Задачи экологии

В общетеоретическом плане среди основных задач экологии необходимо выделить следующие:

· изучение структуры, функций экосистем, их равновесия и не равновесия, т.е. причин стабильности экосистем их нарушения, превращения энергии внутри экологической системы, разработка общей теории устойчивости экологических систем;

· исследование особенностей организации жизни, в том числе и в связи с антропогенным влиянием на окружающую природную среду;

· создание научных основ рационального использования биологических ресурсов;

· моделирование состояния экосистем и глобальных биосферных процессов.

Основные прикладные задачи, которые экология должна решать следующие:

· прогнозирование изменений природы в результате деятельности человека;

· сохранение, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов;

· оптимизация инженерных, экономических, организационно-правовых, социальных и иных решений для обеспечения экологически безопасного устойчивого развития;

· улучшение качества окружающей природной среды.

Стратегической задачей экологии считается развитие теории взаимодействия природы и общества на основе нового подхода, рассматривающего общество, как неотъемлемою часть биосферы. Используя все достижения научно-технического прогресса, необходимо создать научную базу для гармонизации взаимоотношений человеческого общества и природы и разработать практические рекомендации, направленные на оздоровление и поддержания надлежащего качества природной среды, без чего невозможно нормальное существование всего ныне живущего на Земле и жизни как таковой в будущем.

Как учебный предмет экология делится на четыре основных раздела:

1. аутоэкология, или факториальная экология (учение об экологических факторах);

2. экология популяций или демоэкология;

3. экология сообществ или экосистем;

4. учения о биосфере или экология биосферы.

При изучении многообразных процессов, которые происходят в живой природе, экология использует много методов, среди которых главными являются метод наблюдения, сравнительный метод, исторический метод, экспериментальный метод и моделирование. В частности, исторический метод изучает закономерности появления и развития организмов, становления их структуры и функций. В лабораторных опытах исследуется влияние разных условий на организмы, установление их реакции на заданные воздействия. В процессе изучения отношений организмов со средой обитания в искусственно созданных условиях можно достаточно глубоко разобраться в происходящих явлениях природы.

В тоже время, очевидно, что взаимосвязи живых организмов с окружающей их средой, которая характеризуется множеством элементов и явлений, могут быть изучены наиболее полно в природных условиях. Именно вследствие этого натурные наблюдения и эксперименты занимают самое важнее место.

Относительно новым методом исследования в современной экологии является моделирование, позволяющее изучать сложные объекты, явления и процессы путем их упрощенного имитирования. Существенным преимуществом экспериментов на модели является то, что при этом могу быть воспроизведены такие крайние положения (например, температура), которые в ряде случаев не могут быть воссозданы на самом объекте.

Человек и человеческая популяция (человечество) в целом рассматривается как часть природы. Однако эти общие формулировки претерпевают существенные дополнения и изменения. Дискуссия продолжается до сих пор и касается предмета экологии, объекта изучения, границ этой науки и ее связи с другими, близкими областями знания. В настоящее время экология разделилась на ряд научных отраслей и дисциплин, подчас далеких от первоначального понимания экологии как биологической науки (биоэкологии) об отношениях живых организмов с окружающей средой, хотя в основе всех современных направлений экологии лежат фундаментальные идеи биоэкологии.

Сегодня сформировалось около ста направлений экологических исследований. Так выделяют общую экологию, которая изучает наиболее общие закономерности взаимоотношений организмов и их сообществ со средой в естественных условиях, а также как учение об экосистемах, общих закономерностях их структуры, функционирования и эволюции, специальную экологию, предметом изучения которой является применение законов общей экологии к отдельным группам организмов, разным типам местообитаний и биосистемам различных биоклиматических поясов, прикладную экологию, которая являетсянеобходимым элементом хозяйственной деятельности на национальном (государственном) уровне и глобальную экологию, науку о нашем общем доме – Земле.

В зависимости от размеров объектов изучения экологию делят на аутоэкологию (организм и его среда), популяционную экологию (популяция и его среда), синэкологию (биологическое сообщество или экосистема и их среда), географическую или ландшафтную экологию (крупные геосистемы, географические процессы с участием живых организмов и их среда). По отношению к предметам изучения экологию подразделяют на экологию микроорганизмов, растений, животных, человека, сельскохозяйственную, промышленную (инженерную) и общую экологию. С учетом среды и компонентов выделяют экологию суши, пресных водоемов, морей, тундр, лесов, городов и т.д. В зависимости от методов изучения различают такие экологические направления как биосферное, медицинское, математическое, химическое, экономическое, юридическое и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: