Непрерывность и прерывность истории

Человеческая история есть результат деятельности индивидов, каждый из которых является субъектом её. Всемирная история представляет собой не что иное, как равнодействующую бесчисленного множества перекрещивающихся действий людей. Эти действия в свою очередь определяются их (людей) потребностями, которые обусловлены необходимостью поддержания жизни и совершенствования условий ее осуществления. Удовлетворенные потребности порождают новые, которые в свою очередь тоже удовлетворяются и т. д. Таким образом, начавшись, человеческая история выступает как постоянный непрерывный эволюционный процесс, время от времени прерываемый скачками (революциями, контрреволюциями и другими событиями, к числу которых надо отнести научно-технические, технологические, «зеленые» и др.).

Непрерывность человеческой истории есть ее последовательность, преемственность, консерватизм, когда одно поколение сменяется другим; когда производство средств к жизни совершается через рост производительности труда и т. д., когда возникает производство продуктов, удовлетворяющих потребности людей к роскоши, расточительству и т. д. В конечном счете, развитие орудий и предметов труда, совершенствование профессионального мастерства непосредственных производителей, становление человека как личности приводит к качественному скачку в истории. Тогда происходит переход от одного общественного состояния к другому. Например, усовершенствование орудий труда, осуществленное в первобытном обществе, привело к тому, что индивид, во-первых, стал выделять себя из общины, а во-вторых, стал производить больше продукта, чем он потреблял. Появился избыточный продукт, который можно было присвоить. Следствием этого стала дифференциация общины. Появились богатые и бедные. Появилась частная собственность на средства производства, на землю и рабочий скот, а также на людей. Возникло рабство. Это был скачок, перерыв постепенности в истории. Эти два взаимосвязанных процесса характеризуют собою историю от ее начала до сегодняшнего дня. Можно сказать даже, что они будут взаимодействовать друг с другом, дополнять и подготавливать друг друга пока будет существовать человеческая история.

Общество как саморазвивающаяся система. Формационный и цивилизационный подход к истории


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: