство ‹ѓ“, 1991. ‘тр. 335

[9] Њиллер ’.Ђ. Ћт поэзии к прозе. ђиторическаЯ проза ѓоргиЯ и €сократа // ЂнтичнаЯ поэтика. Њ., 1978. ‘тр. 89.

[10] ”ролов ќ.„. ”акел ЏрометеЯ. Ћчерки античной общественной мысли. Р ‹енинград, €здательство ‹ѓ“, 1991. ‘тр. 348-349.







Сейчас читают про: