double arrow

Ценности и ценностные ориентации науки

По своему содержанию ценностное освоение действительности связано с функционированием всех форм общественного сознания: естественнонаучного, философского, политического, правового, эстетического, экономического, религиозного (или атеистического). Поэтому-то и важно при оценке как действительности, так и человека учитывать весь спектр ценностей, избегая переоценки одних и недооценки других, т.е. учитывать иерархию всех видов ценностей.

Конечно, при исследовании ценностей и ценностных ориентаций познания вообще и научного познания в частности, надо иметь в виду, что это – не одно и то же. Обычно познание человека связано с нахождением ответов на житейские вопросы «Что это?» и «Как это можно использовать для получения желаемого результата?». Научное познание помещает между этими крайними (с точки зрения науки) вопросами еще вопросы о том, что составляет сущность данного явления, какие причинно-следственные связи вскрываются при изучении природы данного явления и тенденций его развития, а также вопрос о границах применения полученных знаний. В конечном счете, весь смысл научного познания сводится к получению истинного знания. При этом, конечно, учитывается тот факт, что степень этой истинности зависит и от объекта познания (истина объективна), и от условий, в которых проводится исследование, и от тех методов, которые использует исследователь (что во многом и обусловливает относительность истины). Поэтому-то истина и выступает часто в качестве самоценности научного познания. Но и отрицательный результат в научном познании (в силу интерсубъективного характера этого познания) часто бывает не менее ценен. Он ограждает других ученых от стремления (желания) идти по ложному пути, от безрезультативных затрат духовных и материальных (а сегодня и больших денежных) средств.

Ценностью научного знания, науки является ее способность помогать человечеству решать насущные проблемы. Не случайно, наверное, один из признанных родоначальников современной науки Ф. Бэкон считал, что наука должна развиваться в помощь человечеству.

Но кроме самоценности научного знания, наука имеет и политическую, и экономическую, и этическую ценности. Это особенно актуально в наши дни.

Политическая ценность науки состоит, главным образом, в том, что, с одной стороны, открытые ею законы развития природы, общества и человека дают возможность государству в целом или его институтам находить оптимальные варианты решения насущных политических проблем (войны и мира, например) как во внешней, так и во внутриполитической обстановке, а с другой стороны, правильная государственная политика в области науки позволяет ей эффективно функционировать и развиваться.

Со второй половины XIX века наука стала постепенно, но неуклонно превращаться в непосредственную производительную силу общества. Процесс этот получил ускорение в связи с научной революцией на рубеже XIX и XX вв. и особенно – в середине XX века в связи с научно-технической революцией, означающей коренной качественный переворот в развитии науки и техники. Развитие науки, ее новейшие открытия способствовали возникновению новых технических устройств, а эти последние позволяли более эффективно осуществлять развитие науки. Все элементы производительных сил общества (люди, орудия труда, прежде всего) стали наукоемкими, что и позволило констатировать факт превращения науки в непосредственную производительную силу, т.е. занять ей вполне определенное положение в экономической системе современного общества.

Сегодня уровень экономического развития страны во многом определяется не столько наличием в ней достаточного количества природных богатств, сколько тем, каков уровень развития в ней научной мысли и как эффективно она используется для решения насущных экономических задач. Не случайно, наверное, в конце XX века. Япония, не имеющая сколь - либо значительных природных ресурсов, по многим экономическим показателям вышла на 1-е место в мире. И наоборот, Россия, имеющая колоссальные природные ресурсы, за годы перестройки и последовавшего за ней реформирования, повлекших за собой государственное недофинансирование науки, утратила свое лидирующее положение в тех отраслях мировой экономики, в которых долгие десятилетия находилась на передовых рубежах.

Но, пожалуй, в настоящее время самое большое значение приобретает этическая ценность науки, ее этос, вопросы социальной и нравственной ответственности ученых за результаты их научных открытий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: