Французская система государственного управления

Французская Республика – одно из крупнейших государств на европейском континенте. На северо-востоке граничит с Бельгией и Люксембургом, на востоке и юго-востоке – с Германией, Швейцарией, Италией и Монако, на юге – с Испанией и Андоррой. Побережье Франции омывается проливами Па-де-Кале, Ла-Манш, Бискайским заливом Атлантического океана и Средиземным морем. Площадь территории Франции – 551,6 тыс. кв. км, численность населения около 58 млн. человек.

Метрополия страны разделена на 20 регионов, 96 департаментов (в том числе территория Бельфор со статусом департамента) и около 36 тыс. коммун. В состав Франции входят пять заморских департаментов (Гваделупа, Мартиника, Гвиана, Сен-Пьер и Микелон, Реюньон), одна территория с особым статусом (Майотт) и четыре заморские территории (Новая Каледония, Полинезия, Уоллес и Футуна, Южные Антарктические территории). Административно-территориальные единицы наделены статусом местных коллективов с системой выборных органов самоуправления: региональных, генеральных и муниципальных советов.

Современная система государственного управления Французской Республики восходит к историческим особенностям утверждения политического режима Пятой Республики, что нашло свое отражение в особенностях конструирования баланса высших государственных органов страны и закреплено Конституцией 1958 года. Слабость государственного устройства Четвертой Республики, поражения понесенные Францией в колониальных войнах в Индокитае, Египте и Алжире, наличие гражданского конфликта внутри страны привели к появлению идеологии восстановления государства на международной арене и внутри страны. Интерес нации должен преобладать над внутренними конфликтами, политические дела делятся на действия большой политики (международные отношения, оборона) и повседневные направления, где сталкиваются интересы различных социальных категорий населения. При этом интересы могут быть различны, но они обязательно должны уступать высшим приоритетам нации, представляемым, прежде всего государством и олицетворяемым главой государства. Этот идеологический императив был сформулирован генералом Шарлем де Голлем еще в 1946 году в его знаменитой речи в Байе, однако востребованным он оказался в 1958 году.

Политический режим Пятой Республики является результатом двух противоположных устремлений, - стремления усилить исполнительную власть и прежде всего власть Президента Республики и стремления восстановить роль Правительства и Премьер-министра. Результатом стала ситуация когда исполнительная власть принадлежит одновременно Президенту Республики и Премьер-министру, и самые важные для баланса политического режима отношения существуют между двумя главами исполнительной власти.

Система государственного управления во Франции - важная и актуальная тема на сегодняшний день. Многие европейские государства имеют сегодня систему государственного управления, организованную по образу Франции. Именно во Франции намного раньше, чем в других западноевропейских странах, завершился процесс централизации, произошло обособление государственного аппарата от гражданского общества, возникла бюрократия, основанная на специализации функций, разделении труда и разделении ролей. Также данная тема актуальна потому, что существующий во Франции режим (режим Пятой республики) доказал эффективность данной системы и может быть использован в качестве примера для становления системы государственного управления в России. Таким образом актуальность темы исследования не вызывает сомнений.

Французская школа государственного управления имеет свои особенности, выразившиеся в доминировании до 50-х годов ХХ в. теории институтов (М.Прело и М.Дюверже). Заслугой французской школы явилась институциональная концепция государства, которая пришла на смену характеристике государства как юридического лица. Государство стало рассматриваться как институт, в котором воплощается власть. На первый план при таком подходе выдвигалось «общее дело», задача, цель, которым служит государство. В результате такого подхода существенно изменялось место правящей элиты в государственном управлении: она являлась лишь агентом высшей власти и это означало, что ее действия ограничены правовым полем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: