Соотношение философии и науки (наука и философия)

Предмет, структура и функции философии науки

Понятие философия науки имеет два значения:

1. Направление в западной и отечественной философии, которая ориентирована на осмысление феномена науки как духовного явления;

2. Специальная философская дисциплина с собственным предметом исследования.

Как направление в рамках фил. науки философия сформировалась в 40-х 18 в. с появлением позитивизма. К этому времени начинается процесс дифференциации науки и становится заметным ее влияние. Во 2-й пол. 19 в – перв. пол. 20 в философия науки как направление представлена множеством концепций науки. Фил. науки как дисциплина возникла в ответ на потребность осмыслить НТР, кот. Начинается в 50-х 20 в и начиная с этого времени фил. науки становится самостоятельной дисциплиной и отстаивает права с равными ей дисциплинами. Корифеем отечественной фил. науки явл. Степин, а фил. техники начал заниматься Горохов «Фил. науки техники»:

Предмет философии науки – общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в историческом развитии и социокультурном контексте».

Центральная проблема – рост научных знаний. Три вопроса:

1. Как возникла

2. Каково её настоящее

3. Будущее науки

Структура философии науки как научного знания

Философия науки имеет несколько разделов:

1. Онтология науки – учение об основных свойствах, структуре и закономерностях существования науки

2. Гносеология науки – учение о познании, исследует особенности научного познания, его истоки формы и границы.

3. Методология науки – учение о принципах и методах получения знаний.

4. Логика науки – учение о логических приёмах и средствах научного познания.

5. Аксиология науки – учение о ценностях, учение о ценностных началах (предпосылках) научного познания.

6. Социология науки – учение об особенностях взаимодействия социальных групп участвующих в научном познании.

Задачи философии науки:

1. Исследовать соотношение философии и науки на разных исторических этапах развития общества в разных социально-культурных условиях.

2. Исследование факторов влияющих на развитие научных знаний

3. Исследование философских проблем и оснований отдельных наук и научных теорий

4. Исследование границ и возможностей научного познания

5. Исследование взаимодействия науки, культуры и общества.

Соотношение философии и науки (наука и философия)

При рассмотрении вопроса о соотношении Ф. и науки выделяют 3 аспекта его интерпретации:

1) явл-ся ли ф. наукой; 2) как взаимодействует Ф. и частные (конкретные) науки;

3) как соотносится Ф. и вненаучное знание.

1) В силу св. широты Ф. сложно отнести к науке. Во всяком случае, Ф. не обладает всеми признаками клас. науки. И все-таки Ф.- наука, т.к. она выступает в качестве такой же теоретич. дисциплины, как и наука. Это означает: 1) Ф. оперирует понятиями, суждениями и умозаключениями, что указывает на ее теорич. хар-р. 2)использует общенаучн. методы познания (индукция, дедукция, анализ, синтез, мыслен. эксперимент, моделирование, др.). 3)опирается на положения различн. наук. → Ф. имеет научный хар-р. 2)Ф. делает предметом своего анализа обобщения частных наук, т.е. Ф. имеет дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения. Крупнейшие открытия в конкретн. науках способствовали интенсивн. развитию Ф.: успехи естествознания в Новое время или в к.19-н.20 вв. повлияли на развитие фил. знания. Но и Ф. оказывает влияние на развитие частн. наук. Она не призвана делать открытия естественно-научного хар-ра, а влияет через фил. мировоззрение, методологию и ценностные ориентации, кот-е воздействуют на первоначальные позиции ученого. 3)Вненаучное знание включает: заблуждения, связанные с исследованиями людей, убежденных, что они создают подлин. науку, и паранауку (астрология, оккультные науки, магия, колдовство, др.).От заблуждений Ф., как и любая др. наука, не м.б. гарантирована. Это м. рассматривать в качестве момента развития научн. знания и фил-и. Что касается отношения Ф. к паранауке, то Ф. и паранаука несовместимы. Необходимо научное миропонимание, иначе возможны опасные социал. последствия, как например, инквизиция, религ.фанатизм, фашизм, др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: